Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:50, статья
Следует отметить, что документы по техническому регулированию, включающие в себя обязательные требования, должны соответствовать уровню научного и материально-технического развития страны, национальной экономики. При этом техническое регулирование должно проводиться в соответствии со следующими принципами (ст. 3 Закона):
- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единые система и правила аккредитации;
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента.
Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную и радиационную безопасность, взрывобезопасность и т.д.). Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и процессам являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Принципы технического регулирования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОЛОГОДСКИЙ
3 1. Общие сведения
о ФЗ «О техническом
9 3.1. Понятие, виды
и содержание технических
в силу Федеральный
закон РФ «О техническом регулировании»
определил новую систему
Формирование в
стране комплекса технических
Этот закон можно
назвать «Конституцией для
Все они будут
действовать до тех пор, пока их не
заменит соответствующий
Наглядным примером
технического регулирования является
решение Международной
Причем после вступления
в силу технических регламентов
обязательные требования стандартов перестают
быть обязательными и государственный
контроль (надзор) начинает осуществляться
за соблюдением требований технических
регламентов Кстати, в качестве основных
нормативных элементов технического регулирования
мировая практика определяет технические
регламенты, международные, национальные
и региональные стандарты, процедуры подтверждения
соответствия, аккредитацию органов сертификации
и испытательных лабораторий (центров),
контроль и надзор. И все-таки Федеральный
закон РФ «О техническом регулировании»
является идеологическим и рамочным. В
нем есть ряд неоднозначных посылок, которые
при определенных условиях могут ухудшить
нынешнее положение в этой области. Так,
некоторые разделы действующих ГОСТов
по стандартизации противоречат положениям
закона; нет четкого определения об участии
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в системах
отечественной и международной сертификации.
Однако в законе предусмотрен переходный
период длительностью семь лет, в течение
которых будут сосуществовать новые и
старые элементы технического регулирования
(т.
е. соответствующие
регламенты - документы, содержащие обязательные
правовые нормы и принятые соответствующим
органом исполнительной власти), и
стандарты. В полную же силу Федеральный
закон РФ «О техническом регулировании»
начнет работать после введения технических
регламентов и тогда Российская Федерация
выйдет на формирование Единого кодекса
законов о техническом регулировании.
2.Техническое регулирование 2.1.
Определение регулирования Техническое
регулирование является разновидностью
государственного регулирования, которое
предполагает использование юридических
инструментов для реализации целей социально-экономической
политики государства. В рамках государственного
регулирования происходит принуждение
индивидов или организаций к соблюдению
определенных обязательных требований
под угрозой официальных санкций со стороны
специализированных государственных
структур и органов.
В Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) под
государственным регулированием понимается
разнообразное множество инструментов,
с помощью которых государство устанавливает
требования к предприятиям и гражданам5.
Такое регулирование включает законы,
формальные и неформальные предписания
и вспомогательные правила, устанавливаемые
государством, а также негосударственными
организациями или организациями саморегулирования,
которым государство делегировало регуляторные
полномочия. В статье 2 ФЗ «О техническом
регулировании» дается следующее определение:
техническое регулирование - правовое
регулирование отношений в области установления,
применения и исполнения обязательных
требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, а также в области установления
и применения на добровольной основе требований
к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнению работ или оказанию
услуг и правовое регулирование отношений
в области оценки соответствия. Достаточно
упрощенно этот термин можно пояснить
так: техническое регулирование – обязательные
условия нефинансового характера для
предпринимательской деятельности, которые
устанавливает государство. Очевидно,
что характеристики продукции, процессы
производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации должны
иметь общие требования. То же самое относится
к выполнению всевозможных работ и услуг.
В понятие «техническое регулирование»
входят также и оценка соответствия продукции,
процессов, работ и услуг установленным
нормам, а также контроль за их соблюдением.
Кроме обязательных постулатов данный
термин включает в себя функции соблюдения
добровольных правил в той сфере деятельности,
которой занят предприниматель.
2.2. Принципы технического
регулирования На законе «О техническом
регулировании» отрабатывается новый
формат государственного регулирования
экономики в целом. Основной принцип технического
регулирования – законодательный уровень
всех ограничений, которые существуют
в отношении предпринимательской деятельности.
Поэтому декларирование в законе принципов
технического регулирования влечет необходимость
их реализации при организации технического
регулирования, разработке регламентирующей
документации и практической деятельности
предпринимателей в этой области. 1. Принцип
«применение единых правил установления
требований» означает, что требования
формулируются единообразно, независимо
от вида продукции или процесса, формы
собственности юридического статуса разработчика
технического регламента или стандарта,
предпринимателя, выпускающего продукцию
или оказывающего услугу. 2. Принцип «соответствие
технического регулирования уровню развития
национальной экономики, развития материально-технической
базы, а также уровню научно-технического
развития» показывает, что требования,
закладываемые в технические регламенты
и национальные стандарты, должны быть
выполнимыми с учетом достигнутого уровня
развития отечественной промышленности,
обеспеченности обладающими нужными свойствами
материалами и оборудованием, технологическими
процессами, необходимой информацией.
3. Принцип «независимость
органов по аккредитации, органов
по сертификации от
е. независимых от
физической или химической природы
контролируемых параметров, критериев
соответствия оцениваемых объектов установленным
требованиям. 6. Принцип «единство применения
требований технических регламентов независимо
от видов и особенностей сделок» декларирует
обязательность требований технических
регламентов независимо от того, на основе
каких договорных обязательств поставляется
продукция, оказывается услуга или выполняется
работа. 7. Принцип о недопустимости ограничения
конкуренции при осуществлении аккредитации
и сертификации запрещает возможность
создания преимуществ отдельным заявителям,
искусственного затормаживания решения
вопросов или их необоснованного ускорения.
8. Принцип недопустимости совмещения
полномочий органа государственного контроля
(надзора) и органа по сертификации разграничивает
сферы их деятельности.
В обязанности этих
органов входит контроль за сертифицированной
продукцией и другими сертифицированными
объектами, однако уровень этого
контроля различен: орган по сертификации
контролирует выполнение его решений,
а орган госнадзора контролирует
деятельность органа по сертификации,
проверяет, насколько точно выполняются
его решения. 9. Принцип недопустимости
совмещения одним органом полномочий
на аккредитацию и сертификацию вводит
запрет на возможность одной и той же организации
быть и исполнителем, и контролером своей
деятельности. 10. Принцип недопустимости
внебюджетного финансирования государственного
контроля (надзора) за соблюдением требований
технических регламентов отрицает возможность
влияния частного капитала на деятельность,
являющуюся по закону деятельностью государственного
органа. 3. Технические регламенты
3.1. Понятие, виды и содержание технических
регламентов Согласно статье 2 ФЗ
«О техническом регулировании» технический
регламент - документ, который принят международным
договором Российской Федерации, ратифицированным
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или федеральным
законом, или указом Президента Российской
Федерации, или постановлением Правительства
Российской Федерации и устанавливает
обязательные для применения и исполнения
требования к объектам технического регулирования
(продукции, в том числе зданиям, строениям
и сооружениям, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации). Принятие технических регламентов
направлено на защиту граждан и их имущества,
живой природы, а также на предупреждение
неправильных действий, которые могут
привести к нежелательным последствиям
для пользователей продукции.