Европейский Союз как интеграционное объединение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ и исследование Европейского союза как примера интеграционного объединения. Для наиболее полного раскрытия сущности вопроса, необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия «интеграция»;
изучить историю образования и развития Европейского союза;
дать оценку положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов;
исследовать внешнеполитические отношения и перспективы их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 5
1.1 Понятие интеграции. 5
1.2 Теории политической интеграции 6
1.2.1 Федерализм 6
1.2.2 Функционализм 7
1.2.3 Неофункционализм 8
1.2.4 Теория "сообщества безопасности" 9
1.3 Социологический подход к изучению европейской интеграции 10
1.4 Экономико-теоретический подход к изучению европейской интеграции 11
1.5 Правовой подход к изучению европейской интеграции 11
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 13
2.1. История создания и развития Европейского Союза 13
2.2 Основные события в истории углубления интеграции и договорная основа существования Европейского союза. 18
ГЛАВА 3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 20
3.1 Влияние интеграции на экономику отдельных стран 20
3.2 Положительные и отрицательные перспективы развития Европейского союза 21
ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ БЛАРУСИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 23
4.1 Сотрудничество Беларуси с Европейским союзом 23
4.2 Перспективные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского союза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В 34

Работа содержит 1 файл

24.08р.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Отметим, что очень  много проблем связано с введением евро в наличное обращение. Ведь переход на евро - удовольствие не из дешёвых. Аналитики корпорации Gartner Group полагают, что предприятиям предстоит выложить от 150 до 400 млрд. долл. (по расчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.)[12].

Также непрост вопрос расширения Евросоюза, так как очень  велики затраты на подготовку стран-кандидатов.

Европейская интеграция обладает рядом преимуществ как  в экономическом и военном, так  и в социокультурном плане.Однако в процессе осуществления своей жизнедеятельности ЕС сталкивается с рядом проблем, от решения которых зависит  его благополучное развитие.

 

ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ БЛАРУСИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

4.1 Сотрудничество  Беларуси с Европейским союзом

 

Беларусь географически, исторически и культурно является неотъемлемой частью Европы, находясь на пересечении значимых транспортных и торговых путей между различными регионами европейского континента, и вносит ощутимый вклад в укрепление общеевропейской безопасности, обеспечивая барьер на пути наркотрафика, незаконной торговли оружием, нелегальной миграции и торговли людьми.

Наша страна – гарант бесперебойного транзита из России энергоресурсов (до 30% природного газа и 50% нефти), потребляемых значительной частью европейского населения. Ежегодно через территорию Беларуси перемещается свыше 100 млн. тонн транзитных грузов[13]. Роль нашей страны в развитии мировой и европейской региональной экономики еще более возрастает по мере реализации договоренностей в рамках Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

За два десятка лет, прошедших с момента обретения  независимости, Беларусь установила дипломатические отношения практически со всеми европейскими государствами. Сегодня белорусские дипломатические и консульские представительства (всего 28 загранучреждений) открыты и активно действуют в 20 стране Европы (без стран СНГ) – Австрии, Болгарии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Турции, Франции, Чехии, Финляндии, Швейцарии, Эстонии. Ряд из них аккредитован на соседние государства по совместительству.

В 2011 году были открыты  Посольство Республики Беларусь в Финляндии  и генеральные консульства в  гг. Мюнхене (ФРГ) и Стамбуле (Турция). Установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Княжеством Андорра.

В последние годы достаточно широкое распространение получил  институт почетных консулов Республики Беларусь за рубежом, которые сегодня в 14 странах Европы (включая Турцию) содействуют развитию двусторонних отношений с Беларусью, укреплению взаимодействия между экономическими субъектами, расширению межличностных контактов.

Развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений  со странами-членами Европейского союза является одним из приоритетов белорусской внешней политики.

За 10 лет – с 2001 по 2011 годы – товарооборот Беларуси со странами Евросоюза увеличился десятикратно, составив в 2011 году 24,4 млрд. долларов США (161,7% к уровню 2010 года). Белорусский экспорт в страны ЕС в сравнении с 2010 годом практически удвоился  и составил 15,7 млрд. (прирост к уровню 2010 года – 8,1 млрд.). Импорт увеличился на 15%, составив 8,7 млрд. Внешнеторговое сальдо в торговле Беларуси с Евросоюзом в 2011 году сложилось положительное в размере 7,04 млрд. долларов[13].

