Автор: Анна Анна, 05 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа
В данной работе рассматривается федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации, его значение, роль в решении общегосударственных задач.
В курсовой работе выявлено три аспекта исследования. Первая часть включает в себя описание бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации. Во второй части рассмотрены основные черты федерального бюджета, представлены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. В заключительной (третьей) главе проанализирован федеральный бюджет на 2005 год. В «Заключении» подведен итог всей проделанной работе. Кроме того в курсовой работе имеются приложения: таблицы, схемы, диаграммы.
В данной работе были использованы следующие материалы: учебные пособия по бюджету, бюджетной системе РФ; периодические издания, а именно «Российская газета»; нормативные и правовые акты. Среди нормативных и правовых актов можно отметить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005год», Бюджетный кодекс РФ. В данных источниках рассмотрены бюджетное устройство РФ, федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы РФ, значение федерального бюджета в решении общегосударственных задач, роль бюджета в макроэкономическом регулировании.
Автореферат работы…………………………………………………………………………………..4
Введение. 5
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 6
1.1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании. 6
1.2. Принципы построения и структура бюджетной системы РФ. 8
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В РЕШЕНИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. 10
2.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета. 10
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета. 13
2.3. Состав и структура расходов федерального бюджета. 15
2.4. Дефицит и профицит бюджета. 20
Заключение. 30
Список литературы. 32
Приложение 33
18)
обеспечение осуществления
19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
20)
официальный статистический
21) прочие расходы.
Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. В соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 Бюджетного кодекса РФ):
1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2)
обеспечение
3)
обеспечение противопожарной
4)
научно-исследовательские,
5) обеспечение социальной защиты населения;
6)
обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и
7)
обеспечение предупреждения и
ликвидации последствий
8)
развитие рыночной
9)
обеспечение развития
10)
обеспечение деятельности
11)
обеспечение деятельности
12)
финансовая помощь другим
13)
прочие расходы, находящиеся в
совместном ведении Российской
Федерации, субъектов
Таким образом можно отметить, что спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе финансирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.
Расходы
федерального бюджета являются общественно
полезными. Активная роль государства
в общественном воспроизводстве
и повышение эффективности
В
основе бюджетного финансирования лежат
принципы: безвозвратности, целевого характера
бюджетных расходов и предоставления
средств в соответствии со сметным порядком
осуществления расходов.
2.4. Дефицит и профицит бюджета.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.
Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет.
Дефицит и профицит бюджета являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.
Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 92 Бюджетного кодекса РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.
За все послевоенные годы (1945-1990гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т.е с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным. Дефицит бюджета составил (в млрд. руб.) в 1991г. – 37,6, в 1992г. – 614,9, в 1993г. – 794, в 1994г. – 654,9.
Несмотря
на значительный рост налогов и увеличение
неналоговых доходов, федеральный
бюджет Российской Федерации оставался
дефицитным. Но уже начиная с 2000 года федеральный
бюджет формируется без дефицита.
3. Особенности федерального бюджета 2005 года.
Федеральный
бюджет на 2005 год утвержден по расходам
в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам
в сумме 3 326 041,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого
объема валового внутреннего продукта
в сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции
(потребительских цен) 7,5 – 8,5 процента
(декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Размер
профицита федерального бюджета на 2005
год был установлен в размере 278 111,8 млн.
рублей. (см. Приложение 2).
В
качестве важной отправной посылки
при формировании параметров проекта
федерального бюджета на 2005 год Правительство
РФ рассматривало принцип
Основные же характеристики федерального бюджета РФ можно вынести в отдельную таблицу следующим образом:
2004 год - исполнено | 2005 год - закон | ||||
млрд. руб. | % от ВВП | млрд. руб. | % от ВВП | ||
Доходы | 3 290,5 | 20,4 | 3 326,0 | 17,8 | |
ЕСН | 455,0 | 2,8 | 226,5 | 1,2 | |
Доходы без учета ЕСН | 2 835,5 | 17,6 | 3 099,5 | 16,6 | |
налоговые | 1 748,1 | 10,8 | 2 006,2 | 10,7 | |
неналоговые | 1 052,4 | 6,5 | 1 093,4 | 5,8 | |
Расходы | 2 703,2 | 16,8 | 3 047,9 | 16,3 | |
Расходы без учета ЕСН | 2 248,2 | 13,9 | 2 821,4 | 15,1 | |
Профицит | 587,4 | 3,6 | 278,1 | 1,5 |
Как
видно из таблицы, доходы федерального
бюджета в 2005 году по сравнению с
2004 годом увеличатся в номинальном
выражении, но, если посмотреть на доходы
бюджета в % к ВВП, то доходы федерального
бюджета в 2005 году сократятся. Рассмотрим
подробнее поступления доходов (налоговых
и неналоговых) в федеральный бюджет в
2005 году.
3.1. Доходы федерального бюджета в 2005 году
Доходы
федерального бюджета в 2005 году утверждены
в сумме 3326,0 млрд. рублей (17,77% к ВВП), в том
числе без учета средств единого социального
налога и отчислений в Стабилизационный
фонд Российской Федерации в сумме 2671,8
млрд. рублей (14,27% к ВВП). В составе доходов
федерального бюджета налоговые доходы
составляют 2232,7 млрд. рублей (11,93% к ВВП),
в том числе без учета средств единого
социального налога и отчислений в Стабилизационный
фонд Российской Федерации 1814,4 млрд. рублей
(9,69% к ВВП). Неналоговые доходы составляют
же 1093,4 млрд. рублей (5,84% к ВВП), в том числе
без учета отчислений в Стабилизационный
фонд Российской Федерации 857,3 млрд. рублей
(4,58% к ВВП). (см. Приложение 3). По сравнению
с исполнением федерального бюджета на
2004 год прогнозируемые в 2005 году доходы
увеличатся на 35,6 млрд. руб. Однако доля
доходов в валовом внутреннем продукте
снизится с 20,4% до 17,77%. Относительное (в
% к ВВП) снижение уровня доходов федерального
бюджета 2005 году против ожидаемой оценки
на 2004 год на 2,63 процентных пункта произошло
за счет следующих факторов: изменение
макроэкономических показателей -1,7% к
ВВП; изменение бюджетного законодательства
(здесь включено изменение федеральной
ставки налога на прибыль) +0,55% к ВВП; изменение
налогового законодательства -1,38% к ВВП;
прочие факторы -0,63% к ВВП.
Информация о работе Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации