Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:37, реферат
В данной работе рассмотрена одна из актуальных тем – «Есть ли место новой экономике в России». Практическая значимость работы заключается в анализе характерных признаков новой экономики, исследовании путей внедрения новой экономики в разных странах, выявлении возможностей и проблем внедрения новой экономики в России. Выполнение данной работы доказало, что разработка мероприятий по успешному внедрению новой экономики и становлению России на инновационный путь развития является важнейшей задачей. Без этого Россия может отстать от стран-лидеров в борьбе за экономическое лидерство.
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Становление новой экономики………………………………………….. 5
2. Характерные черты новой экономики………………………………….. 8
3. Черты новой экономики в России…….………………………………… 11
3.1. Глобализация в России………..……………………………………. 12
3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в России……………………………………………………………………..
14
3.3. Роль знаний в экономике России……..…………………………… 15
3.4. «Неосязаемые активы» как основа богатства в России………….. 16
4. Возможности и проблемы внедрения новой экономики в России……. 18
5. Модернизация экономики в России…………………………………….. 23
5.1. Программа по модернизации экономики России ………………... 24
5.2. Стратегия инновационного развития России до 2020 года……… 28
Заключение………………………………………………………………….. 31
Список литературы…………………………………………………………. 34
7) Основа новой экономики – это «неосязаемые активы». [4]
8) Повышение
роли образования и
9) Еще одной
отличительной чертой новой
10) Возможность хранить, передавать и обрабатывать информацию в больших объемах и по очень низкой цене. Это связано с возможностью кодирования знаний и превращения их в информацию. Знания, таким образом, становятся товаром. Кодирование также снижает потребность в дополнительных, дублирующих инвестициях для приобретения знаний. [14]
11) Возрастание
роли кластеризации в
3. Черты новой экономики в России
Для того чтобы понять, существует ли новая экономика в России, необходимо выяснить, присущи ли нашей стране характерные черты этой экономики.
3.1. Глобализация в России
В общем смысле глобализацию следует рассматривать в нескольких взаимосвязанных аспектах. Выделим основные из них:
1. Культурно-идеологическая глобализация. Она представляет собой длительный исторический процесс, охватывающий религию, культуру, народные традиции и идеологию. Современный мир поделен между 6 сильнейшими религиозными системами, которые оказывают сильное влияние на власть, финансы, менталитет, трудовые ресурсы. Другим важным аспектом культурно-идеологической глобализации является процесс унификации культурных предпочтений людей. Мир в процессе своего исторического развития подвержен влиянию различных культур. [18]
2. Территориальная
глобализация, связанная с расширением
государственных и
3. Глобализация
экономики. Ее можно
- глобализация рынков (капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг);
- глобализация
экономических форм, которая заключается
в укрупнении организационных
структур (создание огромных
4. Информационно-
5. Этническая
глобализация, которая заключается
в росте численности населения
и взаимной ассимиляции различн
Единственной
формой глобализации, которую Россия
проводила на всем пути своего исторического
развития, является территориальная
глобализация. Освоение новых территорий
с одновременной
Наибольшую сложность для России всегда представляла информационно-коммуникационная форма глобализации. Огромное пространство российских территорий привело к тому, что информация не могла вовремя дойти до регионов. Даже строительство транспортных магистралей и создание аппаратов управления на местах не смогло помочь правительству в решении данной проблемы. Передаваемая информация устаревала, прежде чем дойти до исполнителя. [18]
В настоящее время в России быстрыми темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к сети Интернет; увеличивается потребление и предложение информационных и цифровых услуг. Исследования, проведенные компанией J’son & Partners Consulting, показали, что рынок телекоммуникационных услуг в России растет большими темпами, чем мировой. Объем рынка мобильной связи в настоящее время значительно выше объемов таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. Уровень проникновения широкополосного доступа к сети Интернет в городах-миллионниках сравним с уровнем крупнейших мировых столиц. Среди европейских стран Россия занимает третье место по числу подключенных домохозяйств, уступая Германии и Франции. [20]
Около 70-80% крупных, средних и малых предприятий в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. Проникновение данной услуги в государственный сектор в 2011 году составило 94%. [20]
Несмотря на положительные аспекты развития ИКТ в России, выделяют также некоторые проблемы развития этого сектора. В частности, в России значительно различается уровень использования информационных технологий в регионах. Существуют проблемы в организации широкополосного доступа в Интернет для конечного пользователя. По итогам наблюдений, скорость Интернет в регионах ниже, чем в крупных городах, тогда как стоимость предоставляемых услуг значительно выше.
Рассматривая культурно-идеологическую глобализацию, можно сказать, что культура России претерпела значительные изменения. Связано это с увеличением возможности социокультурного обмена после распада советской системы. Культурные образы и модели потребления заимствовались не только с Запада, но и с Востока. Сегодня социокультурное пространство России оказалось не в состоянии противостоять западным и восточным веяниям. Процессы глобализации в социокультурной среде происходят повсеместно и Россия не исключение. Несмотря на отрицательные последствия глобализации (такие как, потеря собственных культурных традиций), существуют и положительные, заключающиеся в диалоге культур, космополитизме и др. [26]
Рассмотрим теперь глобализацию экономики в России. Наибольшая связь России с мировыми финансовыми рынками выражается в большой величине ее внешнего долга. Большинство иностранных инвесторов не желают вкладываться в реальный сектор экономики России из-за высоких рисков. Экономика страны существует в основном за счет экспорта сырья и ресурсов, тогда как зарубежные страны экспортируют уже готовый продукт. Это говорит о практическом отсутствии обрабатывающего сектора в России. В настоящее время наша страна живет за счет импорта товаров, большинство из которых не имеют аналогов по цене и качеству в России. Таким образом, современное российское производство неконкурентоспособно. Практически все применяемые технологии и инновации приобретаются за рубежом. Это может привести к значительному отставанию российских предприятий на мировом рынке от лидеров и их неконкурентоспособности. На данный момент в стране нет ни одного предприятия, которое могло бы стать сверхкорпорацией. Такие компании как ГАЗПРОМ и РАО ЕС России являются в большей степени не субъектами экономики, а инструментами в политических действиях. Отсутствие собственной политики и стратегии глобализации осложняют процесс превращения данных компаний в сверхкорпорации. [18] [35]
3.2. Развитие информационно-
Как уже отмечалось выше, телекоммуникационные технологии в России являются конкурентоспособной и быстроразвивающейся отраслью. Благодаря высокой активности отечественных компаний связи Россия за последнее десятилетие значительно улучшила свои позиции в мировых рейтингах ИКТ. При этом высокий рейтинг России сочетается с доступными тарифами на услуги ИКТ. По выпуску ИКТ продукции и услуг Россия занимает 13 место в мире, при этом она отличается значительными среднегодовыми темпами прироста (26%). Рассматривая структуру выпускаемой продукции и услуг, можно сказать, что наибольшими темпами развивалась сфера телекоммуникационных услуг, что характерно и для мировой практики. Однако в России наблюдается значительное отставание в сегменте информационных услуг, доля которых в мировом выпуске ИКТ примерно в 3 раза выше. [36]
В настоящее время в России сформировался конкурентоспособный рынок телекоммуникационных услуг, характеризующийся постоянной разработкой и запуском новых услуг связи, быстрым освоением новых рынков и применением современных технологий. В данной отрасли происходит стремительный рост мобильной связи; повсеместное использование сети Интернет, как для личного пользования, так и для ведения бизнеса; развитие коммерческого телевидения. [37]
Рынок ИТ-услуг в России является высококонкурентным и быстро развивающимся. Компании, которые специализируются на ИТ-услугах, зачастую занимаются сборкой и реализацией компьютерного оборудования, а также разработкой программного обеспечения. Самым большим сегментом рынка ИТ-услуг являются услуги по системной интеграции (43%). Чуть меньше занимают услуги по обслуживанию и технической поддержке (31%). Доля сегмента Интернета, включающего в себя создание контента, дизайн, технологии, электронную коммерцию, рекламу и маркетинг, составляет 26% от общего рынка ИТ-услуг. Наименьшим по объему является сегмент консультирования, доля которого составила 12%. [37]
3.3. Роль знаний в экономике России
В новой экономике возрастает роль знаний, выражающаяся не только в повышении значимости образования, но и в создании продуктов, основанных на знаниях.
