Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Анна Анна, 05 Ноября 2010 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации, его значение, роль в решении общегосударственных задач.
В курсовой работе выявлено три аспекта исследования. Первая часть включает в себя описание бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации. Во второй части рассмотрены основные черты федерального бюджета, представлены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. В заключительной (третьей) главе проанализирован федеральный бюджет на 2005 год. В «Заключении» подведен итог всей проделанной работе. Кроме того в курсовой работе имеются приложения: таблицы, схемы, диаграммы.
В данной работе были использованы следующие материалы: учебные пособия по бюджету, бюджетной системе РФ; периодические издания, а именно «Российская газета»; нормативные и правовые акты. Среди нормативных и правовых актов можно отметить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005год», Бюджетный кодекс РФ. В данных источниках рассмотрены бюджетное устройство РФ, федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы РФ, значение федерального бюджета в решении общегосударственных задач, роль бюджета в макроэкономическом регулировании.

Содержание

Автореферат работы…………………………………………………………………………………..4
Введение. 5
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 6
1.1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании. 6
1.2. Принципы построения и структура бюджетной системы РФ. 8
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В РЕШЕНИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. 10
2.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета. 10
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета. 13
2.3. Состав и структура расходов федерального бюджета. 15
2.4. Дефицит и профицит бюджета. 20
Заключение. 30
Список литературы. 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      18) обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

      19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

      20) официальный статистический учет;

      21) прочие расходы.

      Средства  федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. В соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 Бюджетного кодекса РФ):

      1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

      2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

      3) обеспечение противопожарной безопасности;

      4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

      5) обеспечение социальной защиты населения;

      6) обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

      7) обеспечение предупреждения и  ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

      8) развитие рыночной инфраструктуры;

      9) обеспечение развития федеративных  и национальных отношений;

      10) обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов Российской  Федерации в соответствии с  законодательством РФ;

      11) обеспечение деятельности средств  массовой информации;

      12) финансовая помощь другим бюджетам;

      13) прочие расходы, находящиеся в  совместном ведении Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований.

      Таким образом можно отметить, что спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе финансирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

      Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

      В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов.    
 

2.4. Дефицит и профицит  бюджета.

      В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

      Профицит  бюджета – это превышение доходов  бюджета над его расходами. Дефицит  бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.

      Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет.

      Дефицит и профицит бюджета являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

      Если  в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

      В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.

      В соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 92 Бюджетного кодекса РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.

      За  все послевоенные годы (1945-1990гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т.е с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным. Дефицит бюджета составил (в млрд. руб.) в 1991г. – 37,6, в 1992г. – 614,9, в 1993г. – 794, в 1994г. – 654,9.

      Несмотря  на значительный рост налогов и увеличение неналоговых доходов, федеральный  бюджет Российской Федерации оставался  дефицитным. Но уже начиная с 2000 года федеральный бюджет формируется без дефицита. 
 

        

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности федерального бюджета 2005 года.

      Федеральный бюджет на 2005 год утвержден по расходам в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,5 – 8,5 процента (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Размер профицита федерального бюджета на 2005 год был установлен в размере 278 111,8 млн. рублей. (см. Приложение 2).                                                  .    Когда составлялся проект федерального бюджета на 2005 год, то Правительство РФ исходило из стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны, определенных Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Бюджетным посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2005 году». Принципиальной особенностью проекта федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях и с учетом начатых в 2004 году фундаментальных структурных реформ государственного сектора, направленных на реализацию указанных целей и приоритетов. К числу этих реформ относятся: реформа федеративных отношений и местного самоуправления, реформа бюджетного процесса, реформа системы социальной защиты населения, реформа системы федеральных органов исполнительной власти.

      В качестве важной отправной посылки  при формировании параметров проекта  федерального бюджета на 2005 год Правительство  РФ рассматривало принцип концентрации бюджетных ресурсов федерального бюджета  на важнейших направлениях социально-экономического развития России, действительно нуждающихся в первоочередной поддержке за счет федерального бюджета. При этом ставилась задача в максимально возможной степени исключить избыточные, второстепенные федеральные расходы и соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, которые могут осуществляться за счет региональных и местных бюджетов, частного сектора экономики, а также такие федеральные расходные полномочия, которые, ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, не могут быть обеспечены федеральным финансированием. За счет исключения или сокращения второстепенных расходов федерального бюджета, Правительство РФ стремилось обеспечить понижение налоговой и иной нагрузки доходной части бюджета на частный сектор экономики, с тем, чтобы создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста.                                                                               

