Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа
Деятельность торгового предприятия с момента его создания осуществляют различные издержки.
Издержки – это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.
ФГОУ СПО Курганский торгово-экономический техникум
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика организации (предприятия)
на тему: Факторы, определяющие объем и уровень издержек обращения. Пути оптимизации издержек обращения в торговле
Студентка
Хвостанцева Анна Вячеславовна
Группа, отделение 211-Б
Специальность 080110
«Экономика и бухгалтерский учет»
Руководитель курсовой работы:
Калинина Екатерина Владимировна
г. Курган, 2009 г.
Введение
Деятельность торгового предприятия с момента его создания осуществляют различные издержки.
Издержки – это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.
Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения.
Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Это расходы на транспортирование, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.
Роль издержек обращения для торговых предприятий весьма значительна, от их уровня напрямую зависит прибыль предприятия. Так же они имеют важное социальное значение.
Поэтому вполне очевидна актуальность изучения и рассмотрения этого важнейшего показателя.
Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть значение, сущность издержек обращения.
2. Рассмотреть классификацию издержек обращения.
3. Изучить показатели издержек обращения.
4. Охарактеризовать факторы, влияющие на издержки обращения.
5. Проанализировать пути оптимизации издержек обращения.
Предметом исследования являются издержки обращения, факторы, влияющие на них и методы их оптимизации.
Методы работы: монографическое исследование, исследование таблиц, анализ.
Источниками работы служили: учебники, учебные пособия, периодические издания, нормативные и правовые акты, положения по бухгалтерскому учету и др.
1. Понятие издержек обращения, их сущность и классификация
1.1 Понятие издержек обращения и их сущность
Деятельность торгового предприятия с его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По характеру затраты подразделяются на два вида – текущие и долговременные.
Текущие затраты торгового предприятии связаны с решаемыми им в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами – закупкой товаров, их транспортированием, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала и т.п.
Долговременные затраты связаны с решением стратегических задач – строительством, реконструкцией, покупкой новых видов машин и оборудования и т.п.
Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.
Роль издержек обращения для торговых предприятий весьма значительна. Они оказывают влияние на прибыль, так как в количественном выражение прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между валовым доходом и издержками обращения. В связи с этим издержки обращения можно определить как инструмент, с помощью которого предприятие регулирует процесс формирования прибыли, устанавливает размер торговой надбавки к цене реализуемого товара.
Издержки обращения имеют важное социальное значение, так как за их счет выплачиваются установленные законодательством социальные платежи.
1.2 Классификация издержек обращения
Издержки обращения классифицируются по различным признакам.
По участию образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.
Чистые издержки обращения - это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, но по всей своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.
Дополнительные издержки обращения - это затраты торгового предприятия по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую устанавливает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.
В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастет, что диктуется требованиям рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.
По составу различают простые и косвенные издержки обращения.
К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда).
Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, налоги и обязательные платежи и др. расходы).
По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения.
К полезным издержкам обращения относятся виды затрат, которые дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение товарооборота.
Бесполезными издержками обращения являются затраты, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов торгового предприятия. Например, выплата заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудованию. Бесполезные издержки полезного результата не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятие своей деятельности – потери товаров в виде естественной убыли.
Особую практичную значимость приобретает деление затрат на полезные и бесполезные в том случае, если можно вычленить лишние затраты с тем, чтобы отказаться от них. Так, с реализацией излишнего оборудования и ликвидацией других основных фондов будут уменьшены постоянные затраты на величину затрат данного элемента. Предприятие должно стремиться к снижению бесполезных потерь путем улучшения организации поставки, хранения и реализации товаров.
По отношению к товарообороту издержки обращения делят на зависящие от товарооборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные).
К условно-переменным относятся расходы, размер которых зависит от объема товарооборота. Это транспортные расходы, расходы по заработной плате, по упаковке и подсортировке товаров, по естественной убыли, расходы по таре, отчисления на подготовку кадров, половина прочих расходов.
К условно-постоянным относятся расходы, изменение которых прямо не связано с изменением товарооборота. Это расходы по аренде и амортизации основных средств, по содержанию помещений, текущему ремонту, рекламе, половина прочих расходов.
Деление издержек, поэтому признаку очень важно для анализа и планирование расходов по отдельным статьям.
По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.
Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота.
Непроизводительные расходы полезного результата не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранении и реализации товаров.
По конкретным видам затрат выделяют отдельные статьи издержек обращения, совокупность которых составляет их номенклатуру. В настоящее время для предприятий торговли установлена следующая единая учетная номенклатура статей издержек обращения: расходы на перевозку; расходу на оплату труда; расходы на аренду и содержание основных фондов; амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов; амортизационные отчисления на капитальный ремонт и расходы на текущий ремонт основных фондов; износ и содержание малоценных и быстроизнашивающихся предметов; расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную упаковку товаров; расходу на рекламу; проценты за кредит; потери товаров в пределах норм естественной убыли во время перевозки, хранения и реализации; расходы на тару; отчисления на социальные мероприятия; расходы на обязательное страхование имущества; прочие расходы.
В рамках каждой из перечисленных статей издержек обращения единой учетной их номенклатуры торговое предприятие может организовать учет своих текущих затрат по отдельным их видам, в наибольшей степени соответствующим специфики его хозяйственной деятельности.
2. Показатели издержек обращения
Издержки обращения – один из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить эффективность и качество работы трудового коллектива. Их оптимизации уделяется большое внимание, так как соблюдение режима экономии, рост производительности труда, сокращение потерь непроизводительных расходов позволяют повысить рентабельность.
Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.
Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако он не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется такой показатель, как уровень издержек обращения, представляющий собой отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. В розничной торговле уровень издержек определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании – в процентах к валовому товарообороту предприятия общественного питания. Он может быть рассчитан не только на весь объем товарооборота, но и по отдельным товарным группам.
Уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей торговых предприятий и показывает, с одной стороны, сколько процентов составляют издержки обращения в розничной стоимости товаров, а с другой – сумму затрат в расчете на 100 руб. товарооборота. Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
Уровень издержек можно считать обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов: основных фондов, оборотных средств, труда. Оптимальное значение этого показателя соответствует наиболее рациональному сочетанию используемых ресурсов. Не следует стремиться к обязательному снижению уровня издержек, так как это может привести к снижению качества обслуживания и в конечном счете к снижению объемов продажи и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, когда это способствует ускорению оборачиваемости товаров, повышению престижа предприятия и увеличению его доли в емкости рынка.
Уровень издержек обращения предприятий розничной торговли намного превышает его величину в оптовой торговле. В розничной торговле (по сравнению с оптовой) выше уровень расходов, связанных с содержанием материально-технической базы, и более высоки материальные потери (расходы по таре, потери товаров и технологические отходы). Указанные различия обусловлены наличием более мелких хозяйственных структур в розничной торговле (магазинов, палаток и т.п.) по сравнению с оптовой (складов), реализацией товаров оптовыми предприятиями крупными партиями, более медленной оборачиваемостью товаров в розничном звене, относительно высоким уровнем механизации труда работников оптовой торговли и другими факторами.