Финансовая политика здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
В последние годы в системе здравоохранения РФ идет процесс реорганизации, который осуществляется под влиянием трех наиболее важных факторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Система здравоохранения РФ……………………………………………….....5
1.1 Структура здравоохранения………………………………………………….5
1.2 Министерство здравоохранения……………………………………………..6
1.3 Система организации медицинской помощи населению…………………..9
II. Основные мероприятия для осуществления концепции развития здравоохранения……………………………………………………………...….12
2.1. Главные цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения……………………………………………………………...….12
2.2. Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи…………………………………………………………………….……..13
2.3. Укрепление системы здравоохранения……………………..…………….18
Заключение……………………………………………………………….……..24
Библиография …………………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

курсовая фин политика здравоохранения.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время медицинская  помощь населению Российской Федерации  оказывается в 9 620 учреждениях здравоохранения, в том числе в 5 285 больницах, 1 152 диспансерах, 2 350 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 833 самостоятельных стоматологических поликлиниках.

     Первичная медико-санитарная помощь - совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических  мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения. Первичная медико-санитарная помощь представляет первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения, что диктует необходимость ее максимального приближения к месту жительства и работы людей. Основным принципом ее организации является территориально - участковый. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными. Это связано с:

     - неадекватно высокой численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку (номинально в крупных городах - 1800-2500 человек на 1 участок, фактически - до 4000 человек), что трансформирует функции врача в функции оператора по выписке рецептов на лекарственные препараты в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения;

     - расширенным объемом лечебной  работы при острой патологии.  Отсутствуют взаимодействие и  преемственность в работе отдельных  подразделений первичной медико-санитарной  помощи, что приводит к недостаточной эффективности ее работы в целом.

     Несовершенства  в работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности, отсутствие системы патронажа и  неэффективное наблюдение за больными с хронической патологией привели  к тому, что скорая медицинская помощь является самым распространенным видом оказания внегоспитальной медицинской помощи населению страны, взяв на себя часть функций амбулаторно-поликлинического звена. Эффективному использованию возможностей СМП препятствуют следующие факторы:

     1. Оказание своевременной медицинской  помощи в муниципальных районах  происходит не по принципу  наиболее близко расположенной  бригады, а по принципу территориальной  принадлежности.

     2. Значительные различия в финансовом  обеспечении СМП приводят к  отсутствию возможности создать единую электронную диспетчерскую службу и оснастить машины СМП системой спутниковой навигации, а также к ослаблению контроля за техническим состоянием поставляемого в эксплуатацию оборудования.

     3. Существует недостаточная укомплектованность бригад СМП квалифицированными кадрами, в том числе специалистами, своевременно прошедшими переподготовку, из-за несовершенства системы подготовки кадров службы СМП как высшего, так и среднего звена. Обращает особое внимание факт сокращения количества специализированных бригад и отток опытных медицинских кадров.

     4. Зачастую происходит нецелевое  использование бригад СМП (для  перевозки плановых больных).

     Таким образом, низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской  помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения. Внедрение стационарно-замещающих технологий в деятельность амбулаторно-поликлинической службы позволило с 2006 г. по 2007 г. увеличить число мест в дневных стационарах на 9% (с 187,7 тыс. в 2006 г. до 206,2 тыс. в 2007 г.), обеспеченность местами дневных стационаров - на 4,3% (с 13,9 до 14,5 на 10 тыс. населения соответственно) и уровень госпитализации в дневные стационары - на 5,5% (с 3,6 до 3,8 на 100 чел. населения соответственно; для сравнения: в 2003 г. - 2,6).9

     На  сегодняшний день в стране отсутствует  стройная система восстановительного лечения и реабилитации. Во многих случаях больной выписывается из стационара "под наблюдение участкового врача", что в реальности означает "под собственное наблюдение". На амбулаторно-поликлиническом уровне слабо развита патронажная служба, не разработана система "стационара на дому", часто не обеспечивается преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой, больным не доступны реабилитационные мероприятия.

     Таким образом, также не удовлетворяются  имеющиеся потребности значительной части населения Российской Федерации в восстановительном лечении и реабилитации.10  
 
 

     II. Основные мероприятия для осуществления  концепции развития здравоохранения.

     2.1. Главные цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения. 

     Главная цель модернизации российского здравоохранения  — повышение доступности и  качества медицинской помощи для  широких слоев населения на основе повышения эффективности использования  ресурсов и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.