      Основные  же характеристики федерального бюджета  РФ можно вынести в отдельную  таблицу следующим образом:

  2004 год - исполнено 2005 год  - закон
  млрд. руб. % от ВВП млрд. руб. % от ВВП
Доходы 3 290,5 20,4 3 326,0 17,8
ЕСН 455,0 2,8 226,5 1,2
Доходы  без учета ЕСН 2 835,5 17,6 3 099,5 16,6
налоговые 1 748,1 10,8 2 006,2 10,7
неналоговые 1 052,4 6,5 1 093,4 5,8
Расходы 2 703,2 16,8 3 047,9 16,3
Расходы без учета ЕСН 2 248,2 13,9 2 821,4 15,1
Профицит 587,4 3,6 278,1 1,5

      Как видно из таблицы, доходы федерального бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличатся в номинальном  выражении, но, если посмотреть на доходы бюджета в % к ВВП, то доходы федерального бюджета в 2005 году сократятся. Рассмотрим подробнее поступления доходов (налоговых и неналоговых) в федеральный бюджет в 2005 году. 

3.1. Доходы федерального бюджета в 2005 году

      Доходы  федерального бюджета в 2005 году утверждены в сумме 3326,0 млрд. рублей (17,77% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в сумме 2671,8 млрд. рублей (14,27% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 2232,7 млрд. рублей (11,93% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 1814,4 млрд. рублей (9,69% к ВВП). Неналоговые доходы составляют же 1093,4 млрд. рублей (5,84% к ВВП), в том числе без учета отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 857,3 млрд. рублей (4,58% к ВВП). (см. Приложение 3). По сравнению с исполнением федерального бюджета на 2004 год прогнозируемые в 2005 году доходы увеличатся на 35,6 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 20,4% до 17,77%. Относительное (в % к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета  2005 году против ожидаемой оценки на 2004 год на 2,63 процентных пункта произошло за счет следующих факторов: изменение макроэкономических показателей -1,7% к ВВП; изменение бюджетного законодательства (здесь включено изменение федеральной ставки налога на прибыль) +0,55% к ВВП; изменение налогового законодательства -1,38% к ВВП; прочие факторы -0,63% к ВВП.                                                                                                                                                     .  Остановимся на этом подробнее. Изменение основных показателей макроэкономического прогноза 2005 года по сравнению с показателями 2004 года привело к снижению доходов федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года на 1,17% к ВВП. Наиболее существенное влияние, как и в предыдущие годы, оказали внешнеэкономические показатели макроэкономики. В частности снижение прогнозируемой цены на нефть марки «Юралс» с 31,2 долларов за баррель в 2004 году до 28 долларов за баррель в 2005 году уменьшило доходы федерального бюджета на 0,7 % к ВВП или на 131 млрд. руб. Изменение структуры налогооблагаемой базы привело к снижению доходов федерального бюджета на 0,47% к ВВП или на 88 млрд. руб., в т.ч. существенное влияние на снижение общих объемов доходов федерального бюджета оказывают неналоговые доходы (0,19 % к ВВП или 35,6 млрд. руб.). Единственным фактором, увеличившим доходы федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года, является фактор изменения бюджетного законодательства. Нормативы распределения доходов между уровнями бюджетной системы закреплены в 2005 году Бюджетным кодексом РФ. Перераспределение доходов в 2005 году увеличило доходы федерального бюджета на 102,1 млрд. руб. или 0,55 % к ВВП. Основное влияние оказала передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень, это позволило привлечь 46,4 млрд. руб. или 0,25% к ВВП. Изменение норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей дало дополнительно 44,9 млрд. руб. или 0,24 % к ВВП. Передача водного налога на федеральный уровень увеличило доходы федерального бюджета на 11,2 млрд. руб. или 0,06 % к ВВП. Передача полностью в доходы субъектов единого сельскохозяйственного налога привело к уменьшению доходов федерального бюджета на 0,4 млрд. руб. Изменение же налогового законодательства снизило доходы федерального бюджета 2005 года на 258,2 млрд. руб. или на 1,38 % к ВВП. В целом изменение законодательства (бюджетного, налогового, таможенного) снизило налоговые доходы федерального бюджета на 156,1 млрд. рублей.                                                                                       .      Профицитный бюджет в течение последних трех лет позволял формировать финансовый резерв, на этой основе в 2005 году средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500,0млрд. рублей использовались на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и на погашение государственного внешнего долга РФ в размере 160,0млрд. рублей.           

Информация о работе Федеральный бюджет как основное звено бюджетной системы Российской Федерации