Есть ли место Новой экономике в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:37, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрена одна из актуальных тем – «Есть ли место новой экономике в России». Практическая значимость работы заключается в анализе характерных признаков новой экономики, исследовании путей внедрения новой экономики в разных странах, выявлении возможностей и проблем внедрения новой экономики в России. Выполнение данной работы доказало, что разработка мероприятий по успешному внедрению новой экономики и становлению России на инновационный путь развития является важнейшей задачей. Без этого Россия может отстать от стран-лидеров в борьбе за экономическое лидерство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Становление новой экономики………………………………………….. 5
2. Характерные черты новой экономики………………………………….. 8
3. Черты новой экономики в России…….………………………………… 11
3.1. Глобализация в России………..……………………………………. 12
3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в России……………………………………………………………………..
14
3.3. Роль знаний в экономике России……..…………………………… 15
3.4. «Неосязаемые активы» как основа богатства в России………….. 16
4. Возможности и проблемы внедрения новой экономики в России……. 18
5. Модернизация экономики в России…………………………………….. 23
5.1. Программа по модернизации экономики России ………………... 24
5.2. Стратегия инновационного развития России до 2020 года……… 28
Заключение………………………………………………………………….. 31
Список литературы…………………………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Есть ли место новой экономике в России1.doc

— 209.00 Кб (Скачать)
  1. Наука. Как уже отмечалось выше, в России преобладает экзогенное развитие науки. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, требуется увеличение государственных расходов на НИОКР. Еще одним важным моментом является переориентация НИОКР с государственного сектора на частный. В данный момент большинство НИОКР направлено на удовлетворение государственных потребностей. Чтобы российские предприниматели захотели инвестировать в инновации, необходимо, чтобы инновации приносили им пользу. Существует также необходимость в предоставлении частному сектору, исполняющему государственный заказ, возможности пользования созданным интеллектуальным объектом и более того получение с него прибыли. Кроме того, требуются серьезные корректировки налогового законодательства в части предоставления налоговых льгот и введения особых налоговых условий для инновационных предприятий. [21]
  2. Наука-Бизнес-Образование. Как отмечалось ранее, в России необходимо совершенствование механизма взаимодействия между научными центрами, образовательными учреждениями и предприятиями. [16]
  3. Важнейшими условиями для инвестирования в России в инновации должны стать новизна и конкурентоспособность. Имеет смысл создание новой высокотехнологичной отрасли (нанотехнологии), в которой будет практически отсутствовать конкуренция. С другой стороны, нельзя забывать и о высокотехнологичных отраслях, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности (например, космонавтика, военная промышленность). [8]
  4. Существует объективная потребность в создании единой экономической зоны между Евразийским Союзом и Европейским Союзом. Это послужит условием для развития высокого геоэкономического потенциала при сотрудничестве стран-участников друг с другом. Здесь уже пойдет речь об экзогенном внедрении новой экономики за счет прямого инвестирования из стран Европы. [13]
  5. Благополучие населения страны. Согласно историческим наблюдениям, экономическое процветание страны происходит в период демографического роста. В связи с этим необходимо уделять должное внимание образованию, медицине, культуре и условиям жизни народа, которые направлены на развитие человеческого капитала. Повышение качества жизни также является одним из факторов к возвращению мигрировавших ученых на родину. [7]

 

5.2. Стратегия  инновационного развития России  до 2020 года

8 декабря 2011 года была утверждена распоряжением Правительства РФ «Стратегия инновационного развития России до 2020 года». Целью данной стратегии является разработка политики государства в области инноваций, а также достижение мировых показателей инновационности.[2] Россия на данном этапе очень сильно уступает многим странам в части инновационного развития. Наша страна оказалась не готова к изменениям, происходящим в современном мире. Среди них быстрый технологический рост, который послужил причиной тому, что многие страны, отстававшие раньше от России по показателям развития, сейчас становятся для нее конкурентами. Россия по-прежнему пытается развиваться за счет экспорта энергоресурсов, однако в современных условиях этого становится недостаточно. Появляются новые технологии и способы добычи и переработки ресурсов, которые могут снизить спрос на ресурсы, поставляемые Россией.

Еще одной проблемой, ожидающей нас в будущем, может стать отток квалифицированных кадров, идей, новых технологий. Если в других странах главным фактором конкурентоспособности становятся персонал, уникальные технологии, идеи и знания и на них выделяются большие средства, то в России этому вопросу пока не уделяется должного внимания из-за несовершенной инновационной системы.

И, наконец, проблема мирового масштаба, связанная с климатическими, демографическими и ресурсными изменениями, которой тоже необходимо заниматься.

В стратегии  рассматриваются основные недостатки инновационной системы России. [2] Во-первых, это недостаточное финансирование инновационной деятельности со стороны государства. В стране очень низкий уровень затрат на инновационное развитие – в районе 1% в общей сумме ВВП. Во-вторых, это слабое участие государства в совместных инновационных проектах с компаниями. Менее 1% организаций получают финансирование из бюджета на инновации (к примеру, в Германии этот показатель составляет 8,8%). Также в России слабая государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Объем, субсидий на поддержку этих субъектов экономики сравнительно мал. В-третьих, в стране отсутствует спрос на инновации со стороны реального сектора экономики. В-четвертых, бюджетные средства, выделяемые на инновационную деятельность, расходуются неэффективно. В-пятых, реальной проблемой становится качество нашего образования. Хотя Россия и находится в числе лидеров по числу населения с высшим образованием, однако, в мировом рейтинге по качеству обучения мы не попадаем даже в первую сотню.

Среди проблем  также следует отметить низкую долю затрат на НИОКР в ВВП. Согласно данным исследований, проведенных компанией Battelle совместно с R&D Magazine, доля затрат на НИОКР в ВВП России в 2012 году составила 1,08%. Это более чем в три раза ниже, чем у лидирующих в области инноваций стран. [27]

Затраты российских компаний на приобретение инноваций  очень малы, уровень ииновационной  активности предприятий уступает по показателям многим зарубежным странам. Российские компании сами мало, что создают, они предпочитают приобретать уже готовые продукты и технологии, то есть, в основном, выбирают политику имитационного характера.

Все эти проблемы и многие другие, в конечном счете, могут привести к сильному отставанию России от других стран, к неопределенности в политике, неподготовленности страны к существованию в современном мире.  

В стратегии  предлагаются следующие мероприятия  по совершенствованию инновационной  системы России. [2]

1) Блок мероприятий  по повышению восприимчивости инноваций со стороны экономики и бизнеса:

- подготовка  персонала;

- устранение  налоговых, таможенных и иных  барьеров, препятствующих осуществлению  инновационной деятельности;

- совместное  участие государства и компаний  в разработке инноваций;

- создание институтов  развития для поддержки вновь  созданных инновационных предприятий;

- реализация  программ по поддержке малого  бизнеса;

- поддержка  кластеров 

- и другие.

2) Второй этап  осуществления стратегии предполагает  увеличение расходов на инновации из бюджета страны. Предполагается, что на данном этапе российские предприятия достигнут среднего уровня развитых стран по применяемым технологиям. Инновационная инфраструктура будет дальше развиваться. В это время в России будет сформирована эффективная инновационная система. Также планируется активно поддерживать  сбыт инновационной продукции России за рубеж. 

 Насколько оправдает себя стратегия, пока неизвестно. Предыдущая стратегия, рассчитанная до 2015 года, оказалась неэффективной. Можно сказать с уверенностью лишь одно, что создание эффективной инновационной системы в России является сейчас очень важной задачей. Это главное условие становления новой экономики в нашей стране.

Изучив основные особенности процесса становления новой экономики в России, следует отметить, что российская экономика по-прежнему отстает по многим позициям от других стран. Однако есть и благоприятные тенденции. В нашей стране стремительно растет конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей, качество сферы услуг скоро приблизится к мировым стандартам. Принятие программы по модернизации экономики свидетельствует о постепенном становлении России на инновационный путь России.

Внедрение новой экономики в Российской Федерации является залогом устойчивого развития и национальной безопасности.

Заключение

 

В данной работе рассмотрена одна из актуальных тем  – «Есть ли место новой экономике  в России». Практическая значимость работы заключается в анализе характерных признаков новой экономики, исследовании путей внедрения новой экономики в разных странах, выявлении возможностей и проблем внедрения новой экономики в России. Выполнение данной работы доказало, что разработка мероприятий по успешному внедрению новой экономики и становлению России на инновационный путь развития является важнейшей задачей. Без этого Россия может отстать от стран-лидеров в борьбе за экономическое лидерство.

В настоящее  время в обществе происходят значительные изменения. Они проявляются не только в экономике, но и в политической жизни, экологической ситуации, а также в сознании людей. Успешное существование в современных условиях возможно лишь с учетом быстрой адаптации к изменениям, происходящим вокруг.

В условиях новой  экономики главным фактором производства становятся «знания». Возрастает роль информационных технологий, которые являются теперь не только фактором конкурентоспособности, но и условием «выживаемости» субъектов хозяйствования. Стоимость компании в новой экономике определяется стоимостью ее нематериальных активов. Объединяются рынки капитала, в мире образуется единое мировое пространство, в котором появляется возможность свободно обмениваться знаниями, технологиями и идеями.

В условиях новой  экономики значительно возрастает роль высококвалифицированного персонала. Многие страны в своей инновационной политике делают упор именно на развитие человеческого капитала.

Новая экономика  – это экономика с высокой  конкуренцией среди субъектов хозяйствования. Сложилась тенденция к объединению  предприятий в целях получения  конкурентных преимуществ, обмена идеями и технологиями.

Внедрение новой  экономики может осуществляться экзогенно и эндогенно. Если страна приобретает технологии за рубежом  и внедряет или совершенствует их у себя, то это говорит об экзогенном пути внедрения новой экономики. А если страна существует за счет только национальных изобретений и разработок, то для нее характерен эндогенный путь внедрения новой экономики.

Несмотря на то, что Россия – это страна с  огромным научным потенциалом, внедрение  новой экономики в ней происходит преимущественно экзогенно. Связано это с множеством барьеров на пути к новой экономике. Это и отсутствие грамотной государственной инновационной политики, и неготовность общества к новым условиям существования. Предпринимаемые попытки государства в разработке инновационной политики пока не дают существенных результатов.

Однако в  России по-прежнему существуют предпосылки  для успешного перехода в стадию новой экономики. Это высококвалифицированный  персонал, развитый научный комплекс и интеграция рынка России.

Чтобы становление новой экономики проходило успешно, необходимо уделять особое внимание финансированию науки в части увеличения доли государственных расходов на НИОКР. Для повышения инвестиционной привлекательности инновационной деятельности нужно корректировать налоговое законодательство в части создания особых налоговых условий. Необходимо также уделять внимание качеству современного образования и условиям жизни граждан, чтобы, с одной стороны, повысить привлекательность отечественного образования для иностранных граждан, а с другой – чтобы сократить отток квалифицированных кадров за рубеж.

Выполнение  данной работы доказывает, что в  нашей стране модернизация экономики  является первоочередной задачей для  правительства. Быстрые изменения, происходящие в экономике, требуют немедленной реакции. Нужна программа, в которой будут определены четкие цели и задачи, обозначены конкретные показатели, которые желает достичь страна в будущем. Модернизация экономики должна осуществляться комплексно, затрагивая все сферы жизни. Без проведения модернизации отставание нашей страны от развитых стран может стать столь значительным, что на мировой арене Россия в будущем может стать зависимым государством.

 

 

Список литературы

Документы:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Москва. 2008 г.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Москва. 2011г.
  3. Указ Президента Российской Федерации № 579. «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России». Москва. 2009 г.

Литература:

4. Авдокушин Е. Ф. Новая экономика / под ред. проф. Е. Ф. Авдокушина, проф. В. С. Сизова / ВСЭИ. М. : Магистр, 2009.

5. Григорян А.Л. «На пути к Новой экономике: подходы инновационного развития в России». Москва. 2005 г.

6. Друкер П.Ф., Бизнес и инновации. М.: Вильяме, 2007.

7. Дунаев Э.П., Калганов А.И., Рассадина А.К. Экономические и институциональные условия перехода к инновационному развитию российской экономики. М.: МАКС Пресс, 2004.

8. Инновационный путь развития для новой России /Отв. ред. В.П. Горегаяд. М.: Наука, 2005.

9. Инновационная экономика / Под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2001.

10. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. «Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва». Москва. 2005 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Брендт Л. «Великая трансформация Китая». Кембридж. 2008 г. / Brandt L. «China’s Great Transformation». Cambridge. 2008.
  2. Базылев Н.И., Грибанова Н.Л. «Новая экономика, ее движущие силы и тенденции развития». Журнал «Проблемы современной экономики» № 1/2 (17/18), 2006 г.
  3. Википедия. Свободная энциклопедия. «Единое экономическое пространство». 2013 г. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Единое_экономическое_пространство#
  4. Кастельс М. «Восход сетевого общества». Оксфорд. 2000 г. / Англ. Castells M. «The Rise of the Network Society». Oxford. 2000.
  5. Келли К. «Новые правила для Новой экономики». 2011 г. / Англ. Kelly K. «New Rules for a New Economy». 2011. // http://www.kk.org/newrules/
  6. Кофнер Ю. «Становление новой экономики в России – зарубежный опыт и национальная стратегия», 2012 г. //http://www.mesoeurasia.org/archives/6976
  7. Масуда Ё. «Информационное общество как постиндустриальное общество». Вашингтон. 2006 г. / Англ. Masuda Y. «The Information Society as Postindustrial Society». Washington. 2006.
  8. Игнатов А. «Стратегия «глобализационного лидерства» для России». Независимая газета, 2000 г.
  9. «Модернизация России по Медведеву», 2011г. //http://www.vedomosti.ru/politics/news/1197481/modernizaciya_rossii_po_medvedevu

Информация о работе Есть ли место Новой экономике в России