Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:28, курсовая работа
Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.
Введение
Глава 1. Финансы и финансовая система.
1.1. Сущность финансов и их функции.
1.2. Финансовые ресурсы.
1.3. Финансовая система.
Глава 2. Фискальная политика.
2.1. Понятие фискальной политики и ее виды.
2.2. Некоторые особенности эффекта вытеснения.
2.3. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
Глава 3. Система налогообложения в России в начале XX в.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Глава 1. Финансы и финансовая система.
1.1. Сущность финансов и их функции.
1.2. Финансовые ресурсы.
1.3. Финансовая система.
Глава 2. Фискальная политика.
2.1. Понятие фискальной политики и ее виды.
2.2. Некоторые особенности эффекта вытеснения.
2.3. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
Глава 3. Система налогообложения в России в начале XX в.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.
Проблемы финансового
оздоровления волнуют сегодня буквально
всех. Ведь то, что происходит в настоящее
время в финансовой сфере деятельности
теснейшим образом связано с
личным благополучием каждого. Размер
прибыли и налогов, отчислений на
социальное страхование и пенсий,
цена акций и облигаций, формы
инвестирования средств на производство
и социальную сферу и т. п. —
такие вопросы обсуждаются
Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.
Объектом исследования данной курсовой работы являются финансовая система и фискальная политика государства. Предметом исследования являются экономические составляющие финансовой системы и фискальной политики государства.
Цель курсовой работы: изучение особенностей строения финансовой системы и фискальной политики государства.
Задачи:
- изучить сущность и структуру финансовой системы и фискальной политики;
- рассмотреть сущность, виды и функции налогов.
Глава 1. Финансы и финансовая система.
1.1. Сущность финансов и их функции.
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.1
Сущность финансов как
экономической категории
Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя одновременно и скоординированно, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. 2
1. Распределительная функция
Однако первичные доходы еще
не образуют общественных денежных фондов,
достаточных для развития приоритетных
отраслей народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей
населения. Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределение
• с межотраслевым и
• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
• перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются
вторичные, или производные доходы.
К ним относятся доходы, полученные
в отраслях непроизводственной сферы,
налоги (подоходный налог с физических
лиц и др.). Вторичные доходы служат
для формирования конечных пропорций
использования национального
Активно участвуя в распределении
и перераспределении
Перераспределение национального
дохода в Российской Федерации происходит
в интересах структурной
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и
перераспределения
2. Контрольная функция. Будучи
инструментом формирования и
использования денежных
В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового
контроля — проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
3. Помимо распределительной и
контрольной функции финансы
выполняют также регулирующую
функцию. Эта функция связана
с вмешательством государства
через финансы (
4. В условиях рыночных отношений
финансы должны также
1.2. Финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы —
это сложная экономическая
Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.
На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка, и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.
Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалентном характере. Именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.
Таким образом, финансовые ресурсы — это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы, как доходов, так и расходов.
Специфика содержания финансовых ресурсов заключается в том, что они выступают:
• как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
• как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
• как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;
• как источники формирования этих доходов - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;
• как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально- культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др. (рис.1).4
Различают следующие виды финансовых
ресурсов:
1) собственные средства;
2) мобилизационные средства;
3) средства, поступающие в порядке перераспределения.
Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления - доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности. На уровне хозяйствующих субъектов – прибыль. На уровне населения - заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.