Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Анна Анна, 05 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации, его значение, роль в решении общегосударственных задач.
В курсовой работе выявлено три аспекта исследования. Первая часть включает в себя описание бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации. Во второй части рассмотрены основные черты федерального бюджета, представлены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. В заключительной (третьей) главе проанализирован федеральный бюджет на 2005 год. В «Заключении» подведен итог всей проделанной работе. Кроме того в курсовой работе имеются приложения: таблицы, схемы, диаграммы.
В данной работе были использованы следующие материалы: учебные пособия по бюджету, бюджетной системе РФ; периодические издания, а именно «Российская газета»; нормативные и правовые акты. Среди нормативных и правовых актов можно отметить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005год», Бюджетный кодекс РФ. В данных источниках рассмотрены бюджетное устройство РФ, федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы РФ, значение федерального бюджета в решении общегосударственных задач, роль бюджета в макроэкономическом регулировании.

Содержание

Автореферат работы…………………………………………………………………………………..4
Введение. 5
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 6
1.1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании. 6
1.2. Принципы построения и структура бюджетной системы РФ. 8
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В РЕШЕНИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. 10
2.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета. 10
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета. 13
2.3. Состав и структура расходов федерального бюджета. 15
2.4. Дефицит и профицит бюджета. 20
Заключение. 30
Список литературы. 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

      Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

      В последние годы роль и значение государства  возрастают, увеличиваются и затраты  на содержание государственных органов  управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

      Российская  Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). Бюджетный кодекс РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

      Законодательно  дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих  принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное  Собрание России, Президент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных  функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

      Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

      Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д.

      Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам; размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. 

2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета.

      Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

      В доходы федерального бюджета зачисляются:

  1. Собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  2. Собственные неналоговые доходы;
  3. Остаток средств на конец предыдущего года;
  4. Доходы от бюджетных фондов;
  5. Прочие доходы.

      К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

      1) федеральные налоги и сборы,  пени и штрафы, перечень и ставки  которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;

      2) таможенные пошлины, таможенные  сборы и иные таможенные платежи;

      3) государственная пошлина в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

      К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

      1) доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности;

      2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

      3) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

      4) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

      5) средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

      6) прибыль Банка России – по  нормативам, установленным федеральными  законами;

      7) доходы от внешнеэкономической деятельности;

      8) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

      Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается, главным образом, из федеральных налогов, в том числе налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Налоги – главный источник формирования доходов федерального бюджета.

      Федеральные налоги, средства от которых поступают  в федеральный бюджет, устанавливаются  федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.

      Федеральные органы исполнительной власти могут  предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и других обязательных платежей в  федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством  в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

      Доходы  федеральных целевых бюджетных  фондов обособленно учитываются  в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются  между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 

2.3. Состав и структура  расходов федерального бюджета.

      Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

      Практически расходы федерального бюджета –  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

      Расходы федерального бюджета классифицируют:

  1. по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

      В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

      Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

      Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий  и субвенций на текущее финансирование.

      В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации)  исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

      1) обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

      2) функционирование федеральной судебной  системы;

      3) осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

      4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

      5) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

      6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

      7) государственная поддержка атомной  энергетики;

      8) ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

      9) исследование и использование  космического пространства;

      10) содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

      11) формирование федеральной собственности;

      12) обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

      13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

      14)  пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

      15) проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

      16) федеральная инвестиционная программа;

      17) обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

Информация о работе Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации