Европейский Союз как интеграционное объединение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ и исследование Европейского союза как примера интеграционного объединения. Для наиболее полного раскрытия сущности вопроса, необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия «интеграция»;
изучить историю образования и развития Европейского союза;
дать оценку положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов;
исследовать внешнеполитические отношения и перспективы их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 5
1.1 Понятие интеграции. 5
1.2 Теории политической интеграции 6
1.2.1 Федерализм 6
1.2.2 Функционализм 7
1.2.3 Неофункционализм 8
1.2.4 Теория "сообщества безопасности" 9
1.3 Социологический подход к изучению европейской интеграции 10
1.4 Экономико-теоретический подход к изучению европейской интеграции 11
1.5 Правовой подход к изучению европейской интеграции 11
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 13
2.1. История создания и развития Европейского Союза 13
2.2 Основные события в истории углубления интеграции и договорная основа существования Европейского союза. 18
ГЛАВА 3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 20
3.1 Влияние интеграции на экономику отдельных стран 20
3.2 Положительные и отрицательные перспективы развития Европейского союза 21
ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ БЛАРУСИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 23
4.1 Сотрудничество Беларуси с Европейским союзом 23
4.2 Перспективные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского союза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В 34

Работа содержит 1 файл

24.08р.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

Факультет экономики и права

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Макроэкономика»

 

на тему: «Европейский Союз как интеграционное объединение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Минск 2012  
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ и исследование Европейского союза как примера интеграционного объединения. Для наиболее полного раскрытия сущности вопроса, необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы понятия «интеграция»;
  • изучить историю образования и развития Европейского союза;
  • дать оценку положительных и отрицательных сторон интеграционных процессов;
  • исследовать внешнеполитические отношения и перспективы их развития между Республикой Беларусь и Европейским союзом.

При выполнении работы использованы методы анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации, сравнения, синтеза, обобщения, классификации.

Актуальность  данной темы заключается в той  огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.

Непосредственная  географическая близость и широкий  спектр экономических и политических взаимоотношений с Республикой Беларусь дают возможность практического применения полученных знаний.

Характерной чертой современных международных отношений  являются  интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии  этих процессов принадлежит международным организациям, которые  содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных  прав. Одной из таких  международных региональных организаций является Европейский Союз (ЕС). Эта международная организация привлекает  особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского  дома. Основное отличие Европейского Союза от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

 Достижение определённых целей и их поэтапная реализация в Сообществе  тесно связаны с интеграционными процессами в политике и праве, и  закрепляются созданием единообразных норм права государств-членов. Помимо  этого, возникли споры относительно двойственности правовой природы ЕС. Одни  ученые полагают, что Сообщество остается в сфере действия международного права и представляет собой классическую межгосударственную организацию, хотя и обладающую определенными особенностями. Другие, наоборот, считают, что различия между ЕС и международными организациями заключаются не в частностях, а в сути. Международные организации действуют в сфере межгосударственного сотрудничества, не затрагивая внутренних функций  государств-членов и их функциональных структур. А Европейский Союз – это  наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации  территорий, политики и экономики государств-членов. С  этой целью он наделяется полномочиями, аналогично государственным, и  использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан.

 Однако наднациональные цели достигаются лишь с помощью механизма  межгосударственного согласования. Еще следует заметить, что в правовой природе Европейского Сообщества не существует четко очерченных границ, разделяющих понятие наднационального и межгосударственного. В связи с этим ЕС представляет собой международную организацию, имеющую особые  отношения с государствами-членами. В западной доктрине преобладает точка  зрения, согласно которой ЕС рассматривается как ассоциация суверенных  государств с тенденцией развития к объединению федерального типа. Тем не  менее, до сих пор идут оживленные споры по поводу определения ЕС по  отношению к международному праву.

Сегодня Европейский  Союз включает 27 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, сотрудничество в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ   ИНТЕГРАЦИИ.

1.1 Понятие  интеграции.

 

Понятие "интеграция" происходит от латинского "integratio", что дословно переводится как "воссоединение, восполнение". Применительно к сфере межгосударственных отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность (общность).

Интересно отметить, что  вплоть до настоящего времени среди  исследователей европейской интеграционной тематики так и не сложилась единая точка зрения относительно того, что же представляет собой интеграция государств в рамках Европейского региона.[4,c.18]

По терминологии А. Этзони, понятия "сообщество" и "интеграция" являются субъектом и предикатом. При этом "сообщество" представляет собой некую "общность или даже систему, обладающую самодостаточными интеграционными механизмами", в то время как "интеграция" является своеобразной "способностью данной системы поддерживать себя саму в результате воздействия и влияния как внутренних, так и внешних изменений

K. Дойч рассматривает интеграцию прежде всего как реальную возможность обеспечить мирное сосуществование государств, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение политических консультаций и т. п. Э. Хаас определяет интеграцию как процесс возникновения нового центра политического влияния, притягивающего к себе главных действующих лиц национального масштаба. Современный подход к исследованию и анализу понятия "интеграция" характеризуется тем, что определяет последнюю как "процесс, посредством которого отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов".

1.2 Теории политической интеграции

 

Следует выделить четыре основополагающих подхода к исследованию и анализу европейской интеграции, получивших наибольшую известность в рамках политической науки и сыгравших заметную роль в становлении и развитии интеграционной теоретической мысли. По сути, упомянутые подходы представляют собой различные точки зрения на проблему международной политической интеграции. Однако между ними есть и много общего: почти все теории политической интеграции содержат гипотезу о путях дальнейшего развития европейского интеграционного процесса, пытаются предсказать его конечный результат, как-то: создание наднационального образования, сохранение традиционной межгосударственной структуры либо иное распределение полномочий между национальным и общеевропейским уровнями. Вместе с тем, необходимо четко представлять, что политика Евросоюза, уже сегодня объединяющего пятнадцать суверенных стран Европы, всегда будет оставаться политикой компромиссов. А это значит, что политическая интеграция неизбежно будет ограничена политической реальностью и собственными интересами государств-участников.