Основными торгово-экономическими партнерами Беларуси среди стран  европейского региона являются Нидерланды, Германия, Латвия, Польша и Италия.

Ведущими инвесторами  в белорусскую экономику являются Великобритания, Кипр, Австрия, Нидерланды и Италия. В 2011 году из стран европейского региона в Беларусь поступило более 8 млрд. долларов инвестиций.

Важным механизмом информирования мирового сообщества о возможностях ведения бизнеса в Беларуси и привлечения инвестиций в страну являются белорусские инвестиционные форумы, которые в последние годы организуются Правительством нашей страны. Первый такой форум прошел в 2008 году в г. Лондоне, второй – в 2009 году в г. Минске. Третий Белорусский инвестиционной форум состоялся 17 ноября 2010 г. в г. Франкфурте-на-Майне в рамках Европейской финансовой недели.

В 2011 году проведены региональные бизнес-форумы Беларуси с Италией, Латвией, Литвой, Польшей, Нидерландами, Словенией.

4.2 Перспективные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского союза

По данным национального  статистического комитета ( приложение Б,В) значительную долю экспорта и импотра Республики Беларусь занимают страны Европейского союза. Лидирующее место занимают такие страны, как Германия, Польша, Латвия. Объемы внешнеэкономической торговли и внешнеэкономических отношений растут с каждым годом.

Выгоды сотрудничества с таким глубоко интегрированным  объединением особенно очевидны в контексте стоящих перед Республикой Беларусь задач по дальнейшему укреплению национального суверенитета, государственному строительству, модернизации и реформированию белорусского общества и экономики и интегрированию нашей страны в систему международных отношений в качестве ее равноправного участника.

Что касается перспектив инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь с странами Европейского Союза, то наблюдается тенденция роста притока капитала на территорию Беларуси. В этой связи необходимо активизировать инвестиционное сотрудничество со странами Европейского Союза посредством разработки и информирования потенциальных европейских инвесторов о новых инвестиционных проектах. На сегодняшний день страны ЕС лидируют по объемам инвестиций в экономику Республику Беларусь. Ежегодно увеличивается количество созданных на территории Беларуси совместных и иностранных предприятий с участием европейского капитала (на начало 2010 г. – 1983 предприятия). В 2010 г. прямые инвестиции из ЕС составили 4,039 млрд. долларов.[14]

Важным механизмом информирования мирового сообщества о возможностях ведения бизнеса в Беларуси и привлечения инвестиций в страну являются Белорусские инвестиционные форумы, которые в последние годы организуются Правительством нашей страны. Первый такой форум прошел в 2008 году в г.Лондоне, второй – в 2009 году в г.Минске.

Третий Белорусский  инвестиционной форум состоялся 17 ноября 2010 г. в г. Франкфурте-на-Майне в  рамках Европейской финансовой недели. Инвестфорум привлек значительный интерес зарубежных деловых кругов – в нем приняли участие свыше 600 представителей органов государственного управления и деловых кругов Беларуси, Германии, России, Польши, Италии, Литвы, Латвии, Израиля, США, Канады и других государств. Белорусскую правительственную делегацию возглавил Премьер-министр Республики Беларусь Сидорский С.С.

По итогам форума было заключено более 20 соглашений по реализации инвестиционных проектов в сферах черной металлургии, гостиничного бизнеса, переработки отходов, машиностроения, пищевой промышленности, ветроэнергетики. Озвученная сумма ожидаемых инвестиций – 2,7 млрд. долларов США.[13]

Среди наиболее значимых инвестиционных проектов, реализация которых предусматривается заключенными соглашениями, следует указать организацию производства на РУП «Белорусский металлургический завод» горячекатаного листового проката совместно с итальянской компанией «Даниэли энд Ко Оффичинэ Мекканикэ С.п.А.» (предварительная стоимость проекта – 465 млн. евро); организацию производства на ОАО «Белкоммунмаш» поездов для нужд государственной организации «Белорусская железная дорога» совместно с польским холдингом «Рельсовый транспорт PESA Быдгощ» (стоимость проекта – 92 млн. евро); создание австрийской компанией «Кроноспан» на базе неиспользуемых площадей РУП «Сморгонский агрегатный завод» экспортоориентированного высокотехнологичного производства в области деревообработки (стоимость проекта – 150 млн. долларов США).

