Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база в отношении естественной монополии далека от идеала и социально-экономическое положение достаточно нестабильное.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии

1.1 История возникновения и сущность естественной монополии
5

5

1.2 Крупнейшие монополии в России
10

Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий

2.1 Законодательная база для регулирования естественных монополий
15



15

2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России
19

2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий
21

Заключение
29

Список использованной литературы
31

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

При внесении изменений и дополнений в Законе о естественных монополиях или разработке нового проекта закона целесообразно уточнить понятие естественной монополии, содержащееся в действующей редакции данного закона, определить виды естественных монополий не только по сферам их деятельности, но и по территориальному признаку, поскольку образование естественных монополий возможно не только на всей территории России, но и в пределах региона (местные или локальные монополии). В законе о естественных монополиях необходимо установить компетенцию органов регулирования и разграничит полномочия между ними. Как представляется, в Законе о естественных монополиях следует установить общие положения или принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Общими положениями, которыми следует руководствоваться при правовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий в различных сферах, могут являться, в частности, обеспечение недискриминационного доступа к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий; способствование экономически оправданному переходу сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка; разграничение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности и их раздельный учет; обеспечение безопасности и качества оказываемых услуг; раскрытие информации об оказываемых услугах;  установление экономически обоснованных размеров тарифов на услуги; государственная финансовая поддержка убыточных услуг. Ряд положений нашли свое воплощение в принятых Правительством  РФ постановлениях.

                Темпы внедрения рыночных конкурентных отношений в различных сферах различаются. Так, в сфере электроэнергетики структурные преобразования, по существу, закончились, в сфере железнодорожного транспорта и газовой отрасли продолжаются. При проведении реформ и выделении из естественно-монопольных конкурентных видов деятельности в большинстве случаев  в качестве конкурентных выступают оказание соответствующих услуг потребителям, естественно-монопольными остаются услуги по использованию соответствующей инфраструктуры. При этом основными задачами являются обеспечение доступа к инфраструктуре и к услугам.

 

2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных  монополий в России

Государство, имеющее контрольный пакет акций естественных монополий, регулирует их деятельность.

Для регулирования и контроля деятельность субъектов естественной монополий образуются соответствующие органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, формирование которых прошло длинный и сложный путь. Эти органы, создание которых началось в конце 1995г., неоднократно реорганизовывались, упразднялись и восстанавливались вновь. До недавнего времени соответствующие полномочия  почти полностью были сосредоточены у ФЭК России (Федеральная энергетическая компания), которая среди таких органов была образована первой Указом Президента РФ от 19 ноября 1995г. №1194.

              Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 ФЭК преобразован в федеральную службу по тарифам, функции ФЭК  по принятию нормативных правовых актов переданы Минэкономразвития России, по надзору и контролю – ФАС (Федеральной антимонопольной службе), а к ней самой перешли функции по установлению тарифов Минэкономразвития России и упразднённого МАП (Министерство по антимонопольной политике).

ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги и контроль над их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Руководство деятельностью ФСТ осуществлять Правительство РФ. Цели и задачи ФСТ представлены в таблице 1.

 

 

Цели и задачи Федеральной службы по тарифам

Таблица 1

Цели службы

Задачи службы

Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах как важного условия экономического роста.

Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых на всех уровнях государственного ценового регулирования 

Переход к долгосрочному периоду регулирования тарифов и цен.

Расширение применения метода экономически  обоснованной доходности на инвестированный капитал.

Поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования.

Унификация принципов, методов, процедур и регламентов государственного ценового регулирования.

Введение и развитие института комплексной экспертизы цен и тарифов регулируемых организаций при подготовке тарифных решений.

Создание системы стандартов раскрытия информации, представляемой регулируемыми организациями при  установление тарифов и цен

 

Итак, естественные монополии находятся под непосредственным контролем по соответствующим видам правоотношений сразу двух федеральных структур  - антимонопольных органов, полномочия которых по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства распространяются на всех хозяйствующих субъектов, в том числе «работающих» в сферах естественных монополий, и специальных органов регулирования деятельности естественных монополий. С принятием Указа Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая  2008г. №724, в котором Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам сохранили свои позиции, роль государства в деятельности естественных монополий усиливается.