1.2.1 Федерализм

Первым и, пожалуй, в  наибольшей степени политическим подходом к исследованию и анализу европейского интеграционного процесса явился "федерализм".

"Федерализм", как,  пожалуй, ни одна другая из  теорий политической интеграции, имеет весьма глубокие философские корни, берущие свое начало еще в древнегреческой Античности и средневековой европейской политической мысли. И все же в качестве основополагающих источников федералистского мышления чаще называют два нижеследующих:

1) обилие планов по  укреплению мира в Европе XVII—XVIII столетий;

2) американскую Конституцию.

Что касается последней, то ее появление, вне всяких сомнений, послужило мощным импульсом к развитию и широкому распространению федералистских взглядов и теорий. Однако, пожалуй, трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, может ли американская (или, например, швейцарская) модель федерации быть взята за основу, если речь идет об углублении интеграции существующих не одно столетие суверенных и независимых государств, и, в частности, может ли такая модель объединить на федеративных началах многочисленные государства современной Европы?

Будучи теорией международной  интеграции, "федерализм" отстаивает точку зрения о том, что в основе взаимоотношений между интегрирующимися странами должна лежать модель союзного государства, учреждение которого одновременно рассматривается и в качестве конечного продукта, результата интеграции. В контексте европейского интеграционного процесса идеи "федерализма" ассоциируются с созданием единой федеральной Европы. Более того, федералисты считают, что именно создание федерации поставит точку в использовании насилия при разрешении спорных вопросов между государствами, ибо ее (федерации) высшими ценностями, по их убеждению, как раз и являются мир и безопасность. Именно федерация, как они полагают, может служить образцом "целесообразной, демократической и эффективной организации". Европейская интеграция, по мнению федералистов, не может быть революционным процессом. Это должно быть эволюционное, поступательное развитие. Вместе с тем, она не может ограничиваться лишь сферой политических отношений между государствами, хотя без политической интеграции, по мнению федералистов, не может быть реальной интеграции вообще.[5, c.24]

1.2.2 Функционализм

Теория "функционализма" в значительной степени отличается от федералистского подхода к исследованию и анализу межгосударственной интеграции. В своем классическом виде она представлена в работах Д. Митрани, ратовавшего за трансформацию и обновление сложившихся за многие десятилетия представлений о системе международных отношений и предлагавшего так называемую "функциональную альтернативу", имеющую своей конечной целью всеобъемлющее мировое единство. Необходимо отметить, что появление этой теории не только в значительной степени повлияло на все последующее развитие интеграционной теоретической мысли (в особенности это касается "неофункционализма"), но и существенно активизировало практические действия, направленные на реальное сближение европейских государств.

Одна из основополагающих идей "функционализма" состоит  в том, что международная интеграция должна быть в максимальной степени деполитизирована, а эффективное сотрудничество государств и избежание конфликтов могут и должны быть достигнуты путем концентрации усилий в первую очередь на общих для всех вопросах благосостояния (как во всемирном масштабе, так и на национальном уровне). Согласно "функционализму", интеграционная динамика приводит к появлению функциональных организаций, располагающих определенными полномочиями, предоставленными непосредственно самими государствами. Конечным продуктом интеграции становится образование "функциональной системы, элементы которой могут начать работать и без общей политической надстройки...". Представители "функционализма" рассматривают международную интеграцию как процесс постепенного перехода от традиционной межгосударственной системы отношений к некоему функциональному сообществу, процесс перераспределения властных полномочий отдельных государств в пользу создаваемой надгосударственной структуры, обладающей функциональной эффективностью.

Некоторые специалисты, критически относящиеся к данной теории, отмечают, что в целом последующее развитие европейского интеграционного процесса серьезно разочаровало представителей "функционализма". К глубокому сожалению последних, те функциональные организации, на которые ими возлагались особые надежды, так и не смогли избавиться от чрезмерной политизированности и сконцентрировать свои усилия на решении исключительно функциональных задач. Вместе с тем, некоторые из фундаментальных идей Д. Митрани были впоследствии существенно переработаны и легли в основу создания одной из наиболее влиятельных теорий международной интеграции — "неофункционализма".[5, c.27]

1.2.3 Неофункционализм

Появление "неофункционализма" было связано с периодом так называемого "евроэнтузиазма" в 60—70 гг. XX столетия, когда неизбежность дальнейшей интеграции государств — участников Европейских сообществ представлялась все более очевидной. Наибольший вклад в становление и развитие этой теории внесли такие известные личности, как Э. Хаас, Л. Линдберг, A. Этзони.

Последовательность и  структура интеграционного процесса предполагают, согласно "неофункционализму", создание системы мощных центральных институтов и постепенную передачу государствами-участниками принадлежащего им суверенитета на уровень Сообщества в целом. При этом и государства-участники, и их правительства рассматриваются неофункционалистами как играющие в этом процессе весьма пассивную роль и не выделяющиеся из общей массы действующих лиц. Комиссия ЕС, напротив, выступает в качестве активного организатора и вдохновителя интеграционного процесса, а организованные группы, партии, политические элиты выполняют роль своеобразного "катализатора" интеграции.

Информация о работе Европейский Союз как интеграционное объединение