Финансово промышленные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ). Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление российских финансово-промышленных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………1
Образование финансово-промышленных групп в России………..4
Типы финансово-промышленных групп…………………………..8
Структура ФПГ……………………………………………………..13
Государственное регулирование ФПГ…………………………….16
Развитие ФПГ в России…………………………………………….19
Проблемы Российских ФПГ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

фпг 1.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

    Передел государственной собственности, приведший  к образованию ФПГ в основном осуществлялся в три этапа: ваучерной приватизации, залоговых аукционов и последовавшими за ними этапа инвестиционных конкурсов. Участниками этих мероприятий, способными мобилизовать достаточные ресурсы для приобретения контрольных либо блокирующих пакетов акций, могли стать только крупные финансовые структуры. При этом именно банки стали агентами промышленных предприятий в области привлечения иностранных инвестиций, что связано с необходимостью реализации ресурсоемких инвестиционных предложений промышленного сектора. При формировании ФПГ банки стали контролировать все уровни управления. Банки успешно реализовывали стратегию промышленной экспансии. Общей тенденцией стала концентрация промышленной собственности и финансового капитала вокруг банков. Таким образом, банки стали владельцами контрольных пакетов акций промышленных объектов.

    Особенностью  российских ФПГ является смешанный  характер их создания, сочетающий черты  партнерства и иерархии. Для ФПГ, основанных на партнерстве, характерно создание центральной компании в  форме некоммерческой ассоциации, которая  не занимается финансово-экономической  деятельностью. Объединение активов  предприятий происходит в рамках их совместной деятельности, без передачи в собственность центральной  компании. Чаще всего это — договора о совместной деятельности, когда  каждый участник передает свое имущество  или его часть в общую долевую  собственность, а после прекращения  договора получает обратно. Поэтому  такое объединение, как правило, носит временный характер, используется для реализации конкретной программы. Для ФПГ, основанной по иерархии, главным  способом объединения активов является консолидация в центральной компании пакетов акций предприятий-участников. В результате строится система "основное общество — дочернее предприятие". В России большая часть ФПГ  создана именно по такому принципу и фактически представляет собой  концерн. Однако концерн отличается от ФПГ, хотя (на практике законодательство этого не определяет). В концерне руководство принуждает подразделения  идти на структурные преобразования, а в ФПГ задачи решаются через  систему побудительных, мотивационных  механизмов. 

    Анализ  фактических данных, характеризующих  процесс создания ФПГ в России, свидетельствует о тенденции  включения в состав членов ФПГ  крупных промышленных предприятий  с большими объемами реализации и  крупными инвестиционными предложениями. Такая тенденция прослеживается и в мировом хозяйстве, что  объясняется, в первую очередь, более прочными и устойчивыми кооперационными связями крупномасштабного производства, нежели мелкосерийного, явным преимуществом от реализации эффекта масштаба и ограниченной возможностью выполнения инвестиционных программ на основе собственных источников финансирования. 

 

    6.Проблемы российских ФПГ 

    На  практике отечественные ФПГ демонстрируют  разную эффективность. Одни ус-пешно приспособились к новым экономическим условиям (скажем, "ЛУКойл") и завоевали позиции на внешних рынках ("Газпром"), а другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широком экспорте продукции ("Норильский никель"). Причины значительных расхождений в результатах деятельности ФПГ аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них и проходящих через их родственные структуры денежных потоках.  

    И все же можно выделить некоторые  недостатки, от умения справиться с  которыми зависят успехи или неудачи группы:

    1) "Хлипкость" банка. Крепость  всей групповой конструкции во  многом зависит от силы банка,  который зачастую является системообразующим.  Характерно, что в ФПГ участвуют  очень большие или очень маленькие  банки. Отсутствие средних банков  специалисты объясняют тем, что  банкиров интересуют лишь те  группы, деятельность которых они  могут контролировать. Предприятия  нередко обвиняют банки (которые  стали их акционерами) в том,  что их интересует не развитие  производства, а извлечение собственной  выгоды из контроля над финансовыми  потоками, а к реализации инвестиционных  проектов в ФПГ они проявляют  минимальный интерес. Оценки потенциальных  возможностей ФПГ при их создании оказались явно завышенными.

