Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение финансовой системы РБ и рассмотрение роли современного государства в реализации финансовой политики. В ходе курсовой были решены вопросы:
Определение понятия финансовой системы;
Звенья финансовой системы;
Типы финансовых систем;
Влияние финансовой системы на регулирование экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.1 Сущность финансовой политики государства 8
1.2 Звенья финансовой системы 11
1.3 Структура финансовой системы 13
2 ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 16
2.1 Типы финансовых систем и их взаимосвязь 16
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ 19
3.1 Роль финансовой системы в регулировании экономики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Реферат

     Курсовой  работы Шпыта М.А.

     «Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси» 

     Объем работы 32с, в том числе 20 наименований литературы. 

     Ключевые  слова: финансовая система, финансовая стратегия, финансовая тактика, государственный бюджет, финансы, государственное управление.

     Целью данной курсовой работы  является определение финансовой системы РБ и рассмотрение роли современного государства в реализации финансовой политики. В ходе курсовой были решены вопросы:

  1. Определение понятия финансовой системы;
  2. Звенья финансовой системы;
  3. Типы финансовых систем;
  4. Влияние финансовой системы на регулирование экономики;

     В результате рассмотрения этих вопросов, сделаны следующие выводы что:

1. Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

2. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

3. Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы.  

     Содержание

    ВВЕДЕНИЕ

     Государственное управление в частности и власть в целом создает основу государственности и законности на какой-либо территории. Важность вопросов власти и построения системы государственного управления в любом государстве является первоочередной и наивысшей.

     Государственное управление и управленческие функции  государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства – субъекта управления и общественной системы, так и внутреннюю согласованность и динамичность его как управляющей системы. «Каркасом», несущей конструкцией функциональной структуры государственного управления выступают функции государственного управления, вокруг которых и для которых формируются управленческие функции государственных органов. В итоге каждая функция государственного управления осуществляется посредством определенного комплекса управленческих функций государственных органов, расчлененных в вертикальном и горизонтальном отношениях.

     Система финансов – совокупность различных  по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства.

     Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

     Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

     Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Данная проблема также освещена в трудах таких отечественных авторов, как Антонова Н.Б., Глазунова Н.И., Шимов В.Н., Лемешевский И.М. и др.

     Предмет исследования – государственное  управления в области финансовой политики.

     Объект  исследования - финансовая политика государства.

     Целью курсовой работы является рассмотрение современной роли государства в реализации финансовой политики.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

    - рассмотреть основы государственного управления финансовой сферой в РБ;

    - отразить государственную политику в области финансов;

    - предложить меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.

    1. Сущность, принципы построения и структура финансовой системы
    1. Сущность  финансовой политики государства

     Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения стоимости национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей [10, c.191].

     Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств [9, c.148].

     Финансовые  отношения – это такие отношения, при которых происходят распределение и перераспределение стоимости созданного в обществе продукта [9, c.148-149].

     Финансовая  политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

     Воздействие финансовой политики на экономику и  социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории.

     Научный подход предполагает:

     1. Соответствие финансовой политики  объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.

     2. Решения должны приниматься на  основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

     3. Важным требованием является  соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на решение основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

     Содержание  финансовой политики определяется её основными звеньями:

     1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;

     2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период: определяют  путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов;

     3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовое  положение страны характеризуется  рядом показателей:

      - валовой национальный продукт  (ВВП) или национальный доход  (НД)

     - главные источники финансовых  ресурсов;

     - объем инвестирования;

     - темпы обновления основных фондов;

     - рост производительности труда;

     - жизненный уровень населения;

     - дефицит государственного бюджета  (должен быть не более 3%).

     Финансовые  стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными  интересами субъектов хозяйствования. Группы финансовых стимулов:

     1. Финансовые стимулы, которые позволяют  обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

     2. Использование специальных поощрительных  фондов.

     3. Финансовые стимулы, связанные  с бюджетными методами интенсификации производства.

     Проводя активную финансовую политику государство  может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

     Чтобы бюджетные доходы превратились в  бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

     4. Специальные финансовые льготы  и санкции.

     Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

     Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений.

Информация о работе Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси