Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Типы экономического роста 6
1.3 Факторы экономического роста 7
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КАЗАХСТАНЕ 10
2.1 История экономического роста в Казахстане 10
2.2 Качество жизни человека как главный критерий экономического роста 14
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 20
3.1 Главные компоненты модели экономического роста 20
3.2 Изменение политики, которая остается инфляционной 21
3.3 Исправление работы фондового рынка 25
3.4 Муниципальная власть - надежный заемщик 29
3.5 Конкурентные факторы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Низкие цены на многие виды природных ресурсов, бесплатность земельных и водных ресурсов привели к нерациональному использованию сырья, природных ресурсов. Пагубное воздействие человека на окружающую природу вызвано также и экономией на природоохранных мероприятиях для снижения затрат и использованием устаревших технологий; испытанием различных видов оружия массового уничтожения, когда большие территории республики были превращены в военно-испытательные полигоны; экстенсивным земледелием на территориях республики, превратившим огромные пространства в зоны экологического бедствия.
Общенациональной проблемой является кризисное состояние земельных, водных и биологических ресурсов.
Свыше 42% сельхозугодий подвержены ветровой эрозии, ухудшение состояния травостоя на большей части пастбищ из-за перевыпаса скота угрожает, по данным Национального доклада по проблемам опустынивания (1998) потерями природного потенциала, сопоставимыми с величиной валового национального дохода. Процессы опустынивания проявляются на более чем 60% территории страны. К деградирующим территориям относятся сбитые пастбища, пашни, утратившие свое плодородие, засолившиеся и пострадавшие в результате промышленных загрязнений почвы.
Продолжается усыхание ряда озерных систем, неблагополучными в экологическом отношении являются такие важные водные артерии как Иртыш, Или, Сырдарья. На одного жителя в среднем приходится 240 куб.м. воды в год. Низкая обеспеченность ресурсами пресной воды осложняется невысоким ее качеством. По данным санитарно-эпидемиологической службы, 13% анализов воды, взятых с поверхностных водоемов, не соответствовало гигиеническим требованиям. Из общего количества проб централизованного водоснабжения 17% не соответствовало требованиям санитарно-химических показателей,7%-по микробиологическим. Слив сточных вод предприятий и сельскохозяйственные стоки ведут к локальным загрязнениям подземных вод.
Особую тревогу вызывает положение, сложившееся в связи производственной деятельностью Павлодарского химического комбината. В бытность Советского Союза здесь изготавливали хлор и каустик. Хлор получали посредством ртутного катодного метода. Пары ртути проникали в людей, почву, даже колонки каркаса здания и плиты перекрытия не выдерживали агрессивной среды и рассыпались. По этим причинам цех был закрыт. Хлор и каустик наметили производить без ртути, по новой мембранной технологии и в новом корпусе. Для нейтрализации прежнего производства потребуется 11-12 млн. долларов и несколько лет работы. За 15 лет работы цеха ртутного электролиза образовались очаги поверхностного загрязнения почвы площадью более полумиллиона квадратных метров. В грунт проникло около 900 тонн ртути. 900 тонн ядовитой ртути сползают в Иртыш, что ведет к заражению рыбы. В 1986 году от контактов с ртутью заболели 7 человек, которые брали ее на анализы и замеряли уровень содержания в окружающей среде. В 2000 году уже 15 работников.
Непродуманная
стратегия природопользования, игнорирование
подсчета антропогенных и техногенных
нагрузок привели в ряде регионов и городов
к крайне тяжелой обстановке. К проблемам
глобального значения относятся: зона
экологического бедствия в Приаралье,
прибрежная зона Прикаспия.11
Напомним еще раз: картина сегодняшних экономических реалии, обрисованная в предыдущих двух статьях, понадобилась отнюдь не для того, чтобы вселить в кого-то пессимизм и отчаяние, а, напротив, для того чтобы наглядно доказать необходимость тщательного конструирования модели экономического подъема и роста. Какой же должна быть эта модель, что должно ее составлять? Перечислим еще раз главные компоненты:
-
усиление государственного
-
ограничение и постепенная
- активное привлечение прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство:
-
всемерное стимулирование
снижение совокупного налогового бремени, прежде всего, за счет усовершенствования НДС при одновременном ужесточении налогового администрирования;
-
пересмотр механизмов внешнего
заимствования (отказ от
-
отказ по мере возможности
от займов и кредитов МФО,
проведение их
Необходимо более активно включить механизмы возврата средств. Правительство иногда лукавит и вводит в заблуждение парламент, по справедливости задающий вопрос о возврате средств. Чаще всего Правительство начинает ссылаться на невозможность вернуть средства и покорно расплачивается деньгами налогоплательщиков за частное предприятие. Не выгоднее ли его национализировать или обанкротить (поскольку государство за него выплачивает долги).
На протяжении всех лет реформы мы наблюдаем перманентный бюджетный кризис, в результате которого внутренний долг государства к 1997 г. достиг 78 млрд тенге (почти 1 млрд долл.).
Дефицит бюджета-98 в размере 5.5% (1,2 млрд долл.) против 2.7% в 1966 г. и 3,66% в 1977 г. будет покрываться за счет привлечения займов, размещения государственных ценных бумаг на внешнем и на внутреннем кредитном рынках. Инфляция при этом планируется 9,5%.
