Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение финансовой системы РБ и рассмотрение роли современного государства в реализации финансовой политики. В ходе курсовой были решены вопросы:
Определение понятия финансовой системы;
Звенья финансовой системы;
Типы финансовых систем;
Влияние финансовой системы на регулирование экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.1 Сущность финансовой политики государства 8
1.2 Звенья финансовой системы 11
1.3 Структура финансовой системы 13
2 ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 16
2.1 Типы финансовых систем и их взаимосвязь 16
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ 19
3.1 Роль финансовой системы в регулировании экономики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     3. Единство финансовой системы  предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

     Финансовая  система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.

     Поскольку финансы являются носителем распределительных  отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы:

  • Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
  • Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
  • Государственные финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

     В настоящее время некоторыми экономистами сфера страхования заменяется более широкой – финансовый рынок.

     Финансовый  рынок – рынок, где объектами купли-продажи являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие.

     Тремя основными составляющими финансового рынка являются:

     - рынок банковских ссуд (кредитный  рынок);

     - рынок ценных бумаг;

     - валютный рынок.

     Между ними нет четкой грани, все три  сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового  рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах.

     Финансовая  система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать  государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков.

     Вся совокупность финансовых ресурсов подразделяется на централизованные (госбюджет, внебюджетные фонды) и нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, домашних хозяйств).

     В системе государственных финансовых ресурсов можно выделить 4 звена, призванных обеспечить выполнение государством его функций:

     - республиканский бюджет;

     - местные бюджеты;

     - финансы государственных предприятий;

     - специальные централизованные фонды  (социальной защиты населения, занятости, дорожный, инвестиционный и др.).

     Значение  финансовой системы заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно, кредитная система — за плату.

     Финансовое  регулирование осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными (налоговая система) методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условиях централизованного планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков:

     1) высокий уровень централизации  ресурсов;

     2) чрезмерная регламентация финансовых  ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижение результатов деятельности регионов в целом;

     3) фискальный характер действующей  системы налогов с предприятий (налог с оборота, отчисления от прибыли), что не обеспечивало необходимого влияния государства на развитие производства и услуг в нужном направлении.

     С распадом СССР в Республике Беларусь образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции, роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовых ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются высокими.

     В соответствии с концепцией Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось:

     1) постепенное снижение уровня  централизации финансовых ресурсов  государства до 35–40% ВВП;

     2) демократизация бюджетного процесса;

     3) завершение формирования казначейства  для более полного учета, контроля  и управления государственными  ресурсами;

     4) ограничение дефицита, покрытие  его большей доли за счет  кредитов Национального и коммерческих  банков, выпуска государственных  ценных бумаг, привлечения внешних займов.

     На  сегодняшний день финансовые ресурсы  Республики Беларусь образуются главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство.

    1. Основные  направление совершенствования финансовой политики в РБ

     Для обеспечения устойчивого роста  экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

     Так, в соответствии с основными направлениями  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая  политика в предстоящем пятилетии  будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

     В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

     Одним из важнейших направлений налоговой  реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

     В целях совершенствования налоговой  системы будут реализованы следующие  мероприятия:

     - улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и  значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

     - снижение нагрузки на фонд  заработной платы; 

     - оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

     - повышение стимулирующей роли  таможенной политики;

     - выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

     - совершенствование системы налогового  администрирования, которое должно  обеспечивать снижение уровня  издержек исполнения налогового  законодательства как для государства, так и для плательщиков;

     - оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов  с ориентацией на повышение  роли и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения  удельного веса имущественных  налогов и экологических платежей.

     При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:

     - создание условий для полного  и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

     - обеспечение эффективной работы  системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

     - принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

     Стратегические  цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

     Денежно-кредитная  политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей  экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

     Основные  задачи развития банковской системы  страны:

     - повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;

     - оптимизация структуры активов  и пассивов банков для увеличения  объемов долгосрочного кредитования  реального сектора экономики  и населения;

     - расширение состава и улучшение  качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

     Темпы наращивания денежного предложения  в национальной валюте будут выдерживаться  в соответствии со спросом экономики  на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

     Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.

     Важнейшими  направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.

Информация о работе Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси