Факторы и типы экономический роста РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Типы экономического роста 6
1.3 Факторы экономического роста 7
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 10
2.1 История экономического роста в Казахстане 10
2.2 Качество жизни человека как главный критерий экономического роста 14
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 20
3.1 Главные компоненты модели экономического роста 20
3.2 Изменение политики, которая остается инфляционной 21
3.3 Исправление работы фондового рынка 25
3.4 Муниципальная власть - надежный заемщик 29
3.5 Конкурентные факторы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Экономическрй рост типы и факторы.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

    Перечисленные методы из западного опыта, они являются методами демократической системы  с высокой конкуренцией. Государственные  закупки, например, очень распространенные в США (закон о заключении контрактов на конкурсной основе принят в 1984 г) основаны на широком общественном освещении еще на стадии объявления конкурса.

    В казахстанском законодательстве процедуры  контроля за расходами четко не определены и не соблюдаются, нет строго установленных  правил обязательной предварительной про верки правильности платежей банком или личной ответственности должностного лица нет понятия предварительного контроля и его роли

    Усиление  законности по отношению к бюджетному процессу требует также однозначно отказаться от практики секвестирования бюджета. Очевидна необходимость установления особого статуса бюджетного учреждения, поскольку сегодня в бюджетно-финансовой сфере процветает волюнтаризм вышестоящего руководства

    Для денежной поддержки чрезвычайных ситуации можно создать специальные циклические фонды для финансирования некоторых видов расходов, средства для которых будут выделяться только тогда когда это будет оправдано определенной макроэкономической ситуацией

    Следующей задачей является введение жесткого мониторинга кредиторской задолженности, в том числе - задолженностей местных бюджетов. Денежно-расчетную дисциплину пора налаживать очень решительными мерами, поскольку мультипликативный эффект от задолженности - разрушительный эффект.

    3.3 Исправление работы фондового рынка

 

    Точкой  пересечения бюджетной и кредитно-денежной политики в вопросе их инвестиционной направленности является проблема рынка  государственных ценных бумаг.

    В условиях низкой обеспеченности денежным агрегатом (вследствие преобладания антиинфляционной составляющей в денежно-кредитной политике) ГКО отвлекают сбережения и банковские вклады от инвестиций.

    В итоге кредитно-банковская сфера  перестает выполнять одну из важных функций превращения частных  сбережений в капиталовложения.

    Банковская  система еще не пользуется большим доверием у населения, которое сегодня могло бы выступать в некоторой степени инвестором. В то же время сегодня лишь небольшая часть сбережений населения расходуется на кредитно-инвестиционные цели, тогда как большая на текущие нужды, спекулятивные операции, богатства или - вывозится за рубеж.

    Частные сбережения составляли в 1997 г. всего 27 млрд тенге, или около 3% ВВП, тогда  как в России данная цифра достигает 30%. Реальные частные накопления гораздо  выше.

    Фондовый  рынок страны сегодня ярко разделен на два независимых сектора, в котором как в зеркале отражаются все проблемы в экономике и который, как барометр, свидетельствует о ненормальности протекающих экономических процессов.

    Первый  из этих секторов, или как его  неправильно называют - рынок государственных ЦБ (ГКО), вряд ли в чистом виде можно считать рынком. Он должен быть лишь сектором в целом финансового рынка (включающего и корпоративные ЦБ), но не отдельным рынком ведь в нем отсутствует конкуренция, а продавцом выступает только одно лицо государство.

    Данный  сектор функционирует весьма активно, и, по существу, он один только и определяет лицо нынешнего так называемого  фондового рынка. Выпуск ГКО на сегодня, как уже отмечалось, на 15 - 20% покрывает  дефицит ГБ. Второй сектор рынка ценных бумаг рынок корпоративных ЦБ вовсе не развит.

    Такой ярко выраженный перекос в развитии фондового рынка является еще  одним свидетельством того, о чем  мы говорили выше: рынок корпоративных  ЦБ не развивается ввиду общего упадка национальной промышленности. Рынок же государственных ЦБ процветает, так как бюджет все больше и больше нуждается в источниках финансирования увеличивающегося дефицита бюджета.

