Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база в отношении естественной монополии далека от идеала и социально-экономическое положение достаточно нестабильное.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии

1.1 История возникновения и сущность естественной монополии
5

5

1.2 Крупнейшие монополии в России
10

Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий

2.1 Законодательная база для регулирования естественных монополий
15



15

2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России
19

2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий
21

Заключение
29

Список использованной литературы
31

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.

Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро-, водо -, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.

 

1.2    Естественные монополии в России

              Крупнейшими естественными монополиями в России являются ОАО «Интер РАО ЕЭС», РАО «Газпром» и Российские железные дороги (РЖД)

Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:

•              вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

•              предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей, региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;

•              намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

•              расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

С 1 июля 2008, в результате реформирования электроэнергетики  РФ, прекратило существование РАО «ЕЭС России».

В рамках реформы РАО «ЕЭС»  весной 2008 года ряд российских генерирующих активов был передан ОАО «Интер РАО ЕЭС».

ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» — динамично развивающаяся электроэнергетическая компания, контролирующая ряд генерирующих и распределительных энергетических активов в России и за рубежом. Суммарная установленная мощность электростанций, входящих в состав Группы «ИНТЕР РАО ЕЭС», составляет около  18 000 МВт. Компания ведет активную инвестиционную деятельность, занимает доминирующие позиции в России в сфере экспорта-импорта электроэнергии.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений.

Необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.

              Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний.

Входящие в систему «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Железнодорожный транспорт

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваются по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках.  В России убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью.

 


Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий

 

2.1 Законодательное регулирование естественных монополий

   Законы, регулирующие деятельность естественных монополий:

1.                  Федеральном законе от 17 августа 1995г. № 147-Ф3 «О естественных монополиях»

2.                  Федеральном законе от 23 ноября 2009г. № 261-Ф3 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации»

3.      26 июля 2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»

В Федеральном законе от 17 августа 1995г. № 147-Ф3 «О естественных монополиях» перечислены сферы их деятельности (ст.4) и определено понятие естественной монополии (ст.3) как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства). При этом товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потребление другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров. По существу, понятие естественной монополии сформулировано в первой части данного определения, при этом оно основывается не на объективном критерии отнесения состояния рынка к монопольному, а на экономических критериях оказания отдельных видов услуг, их эффективности, поэтому естественную монополию можно рассматривать как весьма условное понятие. Не случайно в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий постоянно вносятся изменения и дополнения, поскольку ряд видов деятельности субъектов естественных монополий является потенциально конкурентоспособными, и по мере проведения реформ в отдельных сферах экономики из естественно-монопольных видов деятельности происходит выделение конкурентных видов деятельности. Данный вывод подтверждает и положениями самого Закона о естественных монополиях. Так в п.2 ст.4 Закона предусмотрено, что в соответствии с проводимой демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественной монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В п. 3 ст. 4 Закона предусмотрено, что не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Правовое значение определения перечня сфер естественно монопольных видов деятельности состоит в применении к субъектам, осуществляющим данные виды деятельности, специальных методов регулирования, которые определены в ст. 6 Закона:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Более широким понятием по отношению к понятию естественной монополии является понятие регулируемых видов деятельности, содержащееся в Федеральном законе от 23 ноября 2009г. № 261-Ф3 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации», в котором регулируемые виды деятельности определяются в качестве видов деятельности, осуществляемых субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) (п.11 ст.2). Понятие «регулируемые виды деятельности» определено в соответствие с целями Закона об энергосбережение. Однако данное понятие имеет и более общее значение, поскольку к регулируемым видам деятельности можно отнести не только деятельность естественных монополий, но и государственных монополий и других видов деятельности, имеющих универсальный характер и большое социальное значение, которые в соответствии с проводимой государством политикой подлежат государственному регулированию.

    Основным методом государственного регулирования субъектов естественных монополий является государственное регулирование цен (тарифов) и порядка ценообразования на оказанные ими услуги. С этой целью Федеральной службой по тарифам осуществляется ведение реестра субъектов естественной монополий.

    Придание конкретным хозяйствующим субъектам статуса естественной монополии и включения их в реестр позволяет, кроме того, осуществлять антимонопольный контроль за их деятельностью, так как согласно Федеральному закону от 26 июля 2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» действие данного закона распространяется и на отношения, в которых участвуют субъекты естественных монополий.

Правовое регулирование складывающихся отношений между субъектами естественных монополий и потребителей направленно, как сказано в ст.1 Закона о естественных монополиях, на достижение баланса и интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Однако Закон о естественных монополиях, несмотря на многочисленные поправки, внесенные с момента его утверждения в 1995г., не играет роль основного регулятора, не имеет «стержневого» характера. Более того, не разграничены предметы регулирования Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции, вследствие чего имеется конкуренция ряда норм этих двух законов. Так, в Законе о защите конкуренции в ч. 3 ст. 10 предусмотрена обязанность Правительства РФ устанавливать правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, и указаны подлежащие решению вопросы в данных правилах.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России