Финансово промышленные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ). Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление российских финансово-промышленных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………1
Образование финансово-промышленных групп в России………..4
Типы финансово-промышленных групп…………………………..8
Структура ФПГ……………………………………………………..13
Государственное регулирование ФПГ…………………………….16
Развитие ФПГ в России…………………………………………….19
Проблемы Российских ФПГ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

фпг 1.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

    Если  сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно  занимают торговые компании. Многие товаропроизводители  осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными  в области снабжения и сбыта  предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие  на рынок посредством контроля не только над производственным, но и  распределительным циклом. 

    Возможны  «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития. 

    Анализ  деятельности российских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участников группы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии к организации  управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитием группы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов. 

    ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции: вертикальные, горизонтальные и конгломераты. Вертикальные ФПГ - это объединения, в которых предприятия-участники  выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях. 

    Горизонтальные  ФПГ - это группы, в которых предприятия-участники  осуществляют производство на одних  и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. 

    Стоит заметить, что именно такой тип  интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве. 

    Высоко  диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно  не связанных между собою производств. 

    Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам  деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные. 

    Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера  активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается  ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем. 

    Вместе  с тем активнее о себе дают знать  транснациональные ФПГ, группы, среди  участников которых имеются юридические  лица, находящиеся под юрисдикцией  государств-членов СНГ. 
 
 

 

3. Структура ФПГ 

    Успех реализации проектов финансово-промышленной группой в наибольшей степени  зависит от построения грамотной  системы управления, что может  быть достигнуто только при наличии  эффективного внутригруппового менеджмента. Законодательно установлена двухуровневая  система управления ФПГ. Высшим органом  управления ФПГ является совет управляющих  группы включающий представителей всех ее участников. В роли исполнительно-распорядительного  органа выступает юридическое лицо — центральная компания ФПГ, которая, в свою очередь, имеет собственные  высший и исполнительный уровни управления. При таком построении организационной  структуры управления требуется  очень четко и однозначно решить вопрос о разделении функций и  о разграничении компетенции. 

    Центральной компанией ФПГ могут быть: 

  • инвестиционные  институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды);
  • хозяйственные общества (открытые и закрытые АО, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью);
  • ассоциации, союзы.

    В соответствии с законом «О финансово-промышленных группах» центральная компания выполняет  следующие основные функции: 

  • выступает от имени участников ФПГ в отношениях с третьими лицами, в том числе  с государством;
  • ведет сводный (консолидированный) учет, отчетность и баланс ФПГ;
  • готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ;
  • осуществляет финансовый менеджмент;
  • ведет работу с ценными бумагами как самой центральной компании, так и других участников ФПГ и предприятий, находящихся в сфере интересов группы;
  • разрабатывает бизнес-планы;
  • осуществляет маркетинг группы;
  • проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
  • организует кооперационные связи между предприятиями ФПГ;
  • выполняет юридическое консультирование и экспертизу.
 

    Для российских ФПГ характерны два типа объединений - конгломератный и основанный на кооперации производства. Конгломератному  типу присуще объединение акционерных  обществ, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в едином капитале и зависимости каждого от его  роста. Доминирующую роль в этих группах  играют банки. Примером такого объединения  может служить группа банка «Менатеп». 

    Для второго типа характерны производственная кооперация как основа объединения  и подчинение ей всех остальных элементов  группы (банков, страховых компаний и т. д.). К этому типу относится  большинство групп в нефтедобывающей  и нефтеперерабатывающей промышленности. 

    Государство участвует в управлении ФПГ через  работу представителей заинтересованных ведомств в собраниях акционеров и советах директоров. Например, в советах директоров нефтяных интегрированных  компаний присутствуют сотрудники Госкомимущества, Антимонопольного комитета, Минтопэнерго РФ. 

    Для перехода к созданию ФПГ с гораздо  более высокой степенью концентрации капитала возможны различные варианты. 

  • Внесение  акций (вплоть до контрольных пакетов) в уставный капитал при учреждении центральной компании или в последующий  период.
 
  • Проведение  спланированных совместных эмиссий  акций участников ФПГ с целью  взаимного обмена ими.
 
  • Широкое использование  доверительного управления во взаимоотношениях участников ФПГ и центральной  компании.
 
  • Получение центральной компанией в траст  пакетов акций, закрепленных в государственной  собственности.
 

 

4. Государственное регулирование ФПГ 

    Развитие  ФПГ способствует экономическому прогрессу  в стране в целом, что, в свою очередь, благоприятствует их собственному функционированию. Высокая доходность ФПГ в сочетании  со слиянием с банками существенно  раздвигает пределы самофинансирования и таким образом облегчает  нагрузку на государственный бюджет. С другой стороны, при возникновении  у ФПГ трудностей они могут  рассчитывать на финансовую мощь заинтересованных в их успешном функционировании органов  государственной власти. Основные формы  поддержки государством ФПГ - передача финансово-промышленным комплексам в  управление пакета государственных  акций, правительственные заказы, предоставление займов, совместное финансирование крупнейших проектов. Государство помогает ФПГ  в решении внешнеэкономических  задач посредством предоставления экспортных премий и дотаций, манипулирования  таможенными пошлинами, страхования  поставок, кредитования стран, вложения средств в которые связаны с риском. ФПГ все больше становятся посредниками государства с экономикой, способствуя его регулирующему воздействию на свободный рынок. Сейчас ФПГ по инициативе государства исполняют, хранят, размещают различные денежные фонды, кредитуют определенные объекты, эмитируют облигации, взаимодействуют с госбюджетом. Они содействуют претворению в жизнь разных государственных программ, выполняют с помощью государственного субсидирования, страхования, гарантированных кредитов, дотаций; сотрудничают в этом направлении с учетом интересов страны и бизнеса с привлекаемыми ими другими частными и акционерными предприятиями; создают соответствующие ассоциации, альянсы. Немалую роль играют ФПГ в экспорте и импорте продукции, многонациональном бизнесе как часть государственной внешнеэкономической политики. 

    Россия  в отношении формирования финансово-промышленных групп находится в худших условиях по сравнению со многими другими  государствами, прежде всего из-за нехватки финансовых ресурсов и неконкурентоспособности  многих видов отечественной технической  продукции. 

    Государственная поддержка деятельности ФПГ является одним из способов стимулирования инвестиций в промышленное развитие. Наиболее существенными мерами российских государственных  органов по поддержке деятельности ФПГ являются: 

  • зачет задолженности  участника ФПГ, акции которого реализуются  на инвестиционных конкурсах, в объем  предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для покупателя — центральной компании той же ФПГ,
 
  • предоставление  участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств  на деятельность группы,
 
  • передача  в доверительное управление центральной  компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы,
 
  • предоставление  государственных гарантий для привлечения  различного рода инвестиций,
 
  • предоставление  инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ,
 
  • Центральный банк РФ может предоставлять банкам — участникам ФПГ, осуществляющим в  рамках группы инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, а также изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
 

 

    5. Развитие ФПГ в России 

    Российские  ФПГ можно условно разделить  на три типа — общий, отраслевой и территориальный: 

    1. ФПГ, формирующиеся по происхождению капитала, условно делятся на три группы: 

  • бывшие  отраслевые министерства и ведомства, а также крупные гособъединения, которые после приватизации превратились в крупные акционерные общества и многие из них создали свои собственные банки;
 
  • промышленные  предприятия, которые в результате разгосударствления оказались без  государственного заказа и государственного финансирования, в целях сохранения старых хозяйственных связей пошли  по линии создания холдингов с  участием кредитно-финансовых институтов;
 
  • крупные банковские структуры, которые помимо кредитно-финансовых операций стали инициаторами создания групп бывших государственных предприятий  и новых частных промышленных предприятий.
 

    2. ФПГ, образовавшиеся по технологическому признаку и характеру производственных связей. Здесь интеграционные образования ФПГ проходят по линии горизонтального и вертикального слияния и создания так называемых конгломератов или диверсифицированных образований. 

    3. ФПГ, образующиеся по территориальному признаку, можно разделить на три группы: 

  • региональные  ФПГ, действия, которых ограничиваются территорией области, промышленного  района или республики;
 
  • межрегиональные ФПГ, которые носят иногда название общенациональных, выходят за рамки  одного региона. Чаще всего масштабность действия таких групп определяется широкой организацией промышленного ядра ФПГ;
 
  • транснациональные ФПГ могут стать инструментом для встраивания российской экономики  в мирохозяйственные связи, в  основном они пока ориентируются  на страны СНГ.
 

    Большая часть ФПГ сформировалась путем  учреждения коммерческих банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом учредители преследовали ряд  целей: 

  • инвестирование  средств с высокой отдачей, поскольку в тот период банковская деятельность при процентной марже в 30-40% между привлечением и размещением средств обеспечивала высокую доходность;
 
  • уменьшение  риска потери собственных оборотных  средств, размещенных в подконтрольном банке, их эффективное использование, защита от исчезновения денег за счет создания прозрачной структуры денежных потоков;
 
  • получение возможности финансирования деятельности учредителей за счет доступа через  банк к финансовым рынкам и инструментам.
 

    В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки, они  принимали максимальные меры для  снижения высокого уровня рисков. В  результате проведения залоговых аукционов  часть крупнейших банков приобрела  контрольные пакеты акций приватизированных  предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности. Тем самым банки  решили ряд важнейших задач: привлекли  оборотные средства предприятий  и расширили свою ресурсную базу; снизили операционные риски, введя  в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку  продукция предприятий в основном была ориентирована на экспорт; ликвидировали  кредитные риски, так как фактически основные фонды выступили в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий  отраслей, в которых формировались  ФПГ, (продукция нефтедобычи и  нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.) являлась ценообразующей. 

Информация о работе Финансово промышленные группы