 

2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий

              Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

- неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

Государственное регулирование цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий — естественных монополистов можно осуществлять на основе следующих методов:

•              установление фиксированных цен и тарифов;

•              установление предельного уровня цен и надбавок, наценок (коэффициентов изменения цен);

•              установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок;

•              декларирование цен и тарифов в органах ценообразования при формировании свободных цен и тарифов.

Методы регулирования деятельности естественных монополий применяются к конкретному субъекту на основе анализа его деятельности, стимулирующей роли, в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки производства продукции.

Регулирование деятельности естественных монополий и контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафов за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии; сумма излишне полученной выручки изымается в бюджет; убытки, возникшие у потребителя в результате завышения цен, должны быть возмещены ему; при повторном нарушении дисциплины цен штраф берется в двойном размере.

 

Железнодорожный транспорт

              Основными методами государственного регулирования естественных монополий на железнодорожном транспорте являются ценовой и неценовой. Эмпирический подход позволяет в качестве основного метода государственного регулирования естественных монополий на железнодорожном транспорте выделить ценовой метод. Анализ приемов и методов правового регулирования позволяет сделать вывод о превалировании императивных способов воздействия в сфере железнодорожного транспорта.

Необходимо особо отметить роль ФСТ России в процессе публично-правового регулирования субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, поскольку одной из основных ее задач является формирование эффективной ценовой (тарифной) политики, адаптированной к условиям рыночной экономики, совершенствование государственного ценового регулирования, предусматривающее разработку и принятие новых подходов к формированию цен (тарифов) на железнодорожном транспорте общего пользования.

Процесс ценообразования является одним из важнейших инструментов публично-правового регулирования естественных монополий. Система ценового (тарифного) регулирования субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте базируется на Прейскуранте № 10-01, являющемся нормативно-правовым актом. В Прейскуранте № 10-01 реализуется императивный публично-правовой метод государственного регулирования ценообразования в естественно-монопольной сфере железнодорожного транспорта. Прейскурант определяет базовый уровень тарифов на услуги субъекта естественной монополии на железнодорожном транспорте.

Второй способ ценообразования — гибкая тарифная политика. Он используется Правительством России и ОАО «РЖД» для приспособления тарифной политики на железнодорожном транспорте к состоянию конъюнктуры и спроса на услуги. Применение понижающих и повышающих коэффициентов к базовому тарифу позволяет железным дорогам реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре на перевозимые грузы. Дифференциация провозной платы в зависимости от расстояния позволяет поддерживать объемы перевозок и доходов по основным грузам на стабильном уровне.

Лицензирование, стандартизация и сертификация деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте являются одной из форм публично-правового воздействия на них естественных монополий на железнодорожном транспорте. Сферы деятельности, отнесенные к естественно-монопольным, требуют специального разрешения компетентного государственного органа. При регулировании естественных монополий на железнодорожном транспорте механизм лицензирования, стандартизации и сертификации выполняет важную функцию, выражает сочетание публичных интересов всего общества и частных интересов субъектов естественных монополий. Лицензирование на железнодорожном транспорте выступает в качестве способа государственного санкционирования допуска конкретных субъектов к участию в гражданском обороте. Лицензирование их деятельности имеет правообразующее значение .

Сертификация является формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В качестве специальной цели сертификации выступает удостоверение соответствия продукции, процессов производства, перевозки или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. В целях предупреждения вреда окружающей среде и здоровью граждан на технологические объекты и оборудование, используемые субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте, разрабатываются государственные стандарты. Проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация объектов, вовлеченных в естественно-монопольные виды деятельности на железнодорожном транспорте, должны осуществляться в соответствии с утвержденными стандартами, нормативно-техническими актами, строительными нормами и правилами.

Энергетика

При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), должен быть сопоставим с уровнем доходности капитала, используемого в других отраслях промышленности со сравнимыми показателями предпринимательских рисков.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России