Согласно докладу МФК  и ВБ «Ведение бизнеса 2011: Проведение реформ в трудные времена» Беларусь второй год подряд вошла в десятку стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности в последние пять лет. В данном докладе Беларусь заняла 68-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран, поднявшись в рейтинге на 60 позиций за последние два года. Работа в этом направлении продолжается. Стратегическая цель – вхождение Беларуси в число первых 30 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.[14]

Принципиально новые  возможности для вывода экономического сотрудничества с европейскими странами на новый уровень открываются в самых разных областях в связи с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном и снятием внутренних таможенных барьеров на экономическом пространстве с населением в 170 млн. человек. Правительство Беларуси предпринимает усилия по созданию современнейших таможенных и логистических центров и превращению нашей страны в стратегическую площадку для продвижения европейской продукции на Восток.

Рост заинтересованности компаний стран-членов ЕС в возврате на традиционные рынки, включая рынок Республики Беларусь, открывает возможность для продвижения белорусской продукции на рынки ЕС через новые страны-члены, используя различные инструменты (создание объектов товаропроводящей сети (ТПС), встраивание белорусских производителей в производственно- кооперационные цепочки и пр.).

В 2010 году Евросоюзом начат  процесс подготовки переговоров  с Беларусью по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии.

Дополнительные возможности для взаимодействия с ЕС открывает инициатива ЕС «Восточное партнерство», предполагающая существенное углубление сотрудничества Евросоюза с шестью странами-партнерами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.

7 мая 2009 года национальная делегация во главе с Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь приняла участие в учредительном саммите «Восточного партнерства» в Праге. Белорусские представители вносят активный вклад в деятельность рабочих органов ВП и текущие многосторонние консультации с ЕС по вопросам дальнейшего развития «Восточного партнерства» и Европейской политики соседства в целом.[13]

Наша страна выступает  за наполнение «Восточного партнерства» содержанием, максимально отвечающим прикладным интересам стран-партнеров в плане социально-экономического развития, модернизации и сотрудничества с Евросоюзом в приоритетных областях. Совместно с другими странами белорусская сторона инициирует разработку в рамках ВП конкретных проектов, направленных на развитие сети энергетических и транспортных коммуникаций, укрепление региональной энергетической безопасности, противодействие экологическим угрозам, повышение эффективности охраны границ и таможенного обеспечения торговли между странами-партнерами и ЕС. Предлагается создание региональных механизмов привлечения инвестиций, а также полноценного «бизнес-измерения» ВП в виде постоянно действующей платформы для диалога и сотрудничества между деловыми кругами и экономическими структурами стран-партнеров и ЕС.

В соответствии со своими долгосрочными интересами на европейском направлении наша страна в качестве члена таможенного союза Беларуси, России и Казахстана выступает за начало сближения таможенного союза и Евросоюза на базе единой интеграционной платформы путем поступательной взаимной гармонизации нормативной сферы и либерализации торговли между двумя интеграционными объединениями.

В качестве шага в направлении  выстраивания такой платформы Беларусь, Россия и Казахстан в ноябре 2010 года приступили к официальным переговорам о создании зоны свободной торговли со странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией), тесно интегрированными с Евросоюзом в рамках Европейского экономического пространства.

Таким образом, значимость экономических интересов Республики Беларусь на рынках Европейского Союза, развитие потенциала экономического сотрудничества обуславливает необходимость выработки оптимальной модели взаимодействия Республики Беларусь и Евросоюза.

Главная цель Республики Беларусь в торгово-экономических отношениях со странами Европейского Союза − поиск новых возможностей для развития равноправного и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Последнее расширение Европейского Союза, как показывает анализ его последствий, в значительной мере содействует достижению этой цели и оказывает в основном положительное влияние на развитие экспорта Республики Беларусь [3, c.27]

Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Европейский  Союз является стратегически важным партнером для Республики Беларусь.В экономическом плане  - это один из крупнейших рынков дял экспорта и один из крупнейших источников инвестиций. От качественного и плодотворного развития отношений зависит экономическое и политическое благополучие нашей страны.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте  были рассмотрены теоретические  основы понятия «интеграция», изучена история образования и развития Европейского союза, дана оценка положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов, а так же исследованы внешнеполитические отношения и перспектива их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.

Объединяясь в Европейский  Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также  общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких  как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.

Информация о работе Европейский Союз как интеграционное объединение