     Современная концепция модернизации системы  здравоохранения предполагает системное  направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения в целях повышения  доступности и реализации гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на основе приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства, отцовства и детства, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, развития медицинской науки.

     Все это преследует одну стратегическую цель — улучшение состояния здоровья населения страны.

     Целями  развития здравоохранения являются:

     - прекращение к 2011 году убыли  населения Российской Федерации  и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

     - увеличение ожидаемой продолжительности  жизни населения до 75 лет;

     - снижение общего коэффициента  смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

     - снижение показателя младенческой  смертности до 7,5 на 1000 родившихся  живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);

     - снижение показателя материнской  смертности на 100 000 родившихся живыми  до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);

     - формирование здорового образа  жизни населения, в том числе  снижение распространенности употребления  табака до 25% и снижение потребление  алкоголя до 9 л в год на душу  населения;

     - повышение качества и доступности  медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

     Задачами  развития здравоохранения являются:

     - создание условий, возможностей  и мотивации населения Российской  Федерации для ведения здорового  образа жизни;

     - переход на современную систему  организации медицинской помощи;

     - конкретизация государственных  гарантий оказания гражданам  бесплатной медицинской помощи;

     - создание эффективной модели  управления финансовыми ресурсами  программы государственных гарантий;

     - улучшение лекарственного обеспечения  граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

     - повышение квалификации медицинских  работников и создание системы  мотивации их к качественному  труду;

     - развитие медицинской науки и  инноваций в здравоохранении;

     - информатизация здравоохранения.11  

     2.2. Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.  

     Оказание  гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет:

     1. федерального бюджета;

     2. бюджетов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований;

     3. бюджетов Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования.

     Законом о государственных гарантиях  предусматривается разграничение  расходных обязательств между бюджетами бюджетной системы, в том числе бюджетами фондов обязательного медицинского страхования.

     За  счет средств ОМС в рамках Программы  государственных гарантий гражданам  Российской Федерации будет предоставляться  бесплатно первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь. Кроме того, в финансовое обеспечение за счет средств ОМС поэтапно будут включены:

     - скорая медицинская помощь, за  исключением санитарной авиации;

     - высокотехнологичная специализированная  медицинская помощь;

     - лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях;

     - бюджетные инвестиции.

     Скорая  медицинская помощь, за исключением  санитарной авиации, будет поэтапно включена в систему ОМС при  обязательном соблюдении условия - оказания и оплаты ее вне зависимости от наличия у пациента полиса ОМС и его места проживания. Включение инвестиций в тариф ОМС может быть осуществлено после проведения полной инвентаризации и паспортизации действующей сети учреждений здравоохранения, установления необходимого объема ресурсов на основе стандартизации.12

     В 2010 году доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования  от страховых взносов работодателей  составят 495 млрд. рублей. Платежи субъектов  Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего  населения при применении указанного способа расчета в 2010 году должны будут составить 715 млрд. рублей. Внедрение принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС, а также конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны сопровождаться созданием системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации в части базовых программ ОМС. Источниками финансового обеспечения выравнивания условий базовой программы ОМС являются трансферты из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС в части страхового взноса работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан в размере 1,1% от фонда оплаты труда. Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи потребует внедрения системы финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от целевых показателей

     Оплата  стационарной помощи производится в соответствии с едиными тарифами по конкретному заболеванию или диагностически связанной группе заболеваний.

     Подразделения экстренной помощи и маршрутизации  больных оплачиваются за каждый вызов (в части скорой медицинской помощи) и за каждого больного (в части  служб маршрутизации и экстренного  лечения и диагностики) по дифференцированным тарифам, в зависимости от сложности случая и в соответствии со стандартами медицинской помощи.

     Патронажно - реабилитационные службы оплачиваются либо в составе тарифа на амбулаторно-поликлиническую помощь в случае "домашнего стационара", либо по стоимости койко-дней, рассчитанных в соответствии со стандартами медицинской помощи.

     Система обязательного медицинского страхования  будет включать в себя Федеральный  фонд ОМС и территориальные фонды  ОМС. Федеральный фонд ОМС при  этом будет выступать в качестве основного органа, аккумулирующего средства для выравнивания программ государственных гарантий в субъектах РФ. Территориальный фонд ОМС будет осуществлять реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования. Необходимо обеспечить установление единых требований к квалификационным характеристикам страховщиков, а также создание механизмов контроля за выполнением указанных требований.13

Информация о работе Финансовая политика здравоохранения