Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ). Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление российских финансово-промышленных групп.
Введение…………………………………………………………………1
Образование финансово-промышленных групп в России………..4
Типы финансово-промышленных групп…………………………..8
Структура ФПГ……………………………………………………..13
Государственное регулирование ФПГ…………………………….16
Развитие ФПГ в России…………………………………………….19
Проблемы Российских ФПГ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы……………………………
Если
сотрудничество участников финансово-промышленной
группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой
сфере, то лидирующие позиции естественно
занимают торговые компании. Многие товаропроизводители
осознали необходимость тесной кооперации
с достаточно крупными и специализированными
в области снабжения и сбыта
предприятиями, что позволяет им
оказывать эффективное
Возможны
«мягкие» (консорциум, ассоциация, союз)
и «жесткие» (холдингового типа) варианты
организационного строения финансово-промышленных
групп. Выбор типа организационного строения
ФПГ определяется отношениями собственности
в группе, связями по капиталу между ее
участниками, совокупностью договорных
и неформальных взаимных обязательств,
целями создания и направлениями развития.
Анализ
деятельности российских ФПГ показал,
что организация сотрудничества
предприятий-участников группы остается
одним из слабых мест финансово-промышленных
групп. Претензии к организации
управления ФПГ возникают как с точки
зрения управляемости развитием группы,
так и с позиций финансовой обеспеченности
ее замыслов.
ФПГ
могут различаться по формам производственной
интеграции: вертикальные, горизонтальные
и конгломераты. Вертикальные ФПГ -
это объединения, в которых предприятия-
Горизонтальные
ФПГ - это группы, в которых предприятия-
Стоит
заметить, что именно такой тип
интеграции наиболее жестко контролируется
Госкомитетом по антимонопольной политике
и поддержке новых
Высоко
диверсифицированные ФПГ (или конгломераты)
представляют собой группы, в состав
которых включены несколько непосредственно
не связанных между собою
Финансово-промышленные
группы можно классифицировать по масштабам
деятельности на региональные, межрегиональные
и транснациональные.
Тенденция
к формированию финансово-промышленных
групп регионального характера
активно поддерживается местными органами
исполнительной власти и рассматривается
ими, с одной стороны, как способ
укрепления позиций регионов в отношениях
с центром, а с другой - как средство решения
региональных экономических и социальных
задач. Местные администрации связывают
формирование ФПГ с крупными региональными
программами, обеспечивающими структурную
перестройку технологически взаимосвязанных
предприятий с учетом приоритетных задач
сохранения занятости населения и решения
экологических проблем.
Вместе
с тем активнее о себе дают знать
транснациональные ФПГ, группы, среди
участников которых имеются юридические
лица, находящиеся под юрисдикцией
государств-членов СНГ.
3.
Структура ФПГ
Успех
реализации проектов финансово-промышленной
группой в наибольшей степени
зависит от построения грамотной
системы управления, что может
быть достигнуто только при наличии
эффективного внутригруппового менеджмента.
Законодательно установлена двухуровневая
система управления ФПГ. Высшим органом
управления ФПГ является совет управляющих
группы включающий представителей всех
ее участников. В роли исполнительно-
Центральной
компанией ФПГ могут быть:
В
соответствии с законом «О финансово-промышленных
группах» центральная компания выполняет
следующие основные функции:
Для
российских ФПГ характерны два типа
объединений - конгломератный и основанный
на кооперации производства. Конгломератному
типу присуще объединение
Для
второго типа характерны производственная
кооперация как основа объединения
и подчинение ей всех остальных элементов
группы (банков, страховых компаний
и т. д.). К этому типу относится
большинство групп в
Государство
участвует в управлении ФПГ через
работу представителей заинтересованных
ведомств в собраниях акционеров
и советах директоров. Например,
в советах директоров нефтяных интегрированных
компаний присутствуют сотрудники Госкомимущества,
Антимонопольного комитета, Минтопэнерго
РФ.
Для
перехода к созданию ФПГ с гораздо
более высокой степенью концентрации
капитала возможны различные варианты.
4.
Государственное регулирование
ФПГ
Развитие
ФПГ способствует экономическому прогрессу
в стране в целом, что, в свою очередь,
благоприятствует их собственному функционированию.
Высокая доходность ФПГ в сочетании
со слиянием с банками существенно
раздвигает пределы самофинансирования
и таким образом облегчает
нагрузку на государственный бюджет.
С другой стороны, при возникновении
у ФПГ трудностей они могут
рассчитывать на финансовую мощь заинтересованных
в их успешном функционировании органов
государственной власти. Основные формы
поддержки государством ФПГ - передача
финансово-промышленным комплексам в
управление пакета государственных
акций, правительственные заказы, предоставление
займов, совместное финансирование крупнейших
проектов. Государство помогает ФПГ
в решении внешнеэкономических
задач посредством
Россия
в отношении формирования финансово-промышленных
групп находится в худших условиях
по сравнению со многими другими
государствами, прежде всего из-за нехватки
финансовых ресурсов и неконкурентоспособности
многих видов отечественной
Государственная
поддержка деятельности ФПГ является
одним из способов стимулирования инвестиций
в промышленное развитие. Наиболее
существенными мерами российских государственных
органов по поддержке деятельности
ФПГ являются:
5.
Развитие ФПГ в России
Российские
ФПГ можно условно разделить
на три типа — общий, отраслевой
и территориальный:
1.
ФПГ, формирующиеся по происхождению капитала,
условно делятся на три группы:
2.
ФПГ, образовавшиеся по технологическому
признаку и характеру производственных
связей. Здесь интеграционные образования
ФПГ проходят по линии горизонтального
и вертикального слияния и создания так
называемых конгломератов или диверсифицированных
образований.
3.
ФПГ, образующиеся по территориальному
признаку, можно разделить на три группы:
Большая
часть ФПГ сформировалась путем
учреждения коммерческих банков крупными
предприятиями различных форм собственности.
При этом учредители преследовали ряд
целей:
В
тех случаях, когда в роли инвесторов
выступали российские банки, они
принимали максимальные меры для
снижения высокого уровня рисков. В
результате проведения залоговых аукционов
часть крупнейших банков приобрела
контрольные пакеты акций приватизированных
предприятий нефтедобычи и