Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Анна Анна, 05 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации, его значение, роль в решении общегосударственных задач.
В курсовой работе выявлено три аспекта исследования. Первая часть включает в себя описание бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации. Во второй части рассмотрены основные черты федерального бюджета, представлены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. В заключительной (третьей) главе проанализирован федеральный бюджет на 2005 год. В «Заключении» подведен итог всей проделанной работе. Кроме того в курсовой работе имеются приложения: таблицы, схемы, диаграммы.
В данной работе были использованы следующие материалы: учебные пособия по бюджету, бюджетной системе РФ; периодические издания, а именно «Российская газета»; нормативные и правовые акты. Среди нормативных и правовых актов можно отметить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005год», Бюджетный кодекс РФ. В данных источниках рассмотрены бюджетное устройство РФ, федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы РФ, значение федерального бюджета в решении общегосударственных задач, роль бюджета в макроэкономическом регулировании.

Содержание

Автореферат работы…………………………………………………………………………………..4
Введение. 5
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 6
1.1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании. 6
1.2. Принципы построения и структура бюджетной системы РФ. 8
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В РЕШЕНИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. 10
2.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета. 10
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета. 13
2.3. Состав и структура расходов федерального бюджета. 15
2.4. Дефицит и профицит бюджета. 20
Заключение. 30
Список литературы. 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      3.2. Расходы федерального бюджета в 2005 году

      Расходы федерального бюджета на 2005 год утверждены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает уровень 2004 года.               В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета составил 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» – 17,4% ВВП), в 2005 году он снизился до 16,3% ВВП (Приложение 4). В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ. Таким образом, проводимая в последние годы и продолжаемая в нынешнем 2005 году налогово-бюджетная политика, с одной стороны, создает благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры. Кроме того, существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности (об этом уже говорилось выше).  Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%. Несколько снизится доля расходов самой отрасли социальной сферы, что в основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наряду с этим предусматривается концентрация расходов по этим направлениям на решении задач общенационального характера.

        Продолжится сокращение доли расходов, направляемых на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить долю государственных капитальных вложений (подробнее об этом будет сказано в конце главы). В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста.                               .    Необходимо заметить, что принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели. Кроме того, новаторской чертой бюджета 2005 года является возможность его представления в разрезе национальных стратегических приоритетов. Впервые помимо традиционных разделов функциональной и ведомственной классификации расходы федерального бюджета были сгруппированы по приоритетным направлениям государственной политики. Такое представление расходов позволяет увидеть, сколько вложено в достижение тех или иных конкретных стратегических целей бюджетной политики.                                             .   Темпы роста расходов федерального бюджета по национальным идеям  свидетельствуют об увеличении расходов по всем приоритетным направлениям. При этом в наибольшей степени возрастут расходы на повышение эффективности государства и укрепление национальной безопасности – соответственно на 27,5% и 27,4 % . На 22% возрастут расходы на поддержание высоких темпов экономического роста, на 12,3% - расходы на повышение уровня и качества жизни, и на 4% - расходы на создание потенциала для будущего развития. В результате увеличения расходов планируется улучшить показатели, характеризующие прогресс страны в достижении поставленных целей.                    .      Основными факторами, влияющими на определение ключевых параметров бюджетных расходов в 2005 году, являются: необходимость безусловного исполнения социальных обязательств государства, и, в первую очередь, покрытия за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Пенсионного фонда; проведение фундаментальных структурных преобразований в секторе государственного управления, в том числе разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и реформа системы федеральных органов исполнительной власти;                                                             уменьшение доли государственных расходов в ВВП.                                                     .       Таким образом, рассмотрев основные виды расходов федерального бюджета в 2005 году, можно сделать некоторые выводы. Итак, по разделам функциональной классификации наиболее значимыми по величине расходами являются следующие направления:                                                                                 - межбюджетные трансферты, объем которых составил в 2005 году 31,3 % бюджетных расходов; для поддержания обороноспособности и обеспечения национальной безопасности и правопорядка в 2005г. использовались средства разделов  "Национальная оборона" и "Национальная безопасность", составляющие 30,5% общего объема расходов;                                                             - деятельность государства в сфере экономики (раздел "Национальная экономика"). На поддержание и развитие экономической инфраструктуры и потенциала ее развития в 2005 году выделено 7,9% расходов федерального бюджета;                                                                                                                                       - реализация социальной политики .Для этой цели в 2005 году использовано 5,5% расходов;                                                                                                                               - образование. Его финансирование составило 5,1% расходов бюджета;                                                                                       - обеспечение функционирования законодательной власти, судебной системы, высших федеральных органов исполнительной власти, финансовых, налоговых и таможенных органов, а также проведение выборов и референдумов (раздел «Общегосударственные вопросы»). Расходы на это составили 4,2% расходов федеральногобюджета;                                                                                                     - на здравоохранение и спорт предусмотрено израсходовать 2,8% средств (3,1% непроцентных расходов).

       Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета по темпам роста выделяемых ресурсов являются национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, доля расходов на которые увеличилась с 27,5 до 30,5%.                                                            .        Распределение расходов на федеральные целевые программы в бюджете 2005 года свидетельствует об их направленности в первую очередь на нужды национальной экономики (42%), регионального развития (25%) и национальной обороны (15%). Это, на мой взгляд, и является определяющим моментом всех расходов Федерального бюджета на 2005 год.                                                               .         Но не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Я считаю, что одной из главных ошибок законопроекта «О федеральном бюджете на 2005 год» в области государственных расходов является сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (оно составит 41%). Кроме этого, совершенно необоснованно снижены расходы на образование на 2 миллиарда рублей! По-видимому, это связано с тем, что федеральные власти стремятся всеми способами увеличить профицит бюджета, сокращая при этом важнейшие статьи расходов федерального бюджета. Таким образом, можно сделать вывод, что сокращение некоторых статей расходов федерального бюджета на 2005 год, приводит не к экономическому росту, а недофинансированию бюджетов субъектов РФ

Заключение.

       Итак, подведем итоги: федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Кроме того, государственный бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.                                                                                                                                  .    Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Также, бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.                                          .   Таковы, на мой взгляд, самые интересные стороны изученной и проанализированной мной темы. В работе рассмотрены проблемы, тенденции, показатели и перспективы планирования и исполнения федерального бюджета Российской Федерации в период 2004-2005 гг. На мой взгляд, приведенные показатели внушают оптимизм, т.к. свидетельствуют о стабилизации экономического положения в России, что в конечном итоге, в результате налоговых маневров, должно привести к подъему экономики и , следовательно, более качественному исполнению федерального бюджета. 

                                                                                                                                                                                                                             

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 5 апреля 2005г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  3. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.
  4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.
  5. Министерство финансов РФ «Пояснительная записка к проекту федерального бюджета на 2005 год».
  6. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  7. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.
  8. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Юрайт, 2-е изд., испр. и перераб., 2000.
  9. «Российская газета» от 28 декабря 2004г. №288 (3665)
  10. Федеральный закон №173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год» (Принят Государственной Думой 8 декабря 2004 года)
  11. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение 1 «Структура бюджетной системы РФ» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

 

Приложение 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 5 «Поступления доходов в федеральный бюджет в 2005 году» 

Наименование доходов Сумма (тыс. руб.)
Доходы 3 326 041 100,0
Налоги  на прибыль, доходы 259 003 300,0
Налоги  и взносы на социальные нужды 266 500 000,0
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 791 822 600,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 483 035 600,0
Государственная пошлина 18 555 900,0
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 919 093 800,0
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 73 004 000,0
Платежи при пользовании природными ресурсами 35 046 800,0
Доходы  от оказания платных услуг  и компенсации  затрат государства 58 083 700,0
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов  874 500,0
Административные  платежи и сборы 1 714 000,0
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1 483 900,0
Прочие  неналоговые доходы 4 088 600,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---

      Приложение 6  «Распределение расходов федерального бюджета на 2005 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ» 

Наименование Сумма (тыс. руб.)
Всего 3 047 929 300,0
Общегосударственные расходы 460 410 608,1
Национальная  оборона 531 139 221,1
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 398 889 472,0
Национальная  экономика 242 134 339,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 8 636 187,1
Охрана  окружающей среды 4 629 981,6
Образование 155 337 962,7
Здравоохранение и спорт 85 672 222,6
Культура, кинематография и средства массовой информации 39 173 130,6
Социальная  политика 167 360 932,9
Межбюджетные  трансферты 954 545 242,1

Информация о работе Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации