Европейская валютная система, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании такой экономической категории как европейская валютная система, выявлении и изучении ее путей усовершенствования.
Задачами данной работы является изучение таких вопросов как:
1. Предпосылки создания европейской валютной системы
1.1. Европейская валютная система
1.2. Механизм функционирования европейской валютной системы
1.3. Планы по созданию европейской валютной системы
1.4. Европейский валютный рынок

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Предпосылки создания европейской валютной системы……………5
1.1. Европейская валютная система……………………………..…..5
1.2. Механизм функционирования европейской валютной системы……………………………………………………...……9
1.3. Планы по созданию европейской валютной системы………..12
1.4. Европейский валютный рынок………………………………...16
2. Настоящее и будущее европейской валютной системы………….…21
2.1. Современное состояние европейской валютной системы…...21
2.2. Перспективы развития европейской валютной системы….…26
3. Евро и Россия……………………………………………………...…..32
3.1. Шаги навстречу………………………………………………...32
3.2. Влияние изменения курса евро на экономику России……….35
3.3. Что делать России?......................................................................38
Заключение……………………………………………………………..….40
Список литературы………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 136.44 Кб (Скачать)

     В настоящие время идет укрепление и развитие ЕВС. Изучив четыре валютные системы, которые формировались  по мере развития международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать вывод, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой – это ни какой-то стихийный или сумбурный процесс, а вполне естественный и закономерный. Новая система меняет старую, потому что она более совершенна и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операция, товарно-денежный обороты и т.д. 

         1.2. Механизм функционирования  европейской валютной  системы.

          Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - "суперзмея", Европейский фонд валютного сотрудничества.

     ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют стран  Сообщества, причем доля каждого участника  зависит от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле (Приложение А). Квоты выглядят следующим образом (диаграмма 1.1.):

     Ежедневно определяется расхождение между  рыночным и центральным курсами  каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный " механизм призван заранее предупреждать страны о приближающимся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

     Диаграмма 1.1. Квоты национальных валют в ЕВС[15, c.129]

       

     Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивает изменения валют в  пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне не более 15 процентов.

     Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ  является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, а банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, что вынуждает прибегать к ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой.

     Введение  механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций  повлекло за собой создание системы  кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

  1. Система кредитов типа "своп" между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.
  2. Фонд краткосрочного кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита на срок от 3-х до 6-ти месяцев с правом продления до 9 месяцев.
  3. Фонд предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).

     Краткосрочное кредитование проводилось центральным  банком без каких-либо условий, а  среднесрочные кредиты предоставлялись  при условии проведения экономической  политики, одобренной Советом Министров  ЕЭС на уровне министров финансов.

     Позднее, фонды краткосрочного и среднесрочного кредитования были преобразованы в  Европейский Валютный Фонд, который  заменил Европейский фонд валютного  сотрудничества, созданный в 1973 году в период первой попытки сообщества достичь экономического и валютного  союза.

     В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

  1. основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;
  2. основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;
  3. средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;
  4. средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;
  5. реальным резервным активом.

     В рамках ЕВС роль золота как резервного актива значительно повысилась: оно  используется в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, создан крупный  межгосударственный фонд золота. Страны ЕЭС обладают примерно 40% мировых золотых запасов. [13, c. 149].

     Нынешний  механизм эмиссии ЭКЮ, обладающий определенной гибкостью, не позволяет, однако, превратить ЭКЮ в реальное платежное и  резервное средство. Главный его  недостаток заключается в том, что  основные факторы, воздействующие на объем  эмиссии - цена на золото, курс доллара - не поддаются регулированию, что  приводит к бесконтрольным колебаниям эмиссии в отрыве от реальной потребности  в ЭКЮ, так как эмиссия ЭКЮ обеспечивается на 50% национальными валютами стран ЕЭС, а на 50% 1/5 частью золотодолларовых резервов стран ЕЭС[18, c. 98].

     Нерешенным  остается и вопрос о распределении  ЭКЮ. Пока страны-члены получают ЭКЮ  пропорционально их золотодолларовым резервам. Однако в рамках ЕВС стоит  задача сглаживания региональных диспропорций и оказания помощи наименее развитым странам сообщества. В решение  этой проблемы могло бы внести вклад  распределение ЭКЮ на основе показателя национального дохода на душу населения. На практике это означает, что "богатые" страны должны безвозмездно передавать менее развитым странам часть своих денежных накоплений. 

     
    1.   Планы по созданию  Европейского валютного  союза

          Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

     План  "Делора" предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

     На  основе "плана Делора" к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

     Первый  этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой  валютных ограничений по движению капиталов  в ЕС. Основное внимание уделено  сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и  сокращению бюджетного дефицита[14, c.5].

     Второй  начался с января 1994 года созданием  Европейского валютного института  во Франкфурте-на-Майне в составе  управляющих центральными банками  стран-членов. Целью создания Европейского валютного института была подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот ЭКЮ.

     Европейский совет, проходивший в декабре 1995 года в Мадриде, подтвердил решение  о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 года, что станет третьим  заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия "ЭКЮ", приняв вместо него евро. По замыслам совета евро станет не параллельной, наднациональной валютой каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...[11, c.59]

     Для введения единой европейской валюты страны Европейского союза должны удовлетворять следующим критериям:

  1. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.
  2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.
  3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.
  4. На протяжении, по меньшей мере, двух лет, должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.
  5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции[11, c. 60].

     Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального  богатства из более развитых стран  в менее процветающие, за чем последует  обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы  союза в целом.

     Выбор среди стран ЕС тех, кто станет членом Европейского валютного союза, должен быть сделан в начале 1998 года на основе экономических показателей  нынешнего года. По предварительным  оценкам страны, удовлетворяющие  квалификационным требованиям, составляют половину от общего числа стран ЕС. Это - Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия и, возможно, Финляндия.

     В начале 1998 года выполнение критериев  конвергенции некоторыми европейскими странами выглядело следующим образом (таблица 1.1): 

     Табл.1.1. Выполнение критериев  конвергенции европейскими странами[16, c.149]

 
Страна
Темп прироста инфляции Дефицит государственного бюджета Государственный долг Ставка процента
Германия 1,8 -3,6 59,3 6,8
Франция 1,8 -5,0 51,2 7,5
Люксембург 2,0 +1,4 7,6 7,5
Австрия 2,0 +1,4 25,8 7,2
Ирландия 1,9 +1,3 23,4 6,8
Бельгия 2,0 +1,1 20,9 7,0
Италия 5,4 -7,3 122,7 12,2
 

     Технический переход предусмотрен в три этапа. На первом, с 1 января 1999 года по 1 января 2002 года, на евро переводятся безналичные  взаиморасчеты банков и корпораций, идет пересчет кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный курс обмена валют стран-участниц союза. На втором этапе - первое полугодие 2002 года - в  наличном обращении появляются банкноты евро и разменные монеты. В это  время нынешние национальные деньги обращаются параллельно с евро, но идет постепенный их обмен и выведение из обращения.

     После 1 июля 2002 года, на третьем этапе, единственным законным платежным средством в  федерации европейских государств останется только евро[10, c.84].

     Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность будущего Европейского центрального банка. Пока подготовку к  его введению и некоторые функции  ЕЦБ выполняет Европейский финансовый институт во Франкфурте.

     Цель  общей валюты: создание зоны экономической  стабильности, облегчение обменов и  согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого  Света создать противовес влиянию  США: доллар используется в 60 % мировых  торговых операций, притом что ВНП  США составляет 20 % мирового ВНП[10, c.86].

     Нестабильность  обменных курсов внутри действующей  европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены  страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам  и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

     Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-члены ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2000 года. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства западноевропейских стран лежит в области бюджетного дефицита. Здесь положение скорее ухудшается, чем улучшается. Таким  образом, практическим следствием Маастрихтского договора является запрограмированность раскола стран-членов ЕС. При этом может возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее  отстанут в развитии от своих партнеров  по ЕС, если последние действительно  извлекут выгоду от участия в ЕВС. Кроме того, валютные связи в рамках ЕС могут стать полностью непредсказуемыми.

Информация о работе Европейская валютная система, перспективы развития