Концепция
дефицитного финансирования заняла
видное место в теоретических
построениях экономистов нео-кейнсианского
направления. Ее основные положения
широко использовались при разработке
западными экономистами практических
рекомендаций правительственным кругам
при разработке моделей государственного
регулирования экономики в послевоенный
период. Вместе с тем практическое
осуществление идей дефицитного
финансирования оказалось не столь
эффективным, как ожидалось. Наиболее
уязвимым местом этой концепции стало
то, что ее применение значительно
увеличило инфляционную неустойчивость
экономики, что особенно проявилось
в 60-х — начале 70-х гг. Активные
бюджетные дефициты не в меньшей
степени способствовали монетизации
долга, фактически бесконтрольному
увеличению денежной массы и обесценению
национальных валют. Таким образом,
в долгосрочном плане активные бюджетные
дефициты могут при определенных
условиях быть причиной снижения покупательной
способности населения и ослабления эффективности
воздействия на экономику государственных
расходов. В этих условиях одной из важнейших
проблем государственного регулирования
становится "охлаждение" экономики,
борьба с так называемым инфляционным
перегревом.
Сложность
дефляционных (антифляционных) мероприятий
заключается в том, что их осуществление
предполагает сокращение государственных
расходов, удорожание кредита, сжатие
денежной массы. Все это в свою
очередь способствует сдерживанию
совокупного спроса, уменьшению капиталовложений,
а значит, падению деловой активности
и увеличению безработицы.
Таким
образом, проблема государственной
задолженности оказывается напрямую
связанной со сложным комплексом
проблем денежного обращения, бюджетной
политики, эффективностью государственного
воздействия на экономическую активность
и процессы в социальной сфере.
4.
Государственный долг
Бурный
рост процессов интернационализации
хозяйственной жизни сопровождается
ускоренным развитием международного
кредита. Государства все более
активно используют для мобилизации
необходимых им финансовых ресурсов
источники свободных денежных средств,
находящиеся за пределами их национальных
границ. В результате этого возникает
внешний долг, который существенно
отличается от внутреннего долга, о
котором сказано выше. Главное
его отличие состоит в том,
что участниками кредитных сделок
в этом случае выступают компании,
банки, а также государственные
органы различных стран. Основными
участниками международной кредитной
деятельности являются частные компании,
главным образом, в лице ТНК и
ТНБ, различного рода фондов и т.д. Однако
в послевоенный период активным участником
операций на международном рынке капиталов
становятся правительственные органы,
выступающие в роли как заемщиков, так
и кредиторов.
Государства
заимствуют финансовые ресурсы как
на национальных рынках ссудных капиталов
(у частных кредиторов или официальных
органов), так и на "европейских",
т.е. наднациональных рынках ссудных капиталов.
На
национальных рынках внешние займы
могут размещаться либо частными
банковскими синдикатами, либо путем
межправительственных соглашений. Межгосударственные
займы могут размещаться в
различной валюте, но, как правило,
при установлении фиксированного валютного
паритета на момент выпуска займа.
Современный
этап интернационализации хозяйственной
жизни характеризуется быстрым
ростом международного кредита, стремительным
увеличением на этой основе внешней
задолженности. Наиболее значительными
темпами роста за последние десятилетия
отмечена задолженность развивающихся
стран, которая в 1990 году достигла 1265
млрд. долл. Однако быстрый рост внешней
задолженности имеет место и в ряде промышленно
развитых стран.
Быстрый
рост международного кредита является
неизбежным результатом интернационализации
хозяйственной жизни, межстрановой
миграции капиталов, углубления экономической
взаимозависимости стран и регионов. Международный
кредит дает возможность существенно
расширить возможности привлечения финансовых
ресурсов как для удовлетворения потребностей
частного сектора, так и покрытия дефицитов
государственного бюджета. Вместе с тем
рост внешней задолженности создает и
весьма ощутимые проблемы. Главной из
них является усиливающаяся зависимость
экономики как стран-кредиторов, так и
дебиторов от внешних факторов, не поддающихся
контролю национальными средствами.