Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ и исследование Европейского союза как примера интеграционного объединения. Для наиболее полного раскрытия сущности вопроса, необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия «интеграция»;
изучить историю образования и развития Европейского союза;
дать оценку положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов;
исследовать внешнеполитические отношения и перспективы их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 5
1.1 Понятие интеграции. 5
1.2 Теории политической интеграции 6
1.2.1 Федерализм 6
1.2.2 Функционализм 7
1.2.3 Неофункционализм 8
1.2.4 Теория "сообщества безопасности" 9
1.3 Социологический подход к изучению европейской интеграции 10
1.4 Экономико-теоретический подход к изучению европейской интеграции 11
1.5 Правовой подход к изучению европейской интеграции 11
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 13
2.1. История создания и развития Европейского Союза 13
2.2 Основные события в истории углубления интеграции и договорная основа существования Европейского союза. 18
ГЛАВА 3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 20
3.1 Влияние интеграции на экономику отдельных стран 20
3.2 Положительные и отрицательные перспективы развития Европейского союза 21
ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ БЛАРУСИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 23
4.1 Сотрудничество Беларуси с Европейским союзом 23
4.2 Перспективные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского союза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В 34
В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:
Четвертый этап Европейской интеграции
9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС (Паритет покупательной способности) — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.
По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.
16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.
1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку[3, c.41]
Новейшая история Европейской интеграции
После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.
1 января 2007 года состоялось
очередное расширение
17 декабря 2005 года официальный
статус кандидата на
21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.[10]
Информацию о вхождении стран в Европейский союз сведем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Даты вхождения стран в состав Европейского союза
Дата |
Страна |
Общее количество членов |
25 марта 1957 |
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция |
6 |
1 января 1973 |
Великобритания, Дания, Ирландия |
9 |
1 января 1981 |
Греция |
10 |
1 января 1986 |
Испания, Португалия |
12 |
1 января 1995 |
Австрия, Финляндия, Швеция |
15 |
1 мая 2004 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония |
25 |
1 января 2007 |
Болгария, Румыния |
27 |
Хронологию основных событий углубления интеграции Европейского союза можно представить следующим образом:
1951 — подписание Парижского
договора о создании
1957 — подписание Римского
договора о создании
1965 — подписание договора
о слиянии, в результате
1973 — первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
1978 — создание Европейской валютной системы.
1979 — первые общеевропейские
выборы в Европейский
1981 — второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
1985 — подписание Шенгенского соглашения.
1986 — третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
1986 — Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
1992 — подписание Маастрихтского
договора о создании
1995 — четвёртое расширение
(присоединение Австрии,
1999 — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002 года).
2004 — пятое расширение
(присоединение Чехии, Венгрии,
2004 — подписание Договора о введении Конституции для Европы (в силу не вступил).
2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне.
2007 — вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
2009 — вступление в
силу Лиссабонского договора.[
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
Поэтапное подписание договоров Европейского союза представлено в приложении А.
Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков.
В условиях замедления темпов
промышленного роста резко
Реформирование европейского рынка труда может оказаться длительным процессом, тем не менее, определённый прогресс в этом направлении уже достигнут. Это подтверждает опыт Нидерландов, где безработица составляет около 3%, и Испании, где введение механизма индексации заработной платы позволило снизить уровень безработицы с 24% в 1994 г. до 15% к концу 1997г. [11.]
1999г. Ряд позитивных шагов предприняты во Франции, снизившей налоги на заработную плату для низкооплачиваемых рабочих. Хотя эти изменения едва ли способны кардинально изменить ситуацию на европейском рынке труда, на фоне ускорения темпов экономического роста уровень безработицы может несколько снизиться.
Краткосрочные перспективы развития экономики в целом представляются благоприятными. Страны ЭВС, успешно справившиеся с последствиями мировых финансовых потрясений, обладают достаточным экономическим потенциалом для обеспечения стабильного роста.
Во-первых, улучшилась мировая экономическая конъюнктура, что имеет первостепенное значение для ориентированных на экспорт стран. Преодоление азиатского кризиса и устойчивый рост американской экономики, представляющей собой крупнейший рынок сбыта товаров и услуг из Европы позволит расширить внешний спрос и тем самым стимулировать промышленное производство.
Во-вторых, уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ, в первую очередь в сфере регулирования рынка труда, государственного пенсионного обеспечения и либерализации сектора услуг.
В-третьих, растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения.
Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности.
В-четвёртых, представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту. Более того, в бюджетных программах
Германии и Нидерландов не предусматривается сокращение государственных расходов с целью компенсации снижаемых налогов, что, фактически, означает стимулирование деловой активности в этих странах.
В-пятых, из-за сохраняющегося высокого уровня безработицы требование профсоюзов о повышении заработной платы представляет в основном германское, а не европейское явление и в краткосрочном периоде не станет фактором риска для ценовой стабильности в еврозоне. Кроме того, наличие резервных производственных мощностей будет ограничивать рост инфляции, что должно удержать Европейский центральный банк от резкого повышения процентных ставок.
Но, несмотря на благоприятные краткосрочные перспективы, существует ряд проблем, без решения которых дальнейшее развитие интеграционных процессов в Европе просто не возможно. Это проблемы реформирования системы социального обеспечения, которая складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся в государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на безработных. В то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки.
Также это проблемы государственного долга, который превышает половину годового ВВП почти во всех странах ЕС, кроме Люксембурга, а Бельгии, Греции и Италии он достигает 110–130% ВВП. Крупная государственная задолженность «оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентные ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно, препятствует решению социальных проблем.
Информация о работе Европейский Союз как интеграционное объединение