Европейский Союз: основные положения и организация функционирования. Бюджет и финансы ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 40.52 Кб (Скачать)

    Введение 

    Международное разделение труда вызвало к жизни  процесс интернационализации хозяйственной  жизни - процесс экономической интеграции, т. е. объединения государств в международные  экономические союзы.

    Экономическая интеграция представляет собой экономический процесс объединения национальных хозяйств двух и более государств и установления между ними устойчивых производственно-экономических связей на основе разделения труда.

    На  международном уровне этот процесс  имеет не только экономические, но и  политические аспекты, он принимает  форму межгосударственных соглашений и регулируется национальными или  межгосударственными органами. В  процесс интеграции вступают обычно государства с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем  развития. Они формируют интеграционное объединение, имеющее своей целью  создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах объединения. Для этого страны согласовывают свои цели, интересы и проводят единую экономическую, внешнеторговую, финансовую, валютную политику. С учетом политических аспектов разрабатывается и единая оборонная политика. Однако сведение интеграции к процессам, протекающим лишь на межгосударственном уровне, представляется упрощенным. В действительности экономическая интеграция представляет собой дополняющие друг друга процессы межгосударственной и межфирменной интеграции.

    Объединение государств в интеграционные группировки  позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки  вступают страны с разным уровнем  развития, преследуя примерно одинаковые цели.

    Прежде  всего, это поступление в страну прямых иностранных инвестиций, которые  позволяют за счет новой техники  и передовых технологий увеличить  объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных  отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более  широкий региональный рынок.

    Объединение государств способствует повышению  темпов развития экономики менее  развитых стран-участниц за счет использования  капиталов, технологий, рыночного опыта  более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после  вступления в нее новых членов из числа государств Центральной  и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

    Интеграционные  группировки усиливают позиции  объединенных государств в рамках крупных  наднациональных объединений, например ВТО. Региональные и субрегиональные  объединения стран позволяют  им сохранить конкурентоспособность  национальных экономик и совместно  противостоять глобальной конкуренции.

    Обобщая преимущества объединения стран  в интеграционные группировки, можно  отметить, что участие стран в  подобных объединениях обеспечивает предпринимателям этих стран более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям. У  них появляется возможность оперировать  на более широком общем рыночном пространстве. Создаются привилегированные  условия для фирм стран-участниц, в определенной степени защищающие их от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Странами-участницами  совместно решаются социально-экономические, научно-технические, энергетические, экологические  и иные проблемы (например, снижение безработицы, охрана труда, выравнивание условий развития отдельных регионов, достижение устойчивого экономического роста и т. п.).

    Региональные  интеграционные объединения появились  в середине XX в. и в настоящее время их насчитывается более 60.

    Наиболее  развитой интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС). В настоящее время участниками ЕС являются 27 государств Западной, Центральной и Восточной Европы [3, с. 30]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Основные положения и организация функционирования ЕС.

    1. История возникновения ЕС.

      Официально  до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

    • Европейского объединения угля и стали – ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.;
    • Европейского экономического сообщества – ЕЭС (EEC); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;
    • Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958 г.

      Важной  вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

      Во-первых, деятельность ЕС в области экономической  интеграции соединялась с европейским  политическим сотрудничеством в  единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который  должен обеспечить не только высокую  степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.

      Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого  внутреннего рынка «как пространства без внутренних границ, в котором  обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских  лиц», что и было достигнуто. Ранее  существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более  свободное перемещение товаров  через национальные экономические  границы.

      Для реализации идеи «единого рынка» Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом  обмене между странами ЕС. К середине 90-х годов эти преграды в основном устранены.

      7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихт был подписан Маастрихтский договор, который предусматривал постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства Европейского союза. С 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений Европейская группировка получила официальное название Европейский союз (ЕС). В рамках ЕС будет осуществляться общая политика в ряде новых областей – дипломатии, юстиции, полиции, обороны.

      В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав экономического и валютного союза – в него вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. правление монетарной политикой в этих странах перешло к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), находящемуся во Франкфурте-на-Майне (Германия).

      С 1 января 2002 г. евро поступило в обращение и заменило национальные денежные единицы.

      В настоящее время полноправным членами  ЕС являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Стратегические планы ЕС предусматривают  расширение его состава в ближайшие 10-15 лет до 30 стран. Эти планы находят  свое воплощение в интеграционной деятельности ЕС. Уже с 1998 г. Комиссия ЕС (КЕС) ведет переговоры с официально признанными кандидатами на вступление в ЕС – это 8 государств, относящихся к «кандидатам первой очереди» (Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Кипр, Мальта, Турция) и 5 государств – «кандидатов второй очереди» (Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария).

      4 октября 2002 г. ЕС определил 1 мая 2004 г. окончательной датой вступления в ЕС 10 названных кандидатов – Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии. Вопрос о приеме в члены ЕС Болгарии, Румынии и Турции будет решаться в более поздние сроки по различным причинам экономического и политического характера. [4, с. 41].

Список  стран ЕС на 2007 г.
Год Страна количество
1957  Бельгия   Германия  Италия  Люксембург  Нидерланды  Франция 6
1973  Великобритания  Дания  Ирландия 9
1981  Греция 10
1985  Гренландия (автономная территория Дании)  выходит из сообщества 10
1986  Португалия  Испания 12
1990  ГДР (присоединилась  к Западной Германии) 12
1995  Австрия   Финляндия  Швеция 15
2004  Венгрия   Кипр  Латвия  Литва  Мальта  Польша  Словакия  Словения  Чехия   Эстония 25
2007  Болгария  Румыния 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Организация функционирования ЕС.

  Система механизмов, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов следующие:

  • сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены институтов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;
  • гибкое разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенции: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.);
  • многообразие типов принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключений, имеющих рекомендательный характер;
  • примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих договоров.

  Источником  права ЕС являются прежде всего три  договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.

     В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят Европейский парламент; Совет Союза; Европейская комиссия; Европейский суд; Европейский совет. Европейский совет, созданный в 1974 г., принимает решения по всем ключевым вопросам жизни ЕС, созывается на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год. Решения Совета не имеют обязательной силы, однако они дают политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми действуют Комиссия и Совет министров. Именно на заседаниях Европейского совета были приняты такие стратегические политические решения, как создание ЕВС, завершение строительства ЕВР, учреждение ЕС, расширение ЕС и т.д.

Информация о работе Европейский Союз: основные положения и организация функционирования. Бюджет и финансы ЕС