    Сравнение фондового рынка России и Казахстана ярко доказывает: казахстанскую экономику  можно было поднять в значительной степени на основе развития фондового рынка, привлечения иностранного капитала не путем прямой продажи, а через продажи акций на национальных и иностранных рынках. Это дало бы не только высокие доходы самим предприятиям, но и мощный толчок развитию в целом фондового рынка. А значит, способствовало бы развитию всей экономики.

    К сожалению, Казахстан пошел по другому  пути. Рассмотрим данную проблему подробнее, чтобы уяснить, почему "к сожалению".

    Рынок государственных ЦБ начал постепенно развиваться с 1995 г. и по мере того, как становилось понятно, что полученные иностранные кредиты обречены на невозврат, а проблема внешнего долга не позволит надеяться на внешние источники покрытия дефицита бюджета, этот рынок, постепенно набирая силу, превратился в основной источник покрытия дефицита бюджета. Кредиты ЦБ составили в 1997 г. 2.5 млрд тенге, на 12.8 млрд тенге дефицит был профинансирован за счет внутренних ЦБ.

    В 1997 г. были размещены ГЦБ на общую  сумму 54.1 млрд тенге. Общий объем размещенных ГЦБ по сравнению с 1996 г. увеличился в 1.7 раза, в том числе объемы ГКО-3 увеличились в 1.44 раза, при этом средневзвешенная дисконтированная цена составила 96,01. средневзвешенная доходность 16.69%.

    Из  всего объема ГЦБ национальные сберегательные облигации (НСО) составили 1,5 млрд. государственные краткосрочные обязательства 52.6 млрд тенге, государственные среднесрочные обязательства 870 млн тенге. ГКО со сроком обращения 3 месяца составили 30.8 млрд тенге. 6-месячные 16.02 млрд тенге. 12-месячные 5,77 млрд тенге.

    В 1997 г. НСО были размещены на сумму 550 млн тенге, что составило 70% от запланированного. Это было связано  с тем, что новые возможности  заимствования были открыты в  виде ГСО и евробондов.

    При некотором увеличении выпуска НСО  список финансовых агентов по размещению остался прежним: Народный сберегательный банк. ТуранАлем банк, Казкоммерцбанк и банк "Центркредит" Их объемы размещения за год были следующими: Народный банк 550 млн. ТуранАлем 380 млн. Казкоммерцбанк 430 млн. "Центркредит" - 140 млн тенге. Что касается вторичного

    рынка, то в результате внебиржевых операций, прошедших с 1 по 31 января 1998 г., было реализовано МЕККАМ в количестве 200 864 335 штук, объем реализованной  стоимости составил 19 969 млн тенге. В январе 1998 г. было размещено 4 эмиссии ГКО-З. общий объем размещения составил 1685 млн тенге

    В 1998 г. Казахстан запустит в обращение  ряд новых государственных ЦБ: государственные ЦБ для пансионных фондов со сроком обращения не менее 5 лет, МЕОКАМы (аналоги российских ГКО) с 3-годичным сроком обращения и государственные ценные бумаги со сроком обращения 10 лет, в которые будет переоформлен долг Правительства Нацбанку за кредиты, выданные для погашения дефицита бюджета. Закон "О бюджетной системе" предполагает хотя и самые разные источники внутреннего и внешнего заимствования, но основной акцент Правительство делает на внутренние. Связано это отчасти со ставкой в последние годы на реформирование пенсионной системы.

    Однако  как бы ни был успешным для Правительства  внутренний рынок, поскольку он оказывался несколько "дорогим" по сравнению с зарубежным (государству приходилось ориентироваться на банковские проценты), то с 1996 г. государство вынуждено было обратить взор на международные рынки.

    Если  покупателями первой эмиссии евронот в 200 млн долл на 3 года были в основном институциональные инвесторы, то в 350 млн долл. (на 5 лет), размещенных в 1997 г., были уже розничные торговцы. Сегодня прорабатываются варианты размещения на 10-летний срок. Однако нет абсолютно ни какой разницы в том, что финансирование дефицита бюджета стало осуществляться теперь самим бюджетом. От перемены мест сумма не меняется. Единственной разницей является то, что Правительство вольно использовать средства от продажи ГКО. не выпрашивать средств у Нацбанка. Оно само, сколько надо, может выпускать их. ГКО. другими словами, выступают теми же деньгами, но эмитируемыми Правительством.

