Федеративное государство и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении сущности федеративного государства.
В задачи исследования данной темы входит:
― Рассмотреть особенности российского федерализма;
― Определить сущность федеративных отношений в России;
―Выявить наиболее существенные проблемы реформирования федеративных отношений в России;
―Изучить особенности бюджетной системы Российской Федерации;
―Раскрыть основные направления развития современной бюджетной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ………………………………………………………....5
1.1. Понятие, сущность и принципы образования федеративного государства……………………………………………………..5
1.2. Федеративное устройство Российской Федерации…………13
1.3. Понятие, сущность и принципы бюджетной системы РФ….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………21
2.1. Направления развития современной бюджетной системы….………..…………………………………………...21
2.2. Анализ средств бюджета как основного звена бюджетной системы РФ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… ……36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО НАЦ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

     К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

     Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Рис.3.1.3. Структура расходов федерального бюджета на 1.10.2008 

     Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составил 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  к 2009 году  он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

     Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.

     Здравоохранение и спорт это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства,  т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

     В 2008 году объем расходов по данному  разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2009 году произошло увеличение на 15,8%.

     Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают:

     1. культура, кинематография и СМИ; 

     2. жилищно-коммунальное хозяйство; 

     3. охрана окружающей среды.[8]

     Проанализировав данные таблицы доходов и расходов можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений  экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее, основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем.

     С полным правом можно говорить, что  в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция  определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней.

     Особым  звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной  стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения.

     Таким образом, развитие федерализма в  России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной жизни при проведении экономических реформ и особенно соблюдения федеральных законов Российской Федерации, повышение исполнительной дисциплины, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. "Бюджет" [электронный ресурс]. – Режим доступа:    www.bujet.ru.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принят ГД РФ и одобрен СФ

РФ 17.07.98.

3. Бюджетная система Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.budgetrf.ru.

4. Евсей Гурвич «Второе дыхание бюджета»//  Российская газета. №79, май,

2009.

5. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.,

2007. С. 193.

6. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под.

ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 743.

7. Министерство Финансов Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.minfin.ru.

    8. Налоговая служба [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru

9. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М : ЮНИТИ ДАНА, 2003. – 512 с.

10. “Российская Газета” [электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.rg.ru

    11. Самсонов Н. Ф. Финансы, денежное обращение и кредит.- М.: ИНФРА-М,

    2003. –  448 с.

 12. Федеральный закон от 22.02.99 №36-ФЗ «О Федеральном бюджете на

1999 г.». 

13. Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации

Российской  Федерации»

14. Федеральный закон от 24.11. 2008 № 204-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

15. Федеральная Служба Государственной Статистики [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.

Приложения

Приложение 1.

Схема построения бюджетной системы Российской Федерации 

Приложение  2

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета*

Профицит, дефицит консолидированного бюджета 1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
млн. руб. (до 2000 г. – млрд. руб) 0.7 2.1 8.5 -49105 137619 264324 96964 173815 760232 1758992 2250584 1989684
в процентах к ВВП       3.4 1.9 2.9 0.9 1.3 4.5 8.1 8.4 6.0
  • Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2008
 

 

Приложение 3

Доходы  федерального бюджета на 1.10.2008-1.10.2009

Доходы  федерального бюджета 1.10.2008г 1.10.2009г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 383,11 35,87% 2 351,91 31,50%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34   5 113,54  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03% 583,76 7,82%
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56% 496,36 6,65%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13% 1 914,47 25,64%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55% 39,50 0,53%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49% 34,49 0,46%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39% 297,00 3,98%
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 638,73 9,61% 718,20 9,62%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00% 7 465,45 100,00%
 

 

    Приложение 4

    Структура доходов федерального бюджета  на 1.10.2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 5

Расходы федерального бюджета на 1.10.2008-1.10.2009

Расходы федерального бюджета 1.10.2008г 1.10.2009г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  828,78 12,61% 899,84 12,08%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  509,10 7,75% 566,74 7,61%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 521,84 7,94% 642,61 8,62%
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 702,32 10,69% 789,62 10,60%
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  54,56 0,83% 56,29 0,76%
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,33 0,14% 10,21 0,14%
ОБРАЗОВАНИЕ  307,20 4,68% 313,64 4,21%
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 83,81 1,28% 73,01 0,98%
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 211,69 3,22% 245,22 3,29%
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 270,86 4,12% 342,67 4,60%
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2281,56 34,73% 2423,12 32,52%
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00% 186,30 2,50%
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 789,25 12,01% 901,88 12,10%
ВСЕГО 6570,30 100,00% 7451,15 100,00%

Информация о работе Федеративное государство и бюджетное устройство