Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 23:00, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении сущности федеративного государства.
В задачи исследования данной темы входит:
― Рассмотреть особенности российского федерализма;
― Определить сущность федеративных отношений в России;
―Выявить наиболее существенные проблемы реформирования федеративных отношений в России;
―Изучить особенности бюджетной системы Российской Федерации;
―Раскрыть основные направления развития современной бюджетной системы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ………………………………………………………....5
1.1. Понятие, сущность и принципы образования федеративного государства……………………………………………………..5
1.2. Федеративное устройство Российской Федерации…………13
1.3. Понятие, сущность и принципы бюджетной системы РФ….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………21
2.1. Направления развития современной бюджетной системы….………..…………………………………………...21
2.2. Анализ средств бюджета как основного звена бюджетной системы РФ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… ……36
Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:
― Государственный бюджет;
― Многочисленные местные бюджеты.
В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней:
1.
Федеральный бюджет РФ и
2. Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. (Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена в Приложении 1.)
Важной самостоятельной частью бюджетной системы РФ как суверенного государства является Федеральный бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.
Отдельное, не менее, а может быть и более важное звено бюджетной системы РФ составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации привело к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15%, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на территории муниципальных образований.
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов
РФ. Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление о всех
доходах и расходах региона или Федерации
в целом, они не утверждаются и служат
для аналитических и статистических целей.
(Схема консолидированного бюджета отражена
на рис.1.3.1.)
Рис.1.3.1. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации
Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
― Принцип единства бюджетной системы. Означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.
― Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
― Принцип самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.
Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
― Принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете. Означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались.
― Принцип сбалансированности бюджета. Сбалансированность бюджета проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.
― Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
― Принцип общего покрытия расходов бюджетов. Означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
― Принцип гласности. Означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.
― Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
― Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов. Означает выделение средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.
2.1.
Направления развития современной бюджетной
системы
В
настоящий момент, экономическое
положение нашей страны быстро меняется
и не в лучшую сторону в связи
с мировым экономическим
В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2009 - 2011 годах.
Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые позволят улучшить администрирование доходов - налогов и сборов, ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС), Росимущество и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд. руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.
6 мая вступил в силу закон о скорректированном бюджете страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные.
Теперь каждый седьмой рубль, потраченный из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.
Он во многих отношениях принципиально отличается от тех, которые принимались в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.
И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой бюджетный дефицит (отражено в Приложении 2).
Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.
В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики. Сократив расходы, мы бы дополнительно уменьшили внутренний спрос, усилив тем самым воздействие кризиса на экономику.
Основные направления бюджетной политики и развития бюджетной системы были определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 23 мая 2009.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.
Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
Неоправданно возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Информация о работе Федеративное государство и бюджетное устройство