    2)Ограниченные  инвестиционные возможности. На  нынешнее состояние ФПГ существенно  влияют повышенный риск крупных  инвестиций в условиях расплывчатости  государственных структурных приоритетов  и масштабы инвестиций, необходимых  для решения стратегических задач.  Воплотиться в жизнь им мешают как неблагоприятные внешние условия для развития групп, так и многочисленные внутренние трудности.

    3)Неэффективный  менеджмент. Его неэффективность  является следствием вялости  внешнего контроля (со стороны  рынка и собственников). С одной стороны, менеджеры, контролирующие холдинги, стремятся на взаимовыгодной основе реализовать преимущества его приспособленности к рыночным условиям, с другой - пытаются сохранить в миниатюре прежнюю систему, включая опеку слабых предприятий и содержание социальной инфраструктуры, готовы к сомнительным операциям, вплоть до искусственного ухудшения финансового положения предприятий лишь бы облегчить скупку их акций, пренебрегают их интересами, перекладывая на них текущие трудности. Кроме того, непосильные налоги, отсутствие видимых перспектив развития провоцируют "проедание" средств. 
Участники групп жалуются на перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки, а также на то, что государство неэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ, занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.
 

    Вместе  с тем деятельность ФПГ очень  важна для нашей экономики, так  как в результате интеграции экономических, организационных, технологических  и интеллектуальных потенциалов  их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания  инвестиционных ресурсов для новых  высокоэффективных производств. Какие  же выгоды дают слияния? На этот вопрос каждая компания имеет свой ответ: одним  слияние помогает ликвидировать  нежелательную конкуренцию, стабилизировать  рынок, воспользоваться опытом и  связями партнера, другим дает возможность  сэкономить на издержках за счет расширения производства или снизить риск вложения капитала путем диверсификации сфер деятельности. Но в любом случае за всем этим стоит одно базовое  соображение: слияние представляет собой наиболее простой и очевидный способ концентрации и более эффективного использования инвестиционных ресурсов. 
Экономическая выгода ФПГ для государства заключается в следующем:

    1. Они участвуют в формировании  в национальной экономике институциональной  среды, благоприятной для привлечения  в реальное производство прямых инвестиций – как национальных, так и иностранных.

    2. Финансово-промышленные группы играют  определенную роль в предотвращении развития в российской экономике «голландской болезни». Для государства существующие ФПГ становятся, с одной стороны, базой для выполнения задачи укрепления позиций в стратегических отраслях. Участие государства в экономике принимает все более прозрачные формы и уже не связано с адресным вмешательством в хозяйственную жизнь применительно к отдельным предприятиям и секторам В металлургии и машиностроении примерами могут служить бывшие и настоящие участники финансово-промышленных групп, такие как «Норильский никель» и «АвтоВАЗ», контроль над которыми перешел к государству.

    3. ФПГ принимают участие в процессах  реинтеграции постсоветского пространства посредством формирования межгосударственных и транснациональных групп. На протяжении всего периода существования финансово-промышленные группы «связывали» экономическое пространство России и СНГ, поскольку в основном группы (40–65% в различные периоды) были транснациональными и межрегиональными. На новом этапе экономического развития спектр функций интегрированных бизнес-групп расширяется, поскольку актуализируется проблема реинтеграции социально-экономического пространства самой Российской Федерации.

    Влияние ФПГ на снижение уровней инфляции и безработицы: 
Одно из обоснований (соответствующее условиям переходной экономики) состоит в том, что ряд факторов оказывают одновременное и разнонаправленное воздействие на темпы инфляции и уровень безработицы. Жесткая фискальная, бюджетная и кредитно-денежная политика позволяют снизить темпы инфляции. Но в то же время уменьшение бюджетных дотаций убыточным предприятиям, повышение налогов, снижение доступности кредитных ресурсов в условиях экономического спада сопровождается увеличением числа банкротств, способствует более быстрому падению производства, сокращает возможности фирм удерживать избыточные трудовые ресурсы, что приводит к повышению безработицы. И наоборот, стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, сдерживая в краткосрочном периоде падение производства и рост безработицы, способствует повышению темпов инфляции.