  3.4 Муниципальная власть - надежный заемщик

 

    Необходимо  развивать цивилизованный рынок  муниципальных облигаций. Распространенность их в мире объясняется тем, что местные администрации - муниципалитеты считаются одними из самых надежных заемщиков. Такая практика насчитывает в мире сотни лет. В Казахстане муниципальные займы не распространены, поскольку местные бюджеты в отличие от центрального бюджета весьма слабы и бюджетная система, принятая в стране, не позволяет оставлять на местах значительные средства. Дискредитация этого вида ценных бумаг, неизученность и нераспространенность цивилизованной формы не позволяют использовать их по истинному назначению с цепью рефинансирования местных социальных программ, снижения влияния сезонных факторов на состояние местного бюджета. Как известно, амортизация (погашение) займа местной администрации осуществляется путем реализации капиталоемких проектов, в которых нуждается данный регион, а также путем управления резервным фондом займа.

    Муниципальные займы отличаются по срокам амортизации, способам выплаты дохода и бывают генеральные (предназначенные для  обслуживания текущих потребностей и погашающиеся из налоговых поступлений) и подоходные (под обслуживание конкретных проектов). Практически все местные проекты в нормальной рыночной экономике должны строиться местными администрациями путем привлечения инвестиций, но не за счет централизованных средств. Яркий пример тому: в США крупнейший в мире Денверский аэропорт был построен не за счет средств федерального бюджета. Почему в Казахстане весь Казахстан строит мост через Иртыш? Ответ прост: централизация бюджета и управление из центра выгодны для центрального Правительства. Как уже показал опыт Москвы и Санкт-Петербурга, иностранный инвестор, в принципе, готов рисковать и вкладывать в акции известных крупных городов. Причем программы эти контролировались федеральной комиссией ценных бумаг. Безусловно, приведенные примеры из практики Федеративных государств. Однако для отдельных городов Казахстана данный подход мог бы сыграть плодотворную роль. Например, нам можно было бы попытаться использовать этот опыт, начав с Алматы. Ведь не использован еще потенциал данного финансового инструмента. Как для привлечения дополнительных финансов, так и для оживления рынка ценных бумаг.

  3.5 Конкурентные факторы

 

    Какие дополнительные факторы надо задействовать  с точки зрения активизации потенциала экономического роста?

    На  мой взгляд, важно вначале определить конкурентные факторы, обратив при  этом особое внимание на: 1) развитие малого бизнеса как второго остова (характерного уже для любой экономики); 2) децентрализацию  финансово-экономической системы  страны (что вообще-то согласуется с президентским посланием). Но, на мой взгляд, уже остро необходим более кардинальный подход, ведь это стало основным вопросом жизни регионов централизация финансовых ресурсов приводит лишь к ослаблению регионов. Если говорить о текущем конкурентном положении Казахстана, то оно довольно зыбко. И, несмотря на внешне благополучное положение, оно сопровождается рядом серьезных проблем.

    Необходимо  учитывать и постоянно помнить: Казахстан - страна с чрезмерно низкой плотностью населения и огромной территорией, что серьезно снижает управляемость страной, не создает критический запас спроса как основного стимула производства. С этой точки зрения Казахстан представляет еще и интерес для стран с чрезмерной перенаселенностью. Трудовой потенциал в условиях низкой плотности населения количественно просто не способен осваивать богатства, обширные территории для того же сельского хозяйства. Практически свободная рабочая сила в городах свободно поглощается бурно развивающейся сферой обслуживания, потенциал которой огромен ввиду неразвитости с прежних времен.

    Плотность освоения и конкуренция во всех сферах жизнедеятельности столь низка, что практически она становится во многом (мы не учитываем здесь  менталитет, особенности культуры и  т. д.) причиной монополизации любой сферы. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Из всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

1) Экономический  рост можно определить как  рост реального ВНП или рост  реального ВНП

на душу населения. Он обеспечивает прирост  производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

2) Экономический  рост определяется следующими  факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3) При  экстенсивном экономическом росте  достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление  временно, т.к. состояние полной занятости не  может  восполняться  ежегодно и  на  следующий год темп роста будет такой же.

Информация о работе Факторы и типы экономический роста РК