Финансовая система и финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого общества современного государства невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

Государственный бюджет
Налоги. Принципы налогообложения. Функции и классификация налогов. Кривая Лаффера
Бюджетные дефициты
Государственный долг

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа - Финансовая система и финансовая политика 18rtf.docx

— 88.01 Кб (Скачать)

     Новгородский  государственный университет

     имени Ярослава Мудрого 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по Экономике

     на  тему: "Финансовая система и финансовая политика" 
 
 

                  студентки II курса ф-та ФАИС

                  специальность 6535

                  группа 4072 зу шифр 74-008

                  Выполнила: Красикова Т.О. 
                   
                   
                   

     Великий Новгород

     2006г. 

 

      Содержание 

  1. Государственный бюджет
  2. Налоги. Принципы налогообложения. Функции и классификация налогов. Кривая Лаффера
  3. Бюджетные дефициты
  4. Государственный долг
 

 

      ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 

     Изучение  экономической структуры любого общества современного государства  невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения  представляют собой важную составную  часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство  образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в  политической, экономической и социальной сферах.

     Финансовая  система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения. 

 

      1. Государственный бюджет 

     Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

     Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности  той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется  на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих  то или иное государство.

     Структура бюджета страны зависит прежде всего  от ее государственного устройства. В  странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как  бы двухъярусное построение — государственный  и местные бюджеты. В странах  с федеративным государственным  устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное  звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, а также выполнения необходимых  социально-экономических функций. В  современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия  на хозяйственную конъюнктуру, а  также осуществления антикризисных  мероприятий.

     Бюджет  современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его  функций. Прежде всего, в бюджете  находит свое отражение структура  расходов и доходов государства. Расходы показывают направление  и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются:

  • на расходы по государственному управлению;
  • на военные расходы;
  • расходы на социально-экономические цели;
  • расходы на хозяйственную деятельность государства;
  • расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

     Расширение  функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных  расходов увеличиваются темпами, значительно  превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы  в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.).

     К числу важнейших статей государственных  расходов относятся затраты, связанные  с созданием наиболее благоприятных  предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место  занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и  здравоохранение.

     Значительный  удельный вес продолжают занимать военные  расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу  которых относятся выплаты процентов  по военным долгам, пенсии и пособия  инвалидам войн, ветеранам и т.д.

     Важной  составной частью финансовой системы  государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются  в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также  жилищное строительство. Бюджеты местных  органов власти используются также  на содержание местной администрации, органов суда и прокуратуры.

     Важное  место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на социально-культурные нужды, объектов здравоохранения, поддержание  экологического равновесия.

     Доходы  государственного бюджета состоят  в первую очередь из налогов, взимаемых  как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов.

     Общей материальной основой всех доходов  государства является перераспределение  национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной  в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения  являются налоги, государственные займы, а также поступления внебюджетных фондов. 

     2. Налоги. Принципы налогообложения. Функции и классификация налогов. Кривая Лаффера 

     Важнейшее место среди источников поступлений  в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно  развитых стран.

     Наиболее  важной разновидностью налогов является подоходный налог, включающий в себя налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыли корпораций. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им и заработной платы.

     Взимание  подоходного налога начинается с  определенного минимума (необлагаемый минимум). По мере увеличения номинальных  доходов расширяется база подоходного налогообложения, возрастает число налогоплательщиков, увеличиваются общие размеры мобилизуемых государством финансовых ресурсов.

     Нормой  налогообложения является налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта (например, автомашину), независимо от ее стоимости.

     Важное  место в системе налогообложения  занимает налог с корпораций, берущий  свое начало с периода первой мировой  войны. Налоги взимаются с чистой прибыли акционерных компаний, т.е. валовой прибыли за вычетом скидок (например, ускоренной амортизации, скидок на истощение недр, платежей в благотворительные  фонды и т.д.). Обложение налогами прибыли корпораций производится в  большинстве стран по пропорциональным ставкам.

     История налогообложения знает и так  называемый налог на сверхприбыль, которым облагается часть прибыли  сверх определенных размеров. Такая  мера носит, как правило, чрезвычайный характер и применяется в чрезвычайных ситуациях военного времени или  серьезных экономических потрясений.

     К разряду подоходных налогов относятся  также имущественный налог и  налог на сделки с капиталом. В  первом случае налог взимается со стоимости имущества (земля, строения) и выплачивается как физическими, так и юридическими лицами. Налог  на сделки с капиталом взимается, главным образом, с доходов от фондовых операций, купли-продажи ценных бумаг.

     Помимо  подоходных налогов, важную роль в огосударствлении национального дохода играют косвенные налоги, которые представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров или услуг. Плательщиком этих налогов становится в конечном счете потребитель (покупатель) этих товаров.

     Хотя  главным инструментом мобилизации  финансовых ресурсов в бюджет являются прямые налоги, роль косвенных налогов  остается значительной.

     Косвенные налоги существуют в настоящее время  в трех главных разновидностях —акцизы, фискальные монопольные налоги, а  также таможенные пошлины. Важнейшее  место среди них занимают акцизы, которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги. В зависимости от особенностей той  или иной страны акцизами облагаются самые различные виды товаров  массового потребления, а также  услуги транспорта, связи, коммунального  обслуживания и т.д. В современных  условиях все более широкое распространение  получает разновидность акциза, получившая название налога на добавленную стоимость. При этом налогом облагается не вся  выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная  на данном этапе производственной деятельности.

     Фискальный  монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. В зависимости от конкретной специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, спиртные напитки, соль и т.д. Поступления  от фискального монопольного налога идут, как правило, в государственный  бюджет, а в некоторых странах  частично и в бюджеты местных  органов власти.

     К числу косвенных налогов относятся  также таможенные пошлины, которые  представляют собой налоги, взимаемые  при перевозке товаров через  государственную границу. Наиболее важную роль в современных условиях играют пошлины, взимаемые при импорте  иностранных товаров. Посредством механизма таможенных пошлин государство может весьма эффективно ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

     Наряду  с налогами центральных органов  власти важную роль в финансовой системе  современных государств играют налоговые  поступления местных органов  власти. Наиболее важными среди этих поступлений являются налоги на собственность, а также различного рода косвенные  налоги (на табак, спиртные напитки, бензин и т.д.). Поскольку собственных  налогов, как правило, оказывается  недостаточно для удовлетворения потребностей местной администрации, то во многих странах действует система субсидий местных органов власти центральным  правительством. Субсидии предоставляются  либо в форме дотаций (для покрытия дефицитов местных бюджете), либо в форме субвенций (для финансирования целевых мероприятий). В целом  по своей природе субсидии есть часть  налоговых поступлений центральных  органов власти, передаваемая в местные  бюджеты.

     Значение  и роль налогов в современных  условиях выходят далеко за пределы  обеспечения государственных органов  финансовыми ресурсами. Налоги стали  важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых  изъятий в общем объеме ВНП.

     Налоги  приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика