Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база в отношении естественной монополии далека от идеала и социально-экономическое положение достаточно нестабильное.
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии
1.1 История возникновения и сущность естественной монополии
5
5
1.2 Крупнейшие монополии в России
10
Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий
2.1 Законодательная база для регулирования естественных монополий
15
15
2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России
19
2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий
21
Заключение
29
Список использованной литературы
31
При установлении для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
Государственному регулированию в электроэнергетике помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, подлежат:
- цены (тарифы) на поставляемую в условиях отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию;
- предельные уровни цен на электрическую энергию и цены (тарифы) на максимально доступную генерирующую мощность;
- цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности;
- цены (тарифы) на услуги администратора торговой системы оптового рынка;
- цены (тарифы) на тепловую энергию;
- цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- плата за технологическое присоединение к электрическим сетям;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Регулирование указанных цен, предельных уровней тарифов осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен и правилами государственного регулирования тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Вносимые в указанные правила изменения и дополнения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев с даты их принятия.
Газовая промышленность
Государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня.
Установление цены исходит из:
• возмещения затрат на добычу, транспортировку, хранение и реализацию
• установления нормы прибыли для организаций, осуществляющих доставку газа
• удовлетворения платежеспособного спроса на газ
• учета в структуре цены налогов и платежей
• учета разницы в стоимости услуг по транспортировке газа до потребителей, с целью достижения равной выгоды поставки газа в различные регионы страны.
Предложение Газпрома предполагает ускоренный переход к рыночным ценам на газ для промышленных потребителей в России. Согласно действующему плану, ожидается, что правительство будет ежегодно индексировать внутренние цены на газ (примерно на 15-30%), и либерализация внутренних цен произойдет после достижения паритета с чистыми экспортными ценами (netbacks). Отсутствие четких сроков данного процесса заставило Газпром выступить с инициативой введения рыночного ценообразования уже в 2011 г. Однако остается неясным, готово ли правительство поддержать инициативу газовой корпорации. В ближайшие годы правительство будет придерживаться существующего механизма корректировки цен (регулярной индексации), поскольку это создает более предсказуемую ситуацию в отношении инфляционного воздействия на остальные отрасли российской экономики. Поэтому на данной стадии новость нейтральной для котировок бумаг Газпрома.
Государство продолжит регулировать тарифы на электроэнергию для населения и после 2011 года
09.06.2010 Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с прекращением действия федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Законопроект предусматривает продление некоторых норм государственного регулирования тарифов в электроэнергетике после 2011 года.
"В законопроекте сохранены базовые принципы в вопросах регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 1 января 2011 года", - отметил председатель комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов.
Положениями законопроекта предусматривается осуществление государственного регулирования в технологически изолированных территориальных энергетических системах. В рамках закрепления механизма тарифного регулирования на розничных рынках электрической энергии в законопроекте предусматривается возможность осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии. В рамках закрепления государственного регулирования тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую на оптовом рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, законопроектом предусмотрена альтернатива виде возможности установления не только фиксированных цен (тарифов), но также и их предельных (минимального или максимального) уровней.
Законопроектом также предусмотрено введение статьи, предусматривающей случаи введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции.
Заключение
В заключении работы можно сделать следующие выводы.
Возникновение естественных монополий связанно с значительным снижением издержек в зависимости от увеличения масштабов производства, что создает предпосылки для укрепления в такой отрасли только одного производителя.
Исходя из этого, естественная монополия — это монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы.
Значительная монополизации экономики России обусловлена тем, что большая часть естественных монополий берет свое начало из бывшего СССР. Образование естественных монополий в СССР являлось следствием проводимой государством экономической политики, основанной на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов.
Естественные монополии оказывают значительное влияние на экономику России. При этом наиболее негативной стороной влияния является политика ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий, так как рост цен и тарифов естественных монополий является основной причиной роста издержек производства и снижения рентабельности в других отраслях экономики. Кроме того, рост тарифов способствует росту инфляции, что в конечном итоге отражается на доходах граждан.
По этому государство осуществляет законодательное регулирование деятельности естественных монополий, которое включает две составляющие: контроль над ценообразованием и контроль над целым рядом хозяйственных решений владельцев естественной монополии. При этом необходимо отметить, что проводимая политика в области регулирования цен малоэффективна, так монополии в условиях отсутствия конкуренции и высоком уровне бюрократизации госаппарата имеют значительное влияние на конечный уровень цен. Исходя из этого, наряду с методами регулирования цен необходимо формировать условия для развития конкуренции в отраслях – естественных монополистах.
Мероприятия в области развития конкуренции состоят в том, чтобы провести реструктуризации видов деятельности естественных монополий, с целью выделения тех направлений, по которым возможна конкуренция, что в конечном итоге должно ослабить монополию. При этом необходимо принимать во внимание экономическую эффективность и целесообразность принимаемых решений, как с точки зрения внутренних интересов, так и с учетом позиций России на международных рынках. Государство должно выстраивать свою политику в отношении естественных монополий, принимая во внимание, что они дают стране: социально значимая продукция; налоги; занятость; дотирование социальной сферы; и, наконец, - единство страны.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»
2. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережение и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»
4. Аляров С.А. Что естественно, то и развиваем// Российское предпринимательство.- 2006.- №8.- С.8-11.
5. Андреева Л. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей// Человек и закон.- 2010.- №9.- С.14-19.
6. Варламова А.Н. К вопросу о правовой поддержке развития конкуренции// Вопросы экономики.- 2008.- №5.- С.17-29.
7. Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования// Вопросы экономики.- 1995.- №11.- С.80-87.
8. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и местное самоуправление/ Под общ ред. А.С.Горшкова. – СПб.: СЗАГС. 2008. – 240с.
9. Микроэкономика. Теория и Российская практика/ Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 8-е изд., - М.:КНОРУС, 2008. – 624с.
10. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов// Экономист.-2006.- №2.-С.9-14.
11. http://www.interrao.ru
31
Информация о работе Естественные монополии в экономике России