С методологической точки зрения следует уточнить отношение к источникам покрытия дефицита бюджета ГКО и внешние займы действительно являются неинфляционными источниками финансирования бюджетного дефицита. Тем не менее, они ведут к росту государственного долга, увеличивают бюджетные расходы. В результате становятся дороже деньги на финансовом рынке растет процентная ставка за кредиты, а это затормаживает экономический рост
В проблеме инфляции важно не формальное ограничение или обоснование эмиссии, а поддержание соотношения между товарной и денежной массой. И приоритетная задача государства - стимулировать рост объема товаров и услуг, в том числе кредитными и фискальными методами, следить за тем, чтобы прирост денег адекватно обслуживал прирост товаров.
Дефицит бюджета, являясь одним из индикаторов финансовой сбалансированности, не должен рассматриваться изолированно, вне задач возобновления экономического роста, гармонизации других его составляющих. Между темпами экономического роста и размерами бюджетного дефицита существует прямая связь. Поэтому необходим отлаженный механизм координации и взаимодействия основных финансово экономических показателей
Денежно-кредитная
политика подчинена сегодня в
основном решению задачи уменьшения
влияния бюджетного дефицита на платежеспособность
хозяйствующих субъектов и
Чтобы изменить ситуацию, потребуется признать роль и значение кредита в авансировании производства, обеспечении непрерывности кругооборота средств, учитывать специфику кредитования оборотных средств и основного капитала. Это даст возможность выработать более обоснованный подход к определению денежной массы. Тогда кредитно-финансовая политика будет действительно активно влиять на формирование бюджета, а не механически выводиться из бюджетных проектировок.
Одним из ключевых индикаторов бюджетной политики, направленной на экономический рост, должен стать показатель доли государственных расходов в ВВП Естественно, что стратегия государственных расходов обусловливается той ролью, какую государство играет в рыночной экономике. Если признать необходимость активной роли государства, по меньшей мере, в области бюджетно-финансовой и денежно кредитной политики, то тенденция снижения доли государственных расходов в ВВП должна быть заменена тенденцией их стабилизации и поэтапного повышения до разумного уровня
Чтобы придать бюджету активный характер, необходимо
1.
Принять меры по усилению
2. Усилить внутренний и внешний контроль над бюджетом. Государство вводило уже не раз для этого специальные институты. Так, например, сегодня уже существуют Казначейство, Комитет валютно-финансового контроля для внутреннего контроля и Счетный комитет для внешнего контроля, подчиненный Президенту РК. Однако на деле эти структуры пока малоэффективны. В основном они вынуждены констатировать факты нарушении бюджетной дисциплины, что во многом связано с ограниченными их возможностями. Для предупреждения злоупотреблений следовало бы ввести превентивный механизм, например специальный институт контролеров.
Системы финансового контроля с помощью контролеров действуют во Франции, США Великобритании других странах. Во Франции такая система наиболее жесткая и установлена еще в 1922 г. Она основана на простом принципе, чтобы финансовое решение, принимаемое министром, стало законным, оно должно утверждаться финансовым контролером, подчиняющимся министру финансов. Таким образом, министр финансов осуществляет контроль за деятельностью министерств, контролер осуществляет наблюдение за деятельностью министерств априори, то есть до принятия обязательств по расходам Он так же следит за использованием средств в дальнейшем и в любой момент может приостановить перечисление средств, если видит, что они используются не по назначению или слишком быстро. Аналогичный контроль осуществляется в Великобритании, за исключением того, что контролер назначается казначейством. В США система финансового контроля несколько демократичнее, она придает большую автономность министерствам. Однако они имеют особый закон об ответственности управляющих и обязательно - систему внутреннего контроля. К тому же в министерствах проводится обязательный аудит. Наличие нецелевого использования (даже в небольших размерах) грозит в самом лучшем случае отставкой министра.
Вместе с тем необходимо усилить роль Министерства финансов, которое должно одновременно нести полную ответственность за исполнение бюджета. Как по доходам, так и по расходам.
К сожалению, у нас еще с советских времен сложилась порочная практика Министерство финансов является простым исполнителем предписаний Премьер министра, а министры также напрямую больше работают с Премьер министром, нежели с министром финансов
Важно организовывать строгий аудит исполнения доходов и расходов бюджета. Причем аудит должен быть активным и способствовать повышению эффективности управления бюджетом во всех направлениях
Внешний аудит, осуществляемый сегодня Счетным комитетом, должен быть несколько изменен в сторону расширения прав этого комитета, увеличения его самостоятельности. Следует исключить из его полномочий проверку частных компаний, поскольку это отвлекает его от проверки госпредприятий и госорганов управления. Зато необходимо наделить данный орган правом проведения финансового расследования, а его сотрудники должны находиться под специальной защитой. Кроме того, отчеты и результаты деятельности Счетного комитета должны широко освещаться в печати. Аудит государственных счетов должен заканчиваться рекомендациями по улучшению бюджетной политики, повышению эффективности бюджетных программ.
Кроме
этого пора ввести институт оценки
бюджета, когда государственные
расходы рассматриваются с
Оценка
должна быть комплексной и опираться
не только на экономическую эффективность
(что касается преимущественно инвестиционных
вложении), но и на социальную эффективность,
а также эффективность
Оценку бюджета целесообразно делать силами, возможно, и Счетного комитета, но обязательно с участием общественности (через СМИ), крупнейших независимых экономических агентств.
Принятый на сегодня Закон "О бюджетной системе" заложил некоторые основы для этого, но реально, на практике, бюджетный процесс протекает прежними методами.
Рыночное планирование бюджета пора проводить на основе макроэкономического и функционального подхода. Предупреждение мошенничества, незаконного присвоения и растраты средств следует обеспечивать не только четким разделением функций и взаимным контролем, но и ужесточением закона в отношении нецелевого использования органами и учреждениями бюджетных средств. А также процедурой проведения конкурсных торгов, конкурсного размещения заказов