Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность, нестабильность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения новых современных технологий планирования.
Рассмотрение теоретических и практических основ финансового планирования на предприятии, особенностей системы бюджетирования как метода финансового планирования является целью данной работы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5
Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8
Глава 3. Бюджетирование………………………………………………….12
Глава 4. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием………………………………………………………………...17
Расчетная часть………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..49
Библиографический список…………………………………………………51
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом-рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.[9,c.68]
При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии:
- максимальная рентабельность вложенного капитала;
- максимальное значение прибыли;
- максимальная оборачиваемость капитала;
- оптимальное соотношение заёмных и собственных средств
предприятия;
- минимальное значение приведенных затрат и т.д.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:
Y=f (x1, x2, … , xn),
где Y - планируемый финансовый показатель; xi – i-й фактор, i = 1, ..., n.
Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:
Y= a0 + a1x1 + … + an xn,
|где а0, а\, ..., ап - параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных; Y — среднее значение финансового показателя; х1, ... , хп — факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.
Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не "позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1—2 года.[2,c.96]
Эвристические методы представляют собой методы прогнозирования финансовых показателей, основывающиеся на опыте и интуиции экспертов, т. е. на субъективных началах. Применяются в прогнозировании ситуаций с высокой степенью неопределенности.
3. Бюджетирование
Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных технологий планирования. Для организации наиболее эффективного финансового планирования в отечественной практике все чаще используется система бюджетирования.
В литературе приводятся самые различные определения понятий «бюджет», «бюджетирование». По определению Британского института финансовых менеджеров, «бюджет — это план, представленный в денежном выражении, - подготовленный и одобренный для определенного периода времени, в котором обычно показаны предстоящие поступления и (или) расходы данного периода, и капитал, который необходимо использовать для достижения поставленных целей».
«Основной бюджет — это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей» - мнение американских специалистов.
Таким образом, бюджетирование — это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению. Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
Привлекательность бюджетирования для российских предприятий в нынешних условиях заключается в следующем:
во-первых, бюджетирование пришло на смену существовавшей ранее системы планирования, когда показатели «спускались сверху», когда связь планирования с финансами прослеживалась с трудом, ничего не появилось, кроме бизнес-плана. Но бизнес - план решает несколько иные задачи, чем финансовое планирование деятельности предприятия;
во-вторых, бюджетирование особо привлекательно для вновь
создаваемых предприятий, когда важно с самого начала представлять перспективы развития и необходимые объемы инвестиций,
иметь финансовые сметы и прогнозируемые финансовые показатели. Таких предприятий в условиях развития рыночного хозяйствования в России очень много;
в-третьих, бюджетирование дает возможность осуществле
ния финансового контроля, принятия оперативных управленчес
ких решений. В условиях нестабильности в экономике это нема
ловажный фактор.[13,c.35]
Но существуют определенные трудности, которые возникают при внедрении бюджетирования на предприятиях в условиях России. Изначально это недостаток информации. Отсутствуют структуры, которые собирали бы информацию, необходимую для внедрения бюджетирования, и анализировали во всем его многообразии. Ту информацию, которой обладает бухгалтерия, можно использовать для финансовой отчетности, но ее недостаточно - она не годится ни по форме, ни по регламенту для бюджетного управления. Это обусловливает невозможность применения в существующей информационной среде готовых западных технологий финансового планирования.
По мнению специалистов Центра международного бизнеса и регионального развития, в настоящее время серьезные изменения претерпела логика хозяйственного планирования. Для многих предприятий РФ до сих пор планирование осуществляется по принципу «от достигнутого». Если раньше этот принцип реализовывался в виде прироста объемов производства по сравнению с предыдущим годом, то теперь он выражается в стремлении как можно больше загрузить производственные мощности. Делается это чаще всего в независимости от того, может ли быть реализована вся выпускаемая продукция, может ли предприятие получить за нее деньги в полном объеме.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетирование выполняет три основные функции: планирования, учета, контроля.
Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранить их контролирующую роль.
В качестве основных принципов бюджетного планирования
можно привести следующие:
- унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и
процедур разработки для компании и всех структурных подразделений, независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
- совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
- обеспечение возможности составления сводного бюджета;
- стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
- разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех
подразделений;
- непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
- заблаговременная формулировка финансовых целей всех
подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
- учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных
средств в сопоставимых по времени единицах учета;
-детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля
в чистых продажах достаточно велика.[4,c.72]
4. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
- прогноза отчета о прибылях и убытках;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза бухгалтерского баланса.
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.