Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:28, курсовая работа
Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.
Введение
Глава 1. Финансы и финансовая система.
1.1. Сущность финансов и их функции.
1.2. Финансовые ресурсы.
1.3. Финансовая система.
Глава 2. Фискальная политика.
2.1. Понятие фискальной политики и ее виды.
2.2. Некоторые особенности эффекта вытеснения.
2.3. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
Глава 3. Система налогообложения в России в начале XX в.
Заключение.
Список использованной литературы.
Мобилизационными средствами являются: на уровне государства - государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг. На муниципальном уровне - муниципальный кредит и др. На уровне хозяйствующих субъектов - банковский кредит и др.
Средства, поступающие в порядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальных образований - обязательными платежами. На уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств - процентами, дивидендами по ценным бумагам. На уровне населения - поступлениями средств от кредитно-финансовых операций. Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны», к ним относят часть ВВП, представленную: валовой прибылью экономики; отчислениями в государственные внебюджетные социальные фонды; налогами на производство и импорт; налогами с физических лиц; сбережениями домашних хозяйств и кредитами, полученными из зарубежных стран.5
1.3. Финансовая система.
Финансовые отношения — понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле, с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и других услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
Система финансовых отношений включает:
• денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
• денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей и госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
• денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
• денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий, во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
• денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
• денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из фондов общественного потребления и т.д.6
Первым классификационным
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья.
Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.
Второй сферой финансовой системы, являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления.
В составе сферы государственных и. муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, имеет следующий вид (рис. 1).
Рис. 1
Специфика каждой сферы и звена
финансовой системы определяет не только
особенности в составе и
Глава 2. Фискальная политика.
2.1. Понятие фискальной политики и ее виды.
Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета.
Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание:
• стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
• полной занятости ресурсов;
• стабильного уровня цен.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
• государственные закупки;
• налоги;
• трансферты.8
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство;
б) непроизводительные расходы государства;
в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
г) проведение структурной политики;
д) содержание военно-промышленного комплекса и др.
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетай и падений производства.9
В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и автоматическую.
Дискреционная фискальная политика — политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.10
Наиболее широко распространенные виды встроенных стабилизаторов:
1. Система прогрессивного
2. Система пособий по
3. Поощряемая правительством
4. Система фиксированных
2.2. Некоторые особенности эффекта вытеснения.
«Эффект вытеснения» вызывается «ростом государственных расходов». Вместе с тем, этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).
Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.
Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытеснения»,которая показывает, что денежно-кредитная и фискальная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эффекта вытеснения» отражается наклоном кривой LМ в модели IS-LМ. (рис. 2). В свою очередь, наклон кривой LM зависит от цели выбранной денежно-кредитной политики.
На рис. 2, б представлены кривые LМ, которые соответствуют денежно-кредитной политике, направленной на фиксацию денежной массы в обращении (кривая LМ1) и на фиксацию уровня процентной ставки (кривая LМ2). Кривая LМ1 - промежуточный вариант, при котором может меняться и уровень денежной массы в обращении, и уровень процентной ставки.
а
Предположим, что денежно-кредитная политика государства описывается кривой LМ1 Сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 (например, вследствие роста государственных расходов) вдоль кривой LМ1 (см. рис 2, б) приводит экономическую систему в новое равновесие, при котором процентная ставка возрастает с r0 до r1 и вытесняет частные плановые инвестиции в размере I0 – I1 (см. рис. 2, а).
Если денежно-кредитная политика государства описывается кривой LМ2, то сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 вдоль кривой LМ2 (см. рис. 2, б) соответствует положению равновесия экономической системы, при котором процентная ставка останется прежней - r0 = r2 (см. рис. 2, а). «Эффекта вытеснения» не будет, а I2 = I0 .
Денежно-кредитная политика, описываемая кривой LМ3, приводит к тому, что расширительная фискальная политика вызывает значительно меньшее сокращение частных плановых инвестиций по сравнению с первым случаем, т.е. (I0 - I3) > (I0 - Iа) (см. рис. 2, а).
Иными словами,
мероприятия в области денежно-
2.3. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.
Особенность налога – его безвозмездность. Он предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.
На деле налоги имеют вполне
экономическое содержание. Их можно
рассматривать как плату
Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.
По объектам обложения налоги делятся:
- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налог на добавленную
- налог на имущество (
- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.
Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.13
Налогам как относительно самостоятельной подсистеме более сложной системы государственных финансов присуща, прежде всего, их первая функция — «формирование бюджетного фонда государства», т. е. фискальная, в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории — обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами. Именно эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 75 до 95%.