Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансы и финансовая система.
1.1. Сущность финансов и их функции.
1.2. Финансовые ресурсы.
1.3. Финансовая система.
Глава 2. Фискальная политика.
2.1. Понятие фискальной политики и ее виды.
2.2. Некоторые особенности эффекта вытеснения.
2.3. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
Глава 3. Система налогообложения в России в начале XX в.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.23 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глава 1. Финансы и финансовая система.

1.1.  Сущность финансов  и их функции.

1.2. Финансовые ресурсы.

1.3. Финансовая система.

Глава 2. Фискальная политика.

2.1. Понятие фискальной политики и ее виды.

2.2. Некоторые особенности эффекта вытеснения.

2.3. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.

Глава 3. Система налогообложения в России в начале XX в.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Введение.

Финансы рассматриваются  как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические  связи работников, хозяйственных  единиц с государством и друг с  другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.

Проблемы финансового  оздоровления волнуют сегодня буквально  всех. Ведь то, что происходит в настоящее  время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с  личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы  инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. —  такие вопросы обсуждаются сегодня  не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого  из нас.

Данная тема очень актуальна  на сегодняшний день, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Объектом исследования данной курсовой работы являются финансовая система и фискальная политика государства. Предметом исследования являются экономические составляющие финансовой системы и фискальной политики государства.

Цель курсовой работы: изучение особенностей строения финансовой системы и фискальной политики государства.

Задачи:

- изучить сущность и структуру финансовой системы и фискальной политики;

- рассмотреть сущность, виды и функции налогов.

Глава 1. Финансы  и финансовая система.

1.1. Сущность финансов  и их функции.

Финансы - это система  экономических отношений, которые  возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы  отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.1

Сущность финансов как  экономической категории находит  практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в  обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента  мобилизации и использования  централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный  процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Традиционно рассматривают  следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя одновременно и скоординированно, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. 2

1. Распределительная функция проявляется  при распределении национального  дохода, когда происходит создание  так называемых основных, или  первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные  доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников  материального производства. Они  делятся на две группы: 1)зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства; 2)доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще  не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное:

• с межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в интересах  наиболее эффективного и рационального  использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, управление);

• перераспределением доходов между  различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций  использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными  и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности  и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и  перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная функция. Будучи  инструментом формирования и  использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно  отражают ход распределительного  процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения  финансовой контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства, ускорение  научно-технического прогресса, всемерное  улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового  контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий  и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется  также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Помимо распределительной и  контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую  функцию. Эта функция связана  с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный  кредит) в процесс воспроизводства.  Однако на сегодняшний день  регулирующая функция в России  развита слабо.

4. В условиях рыночных отношений  финансы должны также выполнять  стабилизационную функцию. Ее  содержание заключается в том,  чтобы обеспечить для всех  хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Особое  значение при этом имеет вопрос  о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно  осуществление инвестиционной политики  в производственную сферу со  стороны частных инвесторов. Достижение  стабилизации рассматривается Правительством  РФ как необходимое условие  для перехода рыночной экономики  к социально ориентированному  экономическому росту.3

 

 

 

 

 

 

1.2. Финансовые  ресурсы.

Финансовые ресурсы —  это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять  с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно  установить количественные границы  финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его  использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения  и перераспределения денежная форма  ВВП приобретает относительно самостоятельное  движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате образуются различные  денежные фонды, происходит их перегруппировка, и формируются конечные доходы. Так  происходит согласование объема и структуры  национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП  по расходам и ВВП по доходам.

Как мы уже отмечали, специфическая  особенность финансовых потоков (в  отличие от денежных) заключается в их безэквивалентном характере. Именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.

Таким образом, финансовые ресурсы  — это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы, как доходов, так и расходов.

Специфика содержания финансовых ресурсов заключается в том, что  они выступают:

• как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

• как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены  к обмену на товары и услуги;

• как те доходы, которые  имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

• как источники формирования этих доходов - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

• как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально- культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др. (рис.1).4

Различают следующие виды финансовых ресурсов:  
1) собственные средства;  
2) мобилизационные средства; 
3) средства, поступающие в порядке перераспределения.

Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления - доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности. На уровне хозяйствующих субъектов – прибыль. На уровне населения - заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.

Информация о работе Финансовая система