Есть ли место Новой экономике в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:37, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрена одна из актуальных тем – «Есть ли место новой экономике в России». Практическая значимость работы заключается в анализе характерных признаков новой экономики, исследовании путей внедрения новой экономики в разных странах, выявлении возможностей и проблем внедрения новой экономики в России. Выполнение данной работы доказало, что разработка мероприятий по успешному внедрению новой экономики и становлению России на инновационный путь развития является важнейшей задачей. Без этого Россия может отстать от стран-лидеров в борьбе за экономическое лидерство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Становление новой экономики………………………………………….. 5
2. Характерные черты новой экономики………………………………….. 8
3. Черты новой экономики в России…….………………………………… 11
3.1. Глобализация в России………..……………………………………. 12
3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в России……………………………………………………………………..
14
3.3. Роль знаний в экономике России……..…………………………… 15
3.4. «Неосязаемые активы» как основа богатства в России………….. 16
4. Возможности и проблемы внедрения новой экономики в России……. 18
5. Модернизация экономики в России…………………………………….. 23
5.1. Программа по модернизации экономики России ………………... 24
5.2. Стратегия инновационного развития России до 2020 года……… 28
Заключение………………………………………………………………….. 31
Список литературы…………………………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Есть ли место новой экономике в России1.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Экономика России в настоящее время существует практически за счет большого количества производственного фактора «земля». В последние двадцать лет в валовом экспорте государства значительно увеличивается доля сырья и энергии: в 1990 году она составляла 62,7% в валовом экспорте, в 2010 году этот показатель приблизился к отметке в 90%. Стоит также отметить, что в 2008 году почти половину отечественного ВВП составлял экспорт сырьевых ресурсов. [23] Европейский Союз в ближайшие 40 лет планирует сократить энергопотребление на 40% и повысить количество возобновляемых источников энергии за счет новых технологий. В этой ситуации производственный фактор «земля» еще более потеряет свою важность для мировой экономики, а экономическая стратегия России, строящаяся вокруг сырья и энергии, будет терять свою эффективность. [16]

В России еще  не осуществился переход в новую  экономику, становление на инновационный путь развития. И если в ближайшее время она не изберет для себя путь модернизации, то она может потерять все свои позиции на мировом рынке и стать зависимым государством от развитых стран.

Выделим основные условия, создающие возможности  и препятствующие внедрению новой  экономики в нашей стране.

Существующее  сейчас слабое состояние российской науки связано с распадом СССР и последующим значительным сокращением государственного финансирования научных исследований. Если при Советском Союзе доля затрат на НИОКР в ВВП составляла 5% в 1987 году, то в 2012 году этот же показатель составил всего 1,08%. [33]

Высокотехнологичные отрасли формируют всего 7-8% российского ВВП, при этом экспорт продукции этих отраслей составляет чуть более 2% в общем объеме промышленного экспорта России. Доля экспорта российской наукоемкой продукции в мире составляет всего 0,3%. [23]

Чем же вызваны столь низкие показатели для России? Мы можем выделить некоторые проблемы, препятствующие становлению новой экономики в нашей стране.

Во-первых, отсутствие стимулов для российских предпринимателей к инвестированию в инновации. В  России экспорт сырья и энергии  приносит огромные прибыли, поэтому предприниматели не спешат уходить из прибыльного бизнеса. [5]

Во-вторых, мы живем в стране с самым высоким показателем  коррупции. В таких условиях у  предпринимателей нет уверенности  в политической и экономической  стабильности страны, конечно же, и  доверия к органам власти нет. Все эти факторы становятся причиной низкой инвестиционной привлекательности наукоемких отраслей. [7]

В-третьих, в России очень  высокий показатель оттока высококвалифицированных  специалистов за рубеж. Причиной тому послужили низкая оценка труда таких кадров и отсутствие нормальных условий для осуществления научной деятельности. За последние 20 лет из страны мигрировало свыше 100 тысяч ученых, а численность научного персонала в этот период сократилась более чем на 60%. Например, в США в данное время живут свыше 16 тысяч докторов наук, которые в свое время мигрировали из СССР. [16]

В-четвертых, в  России нет слаженного механизма  взаимодействия науки, образования  и бизнеса. В современных условиях в стране практически отсутствует рынок нематериальных активов, а расходы частного сектора на НИОКР значительно ниже государственных. Доля расходов на НИОКР российских предприятий составляет около 0,3% в ВВП, в свою очередь, доля расходов на НИОКР предприятий развитых стран в 7-10 раз выше. [32]

Существует  также проблема, связанная с мероприятиями  по реализации научно-исследовательских  работ. В этой связи у бизнеса  не возникает побудительных стимулов к инвестициям в инновации, ведь новая экономика в нашей стране будет только тогда, когда у бизнеса появятся эти стимулы. Однако причина низких расходов российских предприятий на НИОКР кроется не только в сырьевой экономике и отсутствии инвестиционной привлекательности сферы инноваций, но и в слабой поддержке со стороны государства. Ранее отмечалось, что в западных странах существует множество налоговых льгот и государственных субсидий предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Пока же в нашей стране налоговое законодательство не поощряет, а наоборот, ущемляет возможности проведения инновационной деятельности частным сектором. [4] [8]

Конечно, в России множество проблем по внедрению  новой экономики, которые необходимо решать государственным органам. Однако, что в нашей стране есть и предпосылки к успешному переходу в новую экономику. Итак, что же это за предпосылки?

Во-первых, это  квалифицированные кадры. Важнейшей  особенностью новой экономики является человеческий капитал. На пути к инновационному развитию именно он может составить  одно из конкурентных преимуществ России. Конечно, негативным фактором остается снижение расходов на образование в нашей стране и ухудшение его качества. Однако нельзя не отметить, что в России все население страны получает среднее образование. Россия занимает первое место в мире по числу населения с высшим образованием. По результатам исследований, проведенных Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в 2012 году в России доля населения в возрасте от 25 до 64 лет, имеющего высшее образование, составила 54%. При этом значительная доля россиян имеет техническое образование. Все это может стать предпосылкой для построения эффективной инновационной системы в России. [34]

Во-вторых, наличие  в России высококачественного научного комплекса, который ценится в  мире. В мировом научном сообществе Российская академия наук (РАН) в современном мире имеет высокую репутацию.  Даже тот факт, что финансирование этой организации находится на низком уровне, по числу научных публикаций РАН занимает одно из лидирующих положений в мире. В свою очередь, упомянутый выше отток кадров за рубеж может иметь и положительный эффект для страны в том случае, если специалисты, эмигрировавшие из страны, возвращаются обратно, привнося с собой знания и опыт, полученные заграницей. [16] [24]

В-третьих, это  интеграция российского рынка. Важным моментом  здесь является перспективный проект создания Евразийского Союза (ЕАС) на базе России, Казахстана и Белоруссии с единым экономическим, таможенным и военным пространством. В 2010 году этими государствами был образован Таможенный Союз, предусматривающий создание единой таможенной территории без таможенных пошлин и ряда экономических ограничений. С 1 января 2012 года на территории России, Белоруссии и Казахстана начало действовать единое экономическое пространство (ЕЭП), цель которого заключается в формировании условий в странах-участницах для эффективного развития экономики и улучшения качества жизни населения. Создание ЕАС позволит России защитить отечественные высокотехнологичные отрасли от конкуренции со стороны других государств. К тому же считается, что экономический союз с населением порядка 200 млн. человек может стать самостоятельным рынком, который вполне может обеспечивать национальную промышленность и сферу услуг необходимым для внедрения инноваций объемом капитала. Уже в 2011 году общее население стран-участников ЕАС составило 167,5 млн. человек. [13]

Однако, даже при  наличии ряда конкурентных преимуществ и перспектив для становления новой экономики, Россия достаточно серьезно отстает от других стран. Страна нуждается в принятии срочных мер по модернизации экономики.

 

5. Модернизация экономики России

Еще в 2000 году исполняющий  обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путин отметил, что  нашей стране необходима модернизация экономики.  В 2001 году В.В. Путин отметил, что программа модернизации уже подготовлена и даже приведена в исполнение. Это либеральная программа, которая учитывает интересы населения. Она призвана произвести реформы в налоговой системе, в частности, в снижении налогового бремени.

В период 2000-х гг. Россия взяла курс на технологическую модернизацию экономики. Она предполагала принятие ряда законов и решений, которые бы стимулировали приток государственных и негосударственных инвестиций для создания конкурентоспособных технологий.

Уже в 2012 году Д.А. Медведев отметил, что необходимо продолжать начатую модернизацию экономики. А В.В. Путин, во время церемонии инаугурации поддержал мнение Медведева.

В 2012 году В.В. Путиным  был издан указ об образовании  Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию РФ.

Очередным этапом модернизации экономики России стало  ее вступление в ВТО. Путин отметил, что это должно послужить стимулом к модернизации национальной экономики. [19]

Однако следует  отметить, что на сегодняшний день четкой программы по модернизации экономики России не существует. Чтобы ее создать, необходимо для начала задать цель, определить результаты, которые мы ожидаем увидеть после исполнения этой программы. Пока вся программа заключается в высказывании наших желаний и предположений.

 

5.1. Программа  по модернизации экономики России

В 2011 году Д.А. Медведев во время экономического форума в  Давосе обозначил главные направления  модернизации экономики страны. Среди  них: [19]

1) Приватизация крупных государственных активов. Медведев отметил, что в ближайшее время предполагается приватизация крупнейших предприятий некоторых секторов экономики, а также повышение эффективности их деятельности.

2) Организация  фонда, который посредством совместного  участия в инвестировании сократит риски инвесторов. Создание данного фонда, главным образом, направлено на развитие высокотехнологичных отраслей и энергетики.

3) Создание российского  финансового сектора, который  не предполагает введение специальных  налогов, а наоборот, предусматривает какие-то налоговые льготы и даже отмену некоторых налогов.

4) Создание новых  рынков с общими для всех  правилами функционирования. Это  направление было частично выполнено  при вступлении России в ВТО, а также вступление в Организацию экономического содружества и развития (ОЭСР). Сюда же можно отнести создание Евразийского Союза и планируемое создание Евро-Евразийского союза, который предполагает объединение экономических зон ЕАС и Евросоюза. [13]

5) Создание условий  для инновационной деятельности (например, разрешение на открытие при университете  предприятия с применением интеллектуальной собственности). Очень важным в этом этапе программы является создание «Сколково» – инновационного центра России. На его территории действуют особые экономические условия для предприятий, занимающихся модернизацией важных сфер российской экономики.

6) Ожидается  введение стандартов по эффективному  использованию энергии при разработке  новых проектов.

7) Создание действенного механизма по обмену технологиями. В данном случае речь идет об упоминаемом ранее экзогенном пути становления новой экономики, то есть путем приобретения технологий за рубежом.

8) Повсеместное  внедрение сети Интернет, развитие  Интернет-бизнеса в России.

9) Образование.  Медведев говорит о необходимости в высококвалифицированных кадрах, о создании привлекательной для иностранных граждан системы образования в России.

10) Осуществление  проектов, направленных на развитие  и обновление инфраструктуры.

Программа по модернизации экономики, предложенная Медведевым, разработана на основе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной в 2008 году. Данная концепция подразумевает постепенный рост удельного веса добавленной стоимости в сфере инноваций с существующих 12% до 17% к 2020 году. [1]

Рассмотрим некоторые мероприятия, осуществляемые в рамках программы по модернизации экономики России.

  1. В 2009 году начала работу Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. В рамках деятельности этой комиссии предполагается решение следующих задач:

- разработка  политики государства по модернизации  и технологическому развитию  экономики России;

- контроль деятельности органов власти федерального и местного уровней, а также частного сектора в области модернизации и технологического развития экономики;

- разработка форм и методов государственного регулирования. [3]

  1. В 2010 году было принято решение ввести универсальную электронную карту по предоставлению государственных услуг (УЭК). Предполагается, что УЭК станет заменой полисов медицинского и пенсионного страхования, студенческих и проездных билетов. В феврале 2012 года в некоторых регионах России уже началось введение этих карт.[16]
  2. Деятельность Федерального космического агентства Российской Федерации, которое запустило несколько проектов («Луна-Глоб», «Марс-500» и другие). Также к 2018 году запланировано создание новой стартовой площадки «Восточный» в Амурской области. [16]

Перспективными  высокотехнологичными отраслями в  России для новой экономики являются: космонавтика, оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика, нанотехнологии, микроэлектроника,  судостроение, авиационная промышленность; и секторы услуг: финансовый сектор, информационные и коммуникационные технологии. [10]

Предполагается, что центрами развития новой экономики  в России станут города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, области – Магаданская, Тюменская, Оренбургская, а также Пермский край, республики Башкирия, Татарстан, Чувашия и Ненецкий автономный округ. [16]

Программа по модернизации экономики России в современных  условиях имеет огромную значимость. Однако в ней есть много недоработок. В частности, для успешного становления новой экономики в России необходимо уделить внимание в программе следующим пунктам:

Информация о работе Есть ли место Новой экономике в России