    Формирование  финансово-промышленных групп рассматривается  в качестве фактора , в известной мере блокирующего инфляцию.  
Это происходит по следующим причинам :

    1.Сокращается  объем предоплат продукции , составляющей внутренний оборот данной Финансово-промышленной группы .

    2.Уменьшается  объем предоплат по внешним операциям , благодаря надежности и наличию резервов по суммарному потенциалу членов Финансово-промышленных групп.

    3. Становится меньше объем различного  рода неплатежей и следовательно  потребности иметь резервы платежных  средств , на случай попадания в зону неплатежей .

    4.Становится  возможной организация на базе  финансово-банковской структуры , входящей в Финансово-промышленную группу системы взаиморасчетов и взаимозачетов задолженностей предприятий и организаций - членов Финансово-промышленной группы.

    5.Сокращается  потенциал двойного налогообложения , проблем от продукции , не являющейся для Финансово-промышленных групп конечной

    6.Происходит  сокращение продолжительности оборота  оборотных средств , что способствует уменьшению объема необходимых денежных ресурсов . 

    ФПГ - отличное подспорье для преодоления  депрессий, безработицы, модернизации индустрии, созданию новых рабочих  мест, проще говоря, того, что действительно  необходимо в РФ в нынешнее время. В тех областях, где местные  власти не растаскивают финансово-промышленные группы на части, вырывая из них самые лакомые кусочки , а создают для них режим наибольшего благоприятствования, оживляется производство , увеличивается занятость и налоговые поступления в бюджет . У администрации появляются ресурсы , для жилищных , экологических , образовательных , пенсионных , медицинских и иных социальных программ . 
 
 

 

    Заключение: 

    1. Объединение промышленного и  банковского капитала в финансово-промышленные  группы выступает, по существу, основной формой организации  системы производства, составляя  каркас технологического комплекса  эффективных экономик большинства  экономически развитых стран  мира, всего мирового хозяйства,  являясь выражением прогресса  современного общественного производства  и одновременно условием его дальнейшего развития.

    2. Характерной особенностью развития  ФПГ, является то, что в последнее  время, их промышленная и банковская  составляющие усилили свою разветвленность  состава участников. Так, "производственная  ветвь" включает корпорации, действующие  не только в промышленном производстве, но и в области агробизнеса,  в сфере услуг. "Финансовая  ветвь", наряду с коммерческими  банками, теперь включает в  свой состав страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные  компании. Таким образом, объектом  контроля групп становятся все  новые отрасли и сферы экономики.  А связи внутри "новых" групп  приобретают все более разветвленный характер.

    3. На сегодняшний день отсутствует  единая модель корпоративного  построения и управления ФПГ в странах с рыночной экономикой. Отличия в составе и структуре каждой конкретной группы в значительной степени обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, на основе учета состояния производства и рынка, но, прежде всего, спецификой законодательного регулирования, роли финансовых организаций в вопросах корпоративной собственности и управления.

    4. Процесс создания и развития  ФПГ представляет собой не  только успешный опыт роста  согласованности и взаимозависимости  функционирования всех организационных  звеньев в структуре финансового  и промышленного капитала в соответствии с достигнутым уровнем обобществления производства, прорыва на международные рынки, но и показывает удачный опыт управления государственным промышленным сектором в ряде европейских стран.

    5.Резкое  уменьшение банковских капиталов  в результате кризиса внесло  коррективы в формирование ФПГ.  До кризиса они формировались  в основном вокруг банков, после  их центрами, скорее всего, станут  наиболее мощные предприятия.  Банки сосредоточатся на расчетном  обслуживании и кредитовании  предприятий, входящих в ФПГ,  а не на скупке их контрольных  пакетов. 
 

 

Список  литературы. 

1. Грачева И.  Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7,2005 
2. Галицкая С. В. Деньги.Кредит.Финансы.,2-е издание,2008 
3. Сборник/Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России// Общество и экономика.-2008 №2. 
4. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95г. №190-ФЗ 
5. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования ФПГ и консолидированный баланс.//Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г 
6. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования Российской экономики// Финансы и общество.-2000г. №1,2 с.25-37 
7. Инвестиционное финансирование в российских ФПГ. Москва: РЕЦЕП, Рабочая статья

Информация о работе Финансово промышленные группы