Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель данной работы состоит в исследовании такой экономической категории как европейская валютная система, выявлении и изучении ее путей усовершенствования.
Задачами данной работы является изучение таких вопросов как:
1. Предпосылки создания европейской валютной системы
1.1. Европейская валютная система
1.2. Механизм функционирования европейской валютной системы
1.3. Планы по созданию европейской валютной системы
1.4. Европейский валютный рынок
Введение…………………………………………………………………….3
1. Предпосылки создания европейской валютной системы……………5
1.1. Европейская валютная система……………………………..…..5
1.2. Механизм функционирования европейской валютной системы……………………………………………………...……9
1.3. Планы по созданию европейской валютной системы………..12
1.4. Европейский валютный рынок………………………………...16
2. Настоящее и будущее европейской валютной системы………….…21
2.1. Современное состояние европейской валютной системы…...21
2.2. Перспективы развития европейской валютной системы….…26
3. Евро и Россия……………………………………………………...…..32
3.1. Шаги навстречу………………………………………………...32
3.2. Влияние изменения курса евро на экономику России……….35
3.3. Что делать России?......................................................................38
Заключение……………………………………………………………..….40
Список литературы………………………………………………………..43
Несмотря
на то, что в конце прошлого года
квартальные показатели свидетельствовали
о некоторой экономической
В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.
Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран Евросоюза мирового финансового кризиса лишились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.
В
условиях кризиса правительства
и центральные банки стран
региона приняли некоторые экстраординарные
меры, включая рекапитализацию банковского
сектора и национализацию некоторых финансовых
институтов, а также обращение за международной
финансовой помощью. Важную роль в стабилизации
ситуации в "новых" странах ЕС сыграли
Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена
Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо
этого, в прошлом году Польша договорилась
с МВФ об открытии гибкой кредитной линии
для решения проблемы краткосрочной задолженности.
2.2. Перспективы развития европейской валютной сиситемы
В 2011 г., как полагают, частное потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая слабое потребительское доверие, высокий уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную стоимость, предпринятое с целью увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.
Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.
Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.
В
2009 г. инфляция в "новых" странах
Евросоюза была низкой в результате
удешевления продовольственных
товаров и энергоносителей и
сокращения внутреннего спроса. Застойный
рынок труда способствовал
Снижение экспорта и внутреннего спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом году к росту безработицы в регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В других странах этой группы безработица увеличилась на 2-3 процентных пункта – в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого показателя, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению структурной безработицы в указанном регионе.
Как отмечается в последнем докладе ООН "World Economic Outlook 2010", экономика стран западной Европы постепенно преодолевает самый серьезный за послевоенный период финансово-экономический кризис. Признаки стабилизации деловой активности появись во II квартале 2009 года, когда темпы падения валового внутреннего продукта снизились в большинстве стран региона, а в Германии и Франции отмечался небольшой рост этого показателя. В III квартале, как считают аналитики, впервые за предыдущие пять кварталов стало возможным говорить о возобновлении роста общеэкономической конъюнктуры в странах Евросоюза в целом, хотя в Великобритании спад продолжался.
Некоторые ведущие индикаторы в частности Индекс экономических ожиданий ("ЕSI") Еврокомиссии, свидетельствовали о признаках начала позитивных перемен еще в марте 2009 года, но большая их часть указывала на то, что ситуация в регионе все еще существенно ниже среднеисторического уровня. Оживление промышленного производства в странах Еврозоны впервые с начала кризиса было отмечено в мае 2009 г., хотя его объем был на 13% ниже уровня сентября 2008 г. Как получилось, в 2010 г. его рост продолжился, хотя и остается ниже потенциально возможного уровня.
С учетом негативных тенденций, отмечавшихся в конце 2008 г. и начале 2009 г., совокупный валовой продукт 15 стран Евросоюза в целом за прошлый год сократился на 4,2%, а в 2010 г., возможно, увеличится на 0,5%. Оживление произойдет благодаря росту экспорта и возобновлению товарных запасов, тогда как внутренний спрос будет стимулироваться правительственными мерами. В первой половине года деловая активность, по-видимому, будет расти умеренно из-за ослабления стимулирующих краткосрочных факторов.
Для
стабильного экономического оживления
необходимы нормализация условий кредитования
и глобальный рост спроса, которые
могут послужить стимулом для
возобновления деловых
Аналитики фонда отмечают существование нескольких мощных сил, сдерживающих процесс оживления в странах Европы. Крупные дефициты бюджетов и платежных балансов по текущим операциям сдерживают оживление в некоторых странах зоны евро, оказывая негативное воздействие на остальные европейские страны. В частности, как подчеркивается, экономические сложности Греции угрожают нормализации ситуации на финансовых рынках. Этому мешают, также нерешенные проблемы в банковской сфере. Наметившийся процесс восстановления экономики европейских стран также поддерживается несколькими факторами. Во-первых, во второй половине прошлого года возобновился процесс создания товарных запасов. Во-вторых, нормализация мировой торговли внесла существенный вклад в экономическое оживление в государствах Еврозоны и европейских странах с формирующимися рынками. В-третьих, сыграла свою роль действенная политика поддержки финансовых секторов многих европейских стран и координированная помощь со отофоны многонациональных институтов наиболее пострадавшим странам региона.I
Тем не менее, темпы экономического роста в европейских странах, как ожидается, в ближайшие два года будут умеренными. В наиболее развитых странах Европы ВВП в 2010г составляет в среднем на 1% и в 2011г.-на 1,75%. В государствах региона с формирующимися рынками данные показатели, по-видимому, будут равняться соответственно 3 и 3,5%.
В
странах Еврозоны в целом совокупный
валовой продукт, как ожидается,
увеличится на 1% в текущем году и
на 1,5% в будущем. Скорее всего, умеренным
будет экономический рост в Германии
и во Франции, где увеличение экспорта
ограничивается внешним спросом, инвестиции
сдерживаются нехваткой кредитов, а
внутреннее потребление – высокой
безработицей. Еще медленнее, по-видимому,
будут преодолевать застойные явления
Греция, Ирландия, Испания и Португалия.
В Великобритании оживление останется
умеренным и будет происходить
благодаря увеличению экспортных поступлений
из-за некоторого обесценения фунта
стерлингов, тогда как внутренний
спрос будет ослабленным. В европейских
государствах с развивающимися рынками
перспективы экономического роста в 2010
– 2011 гг. также сильно разнятся. В странах,
достаточно благополучно перенесших мировой
кризис (таких как Польша), а также тех,
где уровень внутреннего доверия уже восстановился,
ожидается достаточно заметное оживление,
подкрепленное притоком капиталов и нормализацией
глобальной торговли. В государствах,
вступивших в кризис с уже ослабленной
экономикой, таких как Венгрия, Румыния,
Болгария, страны Балтии, имеющих серьезные
проблемы с платежным балансом, восстановление
экономики будет происходить медленнее
в результате ограниченных возможностей
для маневра. Денежная политика, как отмечается,
должна остаться согласованной со сложившейся
ситуацией. Поскольку перспективы экономического
оживления довольно слабы, инфляционное
давление будет умеренным. В промышленно
развитых странах Европы базовая инфляция
останется низкой и стабильной, в государствах
Еврозоны составит около 1%. В большинстве
стран региона с формирующимися рынками
инфляция будет невысокой, и центральные
банки смогут сохранить процентные ставки
на относительно низком уровне, что позволит
поддержать деловую активность. В следующей
таблице приводятся данные из прогноза
МВФ, 1. касающиеся темпов роста ВВП (А),
в % по сравнению с предыдущим годом, 2.
розничных цен (В), в % по сравнению с предыдущим
годом, 3. ситуации с платежным балансом
по текущим операциям (С), в % ВВП 4. уровнем
безработицы (D) в отдельных государствах
Европы, в % экономически активного населения.
3. Евро и Россия
3.1.
Шаги навстречу
На поверхности с введением общеевропейской валюты в России изменилось немногое. И все же можно с полным основанием говорить о смене долгосрочного формата, поскольку теперь ситуация будет развиваться по новым правилам. Речь идёт о стратегических интересах России и Европейского Союза применительно к евро и о новых линиях взаимодействия в этом вопросе.
Россия и ЕС объективно заинтересованы в том, чтобы евро прижился на российском рынке и активно использовался во внешнеэкономической деятельности. России евро дает шанс разнообразить валютную структуру внешних расчетов и накоплений, включая официальные резервы Банка России. Согласно оценкам, в конце 1990-х годов в России свыше 80 процентов внешнеторговых сделок заключалось в долларах США. Однако до 2/3 российского торгового оборота приходится на страны Европы, в том числе 30—35 процентов на государства ЕС. Односторонняя ориентация на доллар, естественно, сопряжена с высокими рисками, как курсовыми, так и системными. В этом свете перераспределение активов в пользу евро — дело полезное и нужное.
Для Европейского Союза отношение России к евро важно по двум основным причинам.
Во-первых, новая валюта не сможет завоевать прочные позиции в мире, если она не станет общеевропейской валютой, а здесь без России не обойтись. Несмотря на крошечный, по европейским меркам, объем ее финансовых рынков, Россия является своего рода индикатором жизненных сил евро вне его родного дома. Если она, будучи стратегическим партнером ЕС, осталась бы под монопольным влиянием доллара, то это значило бы, что евро не готов выполнять на внешних рынках те же функции, что и денежная единица США.
Во-вторых, Россия — крупнейший экспортер нефти и газа, торговля которыми в мире традиционно ведется на доллары. Конечно, страны ЕС хотели бы изменить ситуацию в свою пользу. Дело здесь не только в коммерческой выгоде (до сих пор они не могли покупать нефть на немецкие марки, французские франки и уж тем более на португальские эскудо или греческие драхмы), но и в стратегических преимуществах, в долгосрочных перспективах евро на мировых товарных, а значит, и финансовых рынках. То, насколько быстро тронется лед, во многом зависит от российских поставщиков. Этот вопрос европейская сторона поднимала на переговорах с Россией I еще в начале 1998 года. В мае 2001 года на саммите ЕС — Россия глава Европейской Комиссии Романе Проди официально обратился к президенту Владимиру Путину с предложением перевести на евро двустороннюю торговлю. Устраивающий всех вариант может быть найден путем разделения валюты, в которой устанавливается цена товара, и валюты, в которой проводится платеж. Иначе говоря, если поставляемая из России в ЕС нефть будет стоить в долларах столько же, сколько на мировых рынках, а платить европейцы будут в евро по курсу на момент исполнения сделки, то в случае удешевления евро отечественные экспортеры не пострадают (как и не выиграют при его удорожании).
Информация о работе Европейская валютная система, перспективы развития