Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение финансовой системы РБ и рассмотрение роли современного государства в реализации финансовой политики. В ходе курсовой были решены вопросы:
Определение понятия финансовой системы;
Звенья финансовой системы;
Типы финансовых систем;
Влияние финансовой системы на регулирование экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.1 Сущность финансовой политики государства 8
1.2 Звенья финансовой системы 11
1.3 Структура финансовой системы 13
2 ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 16
2.1 Типы финансовых систем и их взаимосвязь 16
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ 19
3.1 Роль финансовой системы в регулировании экономики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Основные  задачи в области ценообразования:

     - сокращение ценовых диспропорций;

     - совершенствование механизмов ценового  регулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;

     - регулирование внутреннего уровня  цен с учетом цен в сопредельных  странах для защиты экономических  интересов Республики Беларусь.

     Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

     - предупреждения, ограничения и пресечения  монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;

     - пресечения недобросовестной конкуренции;

     - обеспечения правовой защищенности  добросовестной конкуренции;

     - содействия развитию конкуренции  на товарных рынках страны;

     - контроля за экономической концентрацией;

     - совершенствования регулирования  деятельности естественных монополий;

     - приведения антимонопольного регулирования  с учетом открытости национальной экономики в соответствие с международными нормами.

     Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

     Для этого предусматриваются:

     - активизация рынка корпоративных  бумаг;

     - расширение спектра инструментов  фондового рынка;

     - совершенствовование финансовых  услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);

     - развитие специализированных небанковских  кредитно-финансовых институтов, способствующих  накоплению и перераспределению  капиталов (институт кредитной кооперации);

     - активизация развития системы  финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и  сеть небанковских финансовых  организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

     - формирование эффективной системы  финансового посредничества в  экономике, что потребует развития  доверия к институтам финансового  посредничества.

     Для дальнейшего развития страховой деятельности необходимо:

     - развивать добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

     - совершенствовать порядок формирования  страховых резервов;

     - ввести обязательные виды страхования  в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;

     - повысить капиталоемкость страховых  организаций;

     - сформировать национальную систему  экспортных кредитов.

     Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

     Для этого предусматриваются:

     - комплексное совершенствование  нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

     - обеспечение координации деятельности  государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;

     - создание благоприятных условий  для доступа субъектов малого  предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

     - дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;

     - активизация производственной, инновационной,  инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности и наращивание экспортного  потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

     - организация взаимодействия малых  производственных предприятий с  крупными путем развития кооперативных связей.

     Планирование, прогнозирование и программирование – важный элемент управления экономики и социальных процессов. Они используются для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отношений, звеньев хозяйств. [11, c. 87]

     Для финансового планирования это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – это оптимальные соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках государственных субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям и регионам.

     Движение  средств денежного фонда выражается и закрепляется в финансовых планах, которые являются единой системой. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, где отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов. Движение внебюджетных фондов отражается в сметах доходов и расходов. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулирования денежного обращения занимает сводный государственный баланс государства, то есть баланс финансовых ресурсов, а также баланс доходов и расходов каждого субъекта Республики Беларусь. Эти документы разрабатываются Министерством экономики при участии Министерства финансов. В балансе отражаются формирование и использование ресурсов. планируемых в составе бюджетного и внебюджетного фонда, фонда страхования, кредитных фондов предприятий и организаций и денежных средств граждан.

     Финансовое  прогнозирование – предвидение  возможного финансового положения государства и обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть на 5-10 и более лет. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

     Цель  финансового прогнозирования –  определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использование в прогнозном периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой политики.

     Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены и четко сформированы цели и средства их достижения. Финансовое программирование предполагает установление приоритетов государственных расходов по направлениям; повышение эффективности расходов негосударственных средств; прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Финансовые программы используются в развитых странах с 60-ых гг. Их суть – составление пятилетних "скользящих" плановых расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются, скользят по 5-летней шкале на год. Планируемые показатели первого года являются директивными, остальные – ориентировочными. В Республике Беларусь используются целевые комплексные программы, представляющиеся в систему научно-исследовательских организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

    Заключение

     Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

     История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

     Действующий финансово-кредитный механизм не в  полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

     Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.

     Можно назвать следующие основные направления  использования финансов в оздоровлении экономики:

     1) принята антикризисная программа  в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;

     2) возрастает значение цены как  основы осуществления предприятием  хозрасчетной деятельности, поскольку  большая часть финансовых ресурсов  формируется за счет выручки;

     3) реальное распределение средств  централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства;

     4) важный финансовый регулятор  рыночной экономики – налоговый  механизм.

     В заключение следует отметить, что  Республика Беларусь переживает сложный  период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех.

Информация о работе Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси