Европейский Союз: основные положения и организация функционирования. Бюджет и финансы ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 40.52 Кб (Скачать)

  Совет Союза — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда именуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет и законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют вместе с основополагающими договорами право ЕС (или коммунитарное право). Другое отличие состоит в том, что Совет Союза не имеет постоянного состава. Фактически существует множество советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т.д. Но именно здесь представители стран—членов ЕС защищают свои национальные интересы.

  Уникальным  институтом является Европейская комиссия, или Комиссия Евросоюза (КЕС), имеющая наднациональный характер. Именно на нее приходится львиная доля повседневной рутинной работы, которая выполняется многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, переданных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами. В круг ее деятельности входят вопросы экономики, в частности энергетики и транспорта, сельского хозяйства, занятости и социальной проблематики, научных исследований и здравоохранения, статистики, образования и культуры.

   Европейский парламент (ЕП) — представительный орган, избираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты ЕП избирались национальными парламентами). Европарламент — главный демократический форум народов, объединившихся в ЕС. Он осуществляет широкий контроль за деятельностью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.

  Уникальную  роль играет Европейский суд. Он призван обеспечивать единообразное толкование законодательства ЕС и его примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами. В соответствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами. Главным в работе Европейского суда является обеспечение применения прав.

  Институциональная система ЕС не имеет исторических аналогов. Западные правоведы подчас называют ее «юридическим кошмаром», имея в виду то, что ЕС сочетает черты классической международной организации и государства двух типов — федеративного и конфедеративного. Создавая и на ходу реконструируя эту систему, участники ЕС руководствовались не доктринальным и зачастую даже не политическим, а функциональным подходом, т.е., по сути, тем же здравым смыслом.

     Сложность этой организационной структуры обусловлена необходимостью согласования интересов как государств, так и различных социальных или профессиональных групп; она создана с учетом асимметричности интеграционных процессов, более развитых или динамичных в одних областях экономической, социальной и политической жизни, неразвитых или замедленных — в других. В итоге эта, казалось бы, немыслимая гибридная система выдержала не одни заморозки, живет и приносит увесистые плоды [1, с. 136]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Бюджет и финансы ЕС.

  2.1. Бюджет и финансы ЕС.

      Функционирование  Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом, проведение общих интеграционных мероприятий  основываются на собственной финансовой базе, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе  Европейский фонд развития. Европейский  социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.

      Бюджет  формируется за счет компенсационных  сборов при импорте сельскохозяйственной продукции (6,0%), таможенных пошлин при ввозе других товаров (23,5%), отчислений в размере 1% с налога на добавленную стоимость и других взносов. Бюджет выступает ограниченным инструментом регулирования экономических процессов, так как через него перераспределяется лишь 1% совокупного ВВП стран — участниц интеграционного объединения. Тем не менее через его механизм проходят в абсолютном выражении значительные средства, которые оказывают существенное влияние на процессы в отдельных сферах хозяйства стран-участниц [2, с. 368].

      ЕС  располагает собственными финансовыми  средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и  утверждается последним.

      Важную  роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее  финансовое управление, контроль над  расходами различного рода фондов и  финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального Развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергическая и т.д. Европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией, финансирует капиталовложения ЕС региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.

      Доходная  часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств, которые  складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в сортирующей стране и  на внешнем рынке; таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС; определенной части  отчислении от налога на добавленную  стоимость и прочих средств. Во-вторых, в доходную часть бюджета ЕС выделяется 1,2-1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.

      Расходы ЕС распределяются в последние годы примерно следующим образом (%):

    • административно-хозяйственные 4,5
    • на проведение политики:
    • единой сельскохозяйственной 66,5
    • региональной 7,5
    • социальной 6,6
    • энергетической 0,3
    • промышленной 0,1
    • научно-технической 3,5
    • в области информации и охраны окружающей среды 0,08
    • помощи развивающимся странам 2,1
    • на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС 8,4 [4, с.44].

      При формировании интеграционного комплекса  в Западной Европе постоянно возникал вопрос о валютной стабилизации для  нормального функционирования группировки. Резкие изменения в валютной сфере  в мире выступают дестабилизирующим  фактором в развитии стран ЕС. В 1978 г. была достигнута договоренность о введении Европейской валютной системы (ЕВС). Она включает установление пределов колебаний курсов валют стран ЕС друг к другу, расширение масштабов взаимной интервенции на валютных рынках со стороны центральных банков, введение европейской валютной единицы (ЭКЮ) как расчетного средства.

      Функционирование  европейской валютной системы не ослабило зависимость европейских  валют от американского доллара. ЕВС не располагала надежными  инструментами для того, чтобы  оградить себя от колебаний его курса  и спекулятивных потоков. В значительной мере изменения взаимных курсов валют  ЕС происходили под влиянием стоимости  доллара и связаны с движением  денежных потоков на рынке евродолларов. Поэтому сделан очередной шаг  по формированию единого внутреннего  рынка ЕС.

      С 1999 г. в соответствии с Маастрихтскими договоренностями была введена единая денежная единица — евро как расчетное и платежное средство, введены фиксированные валютные курсы между национальными и общей денежной единицей, учреждена европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком.

      Евро (euro) – единая денежная единица Европейского Сообщества. Евро создано ЕС с целью  достижения высшей формы экономической  интеграции между государствами  – экономического и валютного  союза, для которого характерно сочетание  единого рынка с единой валютой.

       Основной институционной структурой, созданной Европейским Сообществом,  которая определяет и осуществляет  единую денежную политику Европейского  Сообщества и отвечает за эмиссию  евро является Европейская Система  Центральных Банков (ЕСЦБ). Она состоит  из Европейского Центрального  Банка (ЕЦБ) и центральных банков  государств-членов ЕС. Все центральные  банки государств-членов ЕС являются  неотъемлемой частью ЕСЦБ.

       Основным принципом организации  ЕСЦБ является обеспечение ее  функционирования органами ЕЦБ,  наделенными правом принимать  решения. Важнейшими особенностями  ЕСЦБ является то, что управление  ЕСЦБ осуществляется органами  управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ  тоже осуществляются ЕЦБ, а  также то, что в отличие от  ЕЦБ и центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим  лицом.

       Анализ правового положения ЕСЦБ  позволяет говорить о том, что  ЕСЦБ по своей сущности представляет  собой иерархическую комплексную  систему отношений, складывающихся  между Европейским Центральным  Банком и центральными банками  государств-членов ЕС по поводу  достижения целей и задач, поставленных  перед ЕСЦБ. Главенствующая роль  в этих отношениях принадлежит  ЕЦБ.

       Задачи, стоящие перед ЕСЦБ определяются  ее целями. Они четко определены  в Договоре об учреждении Европейского  Сообщества. Главной целью ЕСЦБ  является поддержание стабильности  цен. Осуществляя все остальные  свои цели и выполняя свои  задачи, ЕСЦБ, прежде всего, должна  заботиться о выполнении этой  задачи. Только не вступая в  противоречие со своей основной  целью, ЕСЦБ должна осуществлять  свою вторую цель – поддержку  общей экономической политики  Сообщества с целью достижения общих задач, стоящих перед ЕС [2, с. 369].

       Для выполнения этих целей  перед ЕСЦБ ставятся такие  задачи как: определение и проведение  в жизнь валютной политики  Сообщества; ведение международных  обменных операций; владение и  распоряжение официальными резервами  иностранной валюты государств-членов  ЕС; содействие правильному функционированию  системы платежей; помощь в проведении  компетентными органами политики  разумного надзора за кредитными  учреждениями и за стабильностью  финансовой системы.

       Европейский Центральный Банк  является руководящим органом  ЕСЦБ. Его функциями являются  разработка и осуществление единой  валютной политики государств-членов  ЕС, перешедших на евро, разработка  решений и принятие нормативных  актов, необходимых для реализации  задач ЕСЦБ, консультирование институтов  Европейского Сообщества и органов  государств-членов ЕС, по вопросам  своей компетенции, ведение статистической  отчетности, представление ЕСЦБ  в международных организациях, эмиссия  банкнот евро, осуществление валютных  операций ЕСЦБ совместно с  центральными банками государств-членов, составление и опубликование  ежегодного доклада о деятельности  ЕСЦБ и финансового отчёта  ЕСЦБ, выполнение задач в сфере  разумного контроля над кредитными  организациями, а также обеспечение  функционирования Механизма обменных  курсов.

       Высшим органом ЕЦБ является  Управляющий совет, состоящий  из членов Исполнительного комитета  ЕЦБ и управляющих центральными  банками государств-членов, перешедших  на евро, который принимает наиболее  важные решения, включая определение  единой валютной политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью  ЕЦБ осуществляется Исполнительным  комитетом, который состоит из  Президента ЕЦБ, Вице-президента  ЕЦБ и четырех других членов. До тех пор, пока не все  государства-члены ЕС перешли  на евро, для взаимодействия с  центральными банками таких государств  в ЕЦБ существует Общий совет,  в который входят члены Исполнительного  комитета ЕЦБ, а также управляющие  всех центральных банков государств-членов ЕС [2, с. 370]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  Весь  ход истории формирования ЕС показывает, что эта организация преследовала достижение в региональном масштабе следующих основных целей:

  • сбалансированное развитие всех видов экономической деятельности;
  • непрерывный и стабильный экономический рост;
  • постоянное повышение уровня и качества жизни;
  • выравнивание уровней экономического развития стран — членов ЕС;
  • поддержание высокого уровня занятости и социальной защиты населения;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление раскола Европы и расширение ЕС до границ СНГ.

Информация о работе Европейский Союз: основные положения и организация функционирования. Бюджет и финансы ЕС