Россия всегда отличалась высоким уровнем образования населения. Однако в настоящее время наблюдается значительное снижение качества образования, а также уменьшение государственных расходов на эту сферу. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже.
Количество инноваций, поступающих из России в зарубежные страны очень мало, при этом и внутри страны они наблюдаются слабо. Основу инноваций в России составляют заимствованные продукты, которые у нас лишь совершенствуются и доводятся до конечного потребителя. Таким образом, большая часть финансов идет на развитие иностранного научно-технического прогресса и технологий. В сравнении с мировым уровнем развития инноваций современная научно-техническая деятельность России находится в стадии спада. Доля российской инновационной продукции в мире составляет всего 0,3% и продолжает уменьшаться. [34]
В настоящее время уделяется внимание решению вопросов по развитию малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере. Сейчас в России работают свыше 50 бизнес-инкубаторов, около 70 технологических и научных парков, развивается сеть инжиниринговых и консалтинговых фирм. В России создано 40 инновационно-технологических центров, в которых осуществляется производство микро- и оптоэлектроники, программных продуктов и др.; появляются первые научно-образовательные комплексы; создаются венчурные фонды, ориентированные только на высокотехнологичные отрасли. [4]
Однако в России наблюдаются низкие государственные расходы на инновации, а у большинства предприятий недостаточно собственных средств для проведения инновационной деятельности. Общие расходы на науку в России составляют порядка 0,6% от ВВП, что примерно в 4-5 раз ниже, чем в лидирующих странах. [8]
3.4. «Неосязаемые активы» как основа богатства
В новой экономике основную роль играют «неосязаемые активы». Стоимость организаций сейчас, в основном, определяется стоимостью ее нематериальных активов.
В России на данный момент на долю нематериальных активов приходится примерно 0,2% имущества компаний. Таким образом, можно сказать, что существует значительная недооценка НМА и отсутствие влияния нематериальных активов на финансово-хозяйственную деятельность отечественных компаний.
Это во многом объясняется сложностями в оценке данного вида активов и в вопросе о том, что можно отнести к ним. На законодательном уровне методика отнесения объекта к нематериальным активам и оценки НМА отражается в бухгалтерском и налоговом учете, Гражданском Кодексе РФ, а также ряде других законодательных актов.
С позиции бухгалтерского учета, например, к НМА нельзя отнести так называемые «ноу-хау» - информацию, которая защищается самой фирмой и не подвергается патентованию. Однако зачастую «ноу-хау» приносит фирме огромный доход, но не может признаваться НМА, так как не имеет документов.
Также с позиции бухгалтерского учета нельзя отнести к НМА интеллектуальные и деловые качества персонала, а также их квалификацию, однако в современной экономике они играют немаловажную роль в успехе компании.
В России примерно 90-100% НМА не отражаются в бухгалтерской и финансовой отчетности. Это связано с отсутствием четких методик оценки НМА, большим количеством законодательных актов, регулирующих данный процесс, что приводит к нежеланию менеджеров выделять объекты в составе НМА. Также законодательно не предусмотрено изменять стоимость НМА посредством переоценки для объектов с неограниченным сроком полезного использования. Таким образом, такой нематериальный актив как деловая репутация со временем потеряет свою стоимость, которая будет списана посредством начисления амортизации. [38]
4. Возможности и проблемы внедрения новой экономики в России
В индустриальном веке (начало XVIII в. - середина XIX в.) фактор производства «капитал» становится доминирующим, тогда как «земля» теряет свое значение. А с переходом в эпоху Информационного века (в середине XX в.) начинает возрастать роль нового фактора производства – «знаний». В XXI веке, в период перехода стран в эру новой экономики, именно за счет этого фактора производства создается основная добавленная стоимость, а потребление производственного фактора «земля» продолжает снижаться. Очевидно, что в новую эпоху главным фактором успеха в достижении экономического лидерства станет выпуск продукции, «создаваемой знаниями» и контроль над потоками информации. [14] [16]