Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ и исследование Европейского союза как примера интеграционного объединения. Для наиболее полного раскрытия сущности вопроса, необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия «интеграция»;
изучить историю образования и развития Европейского союза;
дать оценку положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов;
исследовать внешнеполитические отношения и перспективы их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 5
1.1 Понятие интеграции. 5
1.2 Теории политической интеграции 6
1.2.1 Федерализм 6
1.2.2 Функционализм 7
1.2.3 Неофункционализм 8
1.2.4 Теория "сообщества безопасности" 9
1.3 Социологический подход к изучению европейской интеграции 10
1.4 Экономико-теоретический подход к изучению европейской интеграции 11
1.5 Правовой подход к изучению европейской интеграции 11
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 13
2.1. История создания и развития Европейского Союза 13
2.2 Основные события в истории углубления интеграции и договорная основа существования Европейского союза. 18
ГЛАВА 3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 20
3.1 Влияние интеграции на экономику отдельных стран 20
3.2 Положительные и отрицательные перспективы развития Европейского союза 21
ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ БЛАРУСИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 23
4.1 Сотрудничество Беларуси с Европейским союзом 23
4.2 Перспективные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского союза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В 34
Отметим, что очень много проблем связано с введением евро в наличное обращение. Ведь переход на евро - удовольствие не из дешёвых. Аналитики корпорации Gartner Group полагают, что предприятиям предстоит выложить от 150 до 400 млрд. долл. (по расчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.)[12].
Также непрост вопрос расширения Евросоюза, так как очень велики затраты на подготовку стран-кандидатов.
Европейская интеграция
обладает рядом преимуществ как
в экономическом и военном, так
и в социокультурном плане.
Беларусь географически,
исторически и культурно
Наша страна – гарант бесперебойного транзита из России энергоресурсов (до 30% природного газа и 50% нефти), потребляемых значительной частью европейского населения. Ежегодно через территорию Беларуси перемещается свыше 100 млн. тонн транзитных грузов[13]. Роль нашей страны в развитии мировой и европейской региональной экономики еще более возрастает по мере реализации договоренностей в рамках Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
За два десятка лет, прошедших с момента обретения независимости, Беларусь установила дипломатические отношения практически со всеми европейскими государствами. Сегодня белорусские дипломатические и консульские представительства (всего 28 загранучреждений) открыты и активно действуют в 20 стране Европы (без стран СНГ) – Австрии, Болгарии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Турции, Франции, Чехии, Финляндии, Швейцарии, Эстонии. Ряд из них аккредитован на соседние государства по совместительству.
В 2011 году были открыты Посольство Республики Беларусь в Финляндии и генеральные консульства в гг. Мюнхене (ФРГ) и Стамбуле (Турция). Установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Княжеством Андорра.
В последние годы достаточно
широкое распространение
Развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений со странами-членами Европейского союза является одним из приоритетов белорусской внешней политики.
За 10 лет – с 2001 по 2011 годы – товарооборот Беларуси со странами Евросоюза увеличился десятикратно, составив в 2011 году 24,4 млрд. долларов США (161,7% к уровню 2010 года). Белорусский экспорт в страны ЕС в сравнении с 2010 годом практически удвоился и составил 15,7 млрд. (прирост к уровню 2010 года – 8,1 млрд.). Импорт увеличился на 15%, составив 8,7 млрд. Внешнеторговое сальдо в торговле Беларуси с Евросоюзом в 2011 году сложилось положительное в размере 7,04 млрд. долларов[13].
Основными торгово-экономическими партнерами Беларуси среди стран европейского региона являются Нидерланды, Германия, Латвия, Польша и Италия.
Ведущими инвесторами в белорусскую экономику являются Великобритания, Кипр, Австрия, Нидерланды и Италия. В 2011 году из стран европейского региона в Беларусь поступило более 8 млрд. долларов инвестиций.
Важным механизмом информирования мирового сообщества о возможностях ведения бизнеса в Беларуси и привлечения инвестиций в страну являются белорусские инвестиционные форумы, которые в последние годы организуются Правительством нашей страны. Первый такой форум прошел в 2008 году в г. Лондоне, второй – в 2009 году в г. Минске. Третий Белорусский инвестиционной форум состоялся 17 ноября 2010 г. в г. Франкфурте-на-Майне в рамках Европейской финансовой недели.
В 2011 году проведены региональные бизнес-форумы Беларуси с Италией, Латвией, Литвой, Польшей, Нидерландами, Словенией.
По данным национального статистического комитета ( приложение Б,В) значительную долю экспорта и импотра Республики Беларусь занимают страны Европейского союза. Лидирующее место занимают такие страны, как Германия, Польша, Латвия. Объемы внешнеэкономической торговли и внешнеэкономических отношений растут с каждым годом.
Выгоды сотрудничества
с таким глубоко
Что касается перспектив инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь с странами Европейского Союза, то наблюдается тенденция роста притока капитала на территорию Беларуси. В этой связи необходимо активизировать инвестиционное сотрудничество со странами Европейского Союза посредством разработки и информирования потенциальных европейских инвесторов о новых инвестиционных проектах. На сегодняшний день страны ЕС лидируют по объемам инвестиций в экономику Республику Беларусь. Ежегодно увеличивается количество созданных на территории Беларуси совместных и иностранных предприятий с участием европейского капитала (на начало 2010 г. – 1983 предприятия). В 2010 г. прямые инвестиции из ЕС составили 4,039 млрд. долларов.[14]
Важным механизмом информирования мирового сообщества о возможностях ведения бизнеса в Беларуси и привлечения инвестиций в страну являются Белорусские инвестиционные форумы, которые в последние годы организуются Правительством нашей страны. Первый такой форум прошел в 2008 году в г.Лондоне, второй – в 2009 году в г.Минске.
Третий Белорусский инвестиционной форум состоялся 17 ноября 2010 г. в г. Франкфурте-на-Майне в рамках Европейской финансовой недели. Инвестфорум привлек значительный интерес зарубежных деловых кругов – в нем приняли участие свыше 600 представителей органов государственного управления и деловых кругов Беларуси, Германии, России, Польши, Италии, Литвы, Латвии, Израиля, США, Канады и других государств. Белорусскую правительственную делегацию возглавил Премьер-министр Республики Беларусь Сидорский С.С.
По итогам форума было заключено более 20 соглашений по реализации инвестиционных проектов в сферах черной металлургии, гостиничного бизнеса, переработки отходов, машиностроения, пищевой промышленности, ветроэнергетики. Озвученная сумма ожидаемых инвестиций – 2,7 млрд. долларов США.[13]
Среди наиболее значимых
инвестиционных проектов, реализация
которых предусматривается
Согласно докладу МФК и ВБ «Ведение бизнеса 2011: Проведение реформ в трудные времена» Беларусь второй год подряд вошла в десятку стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности в последние пять лет. В данном докладе Беларусь заняла 68-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран, поднявшись в рейтинге на 60 позиций за последние два года. Работа в этом направлении продолжается. Стратегическая цель – вхождение Беларуси в число первых 30 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.[14]
Принципиально новые возможности для вывода экономического сотрудничества с европейскими странами на новый уровень открываются в самых разных областях в связи с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном и снятием внутренних таможенных барьеров на экономическом пространстве с населением в 170 млн. человек. Правительство Беларуси предпринимает усилия по созданию современнейших таможенных и логистических центров и превращению нашей страны в стратегическую площадку для продвижения европейской продукции на Восток.
Рост заинтересованности компаний стран-членов ЕС в возврате на традиционные рынки, включая рынок Республики Беларусь, открывает возможность для продвижения белорусской продукции на рынки ЕС через новые страны-члены, используя различные инструменты (создание объектов товаропроводящей сети (ТПС), встраивание белорусских производителей в производственно- кооперационные цепочки и пр.).
В 2010 году Евросоюзом начат процесс подготовки переговоров с Беларусью по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии.
Дополнительные возможности для взаимодействия с ЕС открывает инициатива ЕС «Восточное партнерство», предполагающая существенное углубление сотрудничества Евросоюза с шестью странами-партнерами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
7 мая 2009 года национальная делегация во главе с Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь приняла участие в учредительном саммите «Восточного партнерства» в Праге. Белорусские представители вносят активный вклад в деятельность рабочих органов ВП и текущие многосторонние консультации с ЕС по вопросам дальнейшего развития «Восточного партнерства» и Европейской политики соседства в целом.[13]
Наша страна выступает за наполнение «Восточного партнерства» содержанием, максимально отвечающим прикладным интересам стран-партнеров в плане социально-экономического развития, модернизации и сотрудничества с Евросоюзом в приоритетных областях. Совместно с другими странами белорусская сторона инициирует разработку в рамках ВП конкретных проектов, направленных на развитие сети энергетических и транспортных коммуникаций, укрепление региональной энергетической безопасности, противодействие экологическим угрозам, повышение эффективности охраны границ и таможенного обеспечения торговли между странами-партнерами и ЕС. Предлагается создание региональных механизмов привлечения инвестиций, а также полноценного «бизнес-измерения» ВП в виде постоянно действующей платформы для диалога и сотрудничества между деловыми кругами и экономическими структурами стран-партнеров и ЕС.
В соответствии со своими долгосрочными интересами на европейском направлении наша страна в качестве члена таможенного союза Беларуси, России и Казахстана выступает за начало сближения таможенного союза и Евросоюза на базе единой интеграционной платформы путем поступательной взаимной гармонизации нормативной сферы и либерализации торговли между двумя интеграционными объединениями.
В качестве шага в направлении выстраивания такой платформы Беларусь, Россия и Казахстан в ноябре 2010 года приступили к официальным переговорам о создании зоны свободной торговли со странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией), тесно интегрированными с Евросоюзом в рамках Европейского экономического пространства.
Таким образом, значимость экономических интересов Республики Беларусь на рынках Европейского Союза, развитие потенциала экономического сотрудничества обуславливает необходимость выработки оптимальной модели взаимодействия Республики Беларусь и Евросоюза.
Главная цель Республики Беларусь в торгово-экономических отношениях со странами Европейского Союза − поиск новых возможностей для развития равноправного и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Последнее расширение Европейского Союза, как показывает анализ его последствий, в значительной мере содействует достижению этой цели и оказывает в основном положительное влияние на развитие экспорта Республики Беларусь [3, c.27]
Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Европейский Союз является стратегически важным партнером для Республики Беларусь.В экономическом плане - это один из крупнейших рынков дял экспорта и один из крупнейших источников инвестиций. От качественного и плодотворного развития отношений зависит экономическое и политическое благополучие нашей страны.
В данном курсовом проекте были рассмотрены теоретические основы понятия «интеграция», изучена история образования и развития Европейского союза, дана оценка положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов, а так же исследованы внешнеполитические отношения и перспектива их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.
Объединяясь в Европейский Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.
Экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
Информация о работе Европейский Союз как интеграционное объединение