Финансовое состояние организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Введение

В настоящее время одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия 7
Понятие, значение, задачи и информационная база анализа
финансового состояния предприятия 7
Методика анализа основных составляющих финансового
состояния предприятия 21
2 Анализ финансового состояния предприятия на примере
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» 31
Анализ имущественного положения, ликвидности и платежеспособности предприятия 31
Анализ абсолютных и относительных показателей
финансовой устойчивости 45
Заключение 54
Список использованных источников 55
Приложение А «Бухгалтерский баланс за 2007год» 59
Приложение Б «Бухгалтерский баланс за 2008год» 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

 

Величина собственных оборотных средств. Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия (т. е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах.

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя – 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Коэффициент быстрой ликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя – 1, однако эта оценка также носит условный характер. Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, вряд ли это характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, – 0,2. В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов – дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.

Доля собственных  оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае – 50%.

Коэффициент покрытия запасов. Рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов и суммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.

Оценка финансовой устойчивости

 

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.

Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала – их сумма равна 1 (или 100%). По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные, порой противоположные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Указывают и нижний предел этого показателя – 0,6 (или 60%).

Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие и могут покрыть свои обязательства собственными средствами.

Коэффициент маневренности  собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т. е. (в некотором смысле) принадлежит им, а не владельцам предприятия.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных  средств. Характеризует структуру капитала. Рост этого показателя в динамике – в определенном смысле – негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.

Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т. е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

Оценка деловой  активности

 

Показатели деловой  активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Количественная оценка делается по двум направлениям:

– степень выполнения плана (установленного вышестоящей  организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

– уровень эффективности  использования ресурсов предприятия.

экономики предприятия» (по аналогии с «золотым правилом механики»).

Оценка рентабельности

 

К основным показателям этого блока, используемым в странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна – сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. При расчете можно использовать либо общую прибыль отчетного периода, либо чистую прибыль [15, с.186].

 

 2 Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Саранский завод «Резинотехника»

 

2.1 Анализ имущественного положения, ликвидности и платежеспособности предприятия

 

Строительство и ввод в действие Саранского резинового комбината было предусмотрено генеральным планом развития народного хозяйства СССР в седьмой пятилетке (1961–1965 гг.). Уже в третьем квартале 1965 года завод начал выдавать первую продукцию. 30 декабря 1992 года завод был приватизирован. В 1993 году состоялось первое собрание акционеров, которое приняло постановление о создании открытого акционерного общества «Саранский завод «Резинотехника». Был утвержден Устав общества, избраны совет директоров и генеральный директор.

На протяжении 35-летней истории  коллектив ОАО «Саранский завод  «Резинотехника» строил, вводил новые мощности, осваивал новые технологии и изделия, завоевывал авторитет и признание.

Сегодня ОАО «Саранский завод «Резинотехника» один из крупнейших российских производителей резинотехнических изделий (РТИ). Его доля в производстве резинотехнической продукции России составляет около 9 %, что соответствует четвертому месту в отрасли. Предприятие выпускает практически все виды изделий, изготавливаемых в промышленности РТИ. В настоящее время – это более 11 тыс. наименований изделий.

Основные виды выпускаемой продукции: формовые резинотехнические изделия, неформовые резинотехнические изделия, ремни, рукава резиновые, в т.ч. с металлооплеткой,  патрубки, техпластина, резиновые смеси.

На предприятии успешно действуют следующие виды производств:

  • рукавов разных видов и типоразмеров (рукавов высокого давления с металлооплеткой; рукавов напорных – с нитяным каркасом навивочной и оплеточной конструкций, с текстильным каркасом прокладочной конструкции; рукавов напорно-всасывающих); рукавов резинотканевых гофрированных для систем отопления и вентиляции автомобилей и тракторов;
  • клиновых ремней (вентиляторных, вариаторных, приводных, плоских, многоручьевых различной длины. Приводные ремни длиной 4000мм 4 класса кордшнуровой конструкции имеют повышенный ресурс;
  • формовых РТИ, в т.ч. частей опорных резиновых армированных для мостовых сооружений (РОЧ);
  • неформовых РТИ различного назначения;
  • шлангов гнутых радиаторных систем охлаждения двигателей;
  • прорезиненных тканей и транспортерных конвейерных лент (лент мебельных, ковровых дорожек, диэлектрических ковров);
  • изделий из прорезиненных тканей (резиновых лодок, плотов, средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи);
  • пластин резиновых технических и пищевых.

Кроме того, завод выпускает изделия  медицинского назначения (пробки резиновые для укупоривания флаконов с антибиотиками и кровью, трубки, жгуты и т.д.), изготавливает клея, пористые РТИ, товарные резиновые смеси, крошку резиновую; производит обрезинивание валов, делает трубы полиэтиленовые.

В производстве РТИ используются передовые технологии: выпуск рукавов высокого давления на гибком полипропиленовом дорне осуществляется по технологии английской фирмы BTR, налажено производство рукавов напорных автотракторных и рукавов обмоточной конструкции на гибких полипропиленовых дорнах; выпускаются шланги гнутые радиаторные с вязаным каркасом; при изготовлении ремней применяется вакуумная пропитка полиэфирных кордшнуров; осуществляется непрерывная вулканизация неформовых РТИ на линии расплава солей.

Потребителями РТИ ОАО «Саранский завод «Резинотехника» являются широкий круг клиентов. Поставки производятся в адрес более трех тысяч потребителей. Наиболее крупные потребители РТИ, на которые приходится большой процент продаж – предприятия промышленности (особенно предприятия по производству автомобильной техники), предприятия и организации оптовой торговли, снабжения и сбыта, строительства и др.

Главными причинами побуждающими клиентов приобретать продукцию ОАО «Саранский завод «Резинотехника» являются: большой ассортимент выпускаемой продукции; более низкие по сравнению с конкурентами цены; территориальное расположение предприятия.

Причинами, снижающими объемы сбыта  выпускаемой продукции, являются: конкуренция между российскими производителями РТИ, увеличение цен на сырье и энергоносители, нестабильное развитие экономики страны.

Повышению объемов сбыта  способствуют ценовая политика предприятия, поиск новых рынков сбыта и освоение новых видов продукции.

Предприятие «Резинотехника», являясь  открытым акционерным обществом, имеет, естественно, организационную структуру, сходную по своим основным параметрам со всеми акционерными обществами. Самой основной управленческой структурой предприятия является собрания акционеров. В подчинении собрания акционеров находится совет директоров. Также существует ревизионная комиссия и комитет профсоюзов, что очевидно, так как ни одно предприятие не обходится без этих органов. В подчинении совета директоров находится генеральный директор.

Что касается внутреннего деления  предприятия по сферам и направлениям деятельности, то здесь совет директоров посчитал рациональным ввести должности директора по качеству, коммерческого директора, директора по производству, директора по персоналу и общим вопросам, технического директора, директора по экономике и финансам. Каждой из данных должностей подотчетна достаточно разветвленная сеть подразделений и отделов, занимающихся однородными направлениями деятельности.

Информация о работе Финансовое состояние организации