Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:50, статья
Следует отметить, что документы по техническому регулированию, включающие в себя обязательные требования, должны соответствовать уровню научного и материально-технического развития страны, национальной экономики. При этом техническое регулирование должно проводиться в соответствии со следующими принципами (ст. 3 Закона):
- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единые система и правила аккредитации;
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента.
Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную и радиационную безопасность, взрывобезопасность и т.д.). Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и процессам являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Декларирование соответствия может осуществляться по двум схемам:
- на основании собственных доказательств;
- с участием третьей стороны.
Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации.
Существенные изменения
в связи с принятием Закона
претерпит государственный
Законом четко прописан порядок действий в случае установления фактов несоответствия продукции требованиям технических регламентов. Закон обязывает изготовителя, его представителя или продавца в случае обнаружения подобных фактов извещать орган государственного надзора. В течение десяти дней с момента получения такой информации производитель обязан провести проверку достоверности информации и, если она подтвердится, за счет собственных средств разработать программу, согласованную с органом контроля, по предотвращению причинения вреда. Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения таких мероприятий, то необходимо приостановить производство и реализацию продукции, отозвать товар с рынка и возместить убытки покупателям. В случае невыполнения изготовителем этих предписаний орган госконтроля, а также иные лица, которым стало об этом известно, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Если иск удовлетворен, суд обязывает ответчика отозвать продукцию и не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения покупателей через СМИ или иным способом. За нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия. Всю ответственность за несоответствие продукции техническим регламентам несет изготовитель или продавец, в случае если будет доказано, что продукция стала опасной из-за его неправомерных действий.
Новеллой принятого Закона является разделение ответственности между участниками рынка. Так, одно из "базовых" прав потребителей - знать, что продукция, которую им предлагают на рынке, вполне безопасна. Но в ряде развитых стран государство отвечает лишь за принятие законов, направленных на обеспечение безопасности продукции и услуг и на защиту потребителей от недобросовестной рекламы и маркировки, скрывающих истинное "лицо" продукции. Надзор и контроль за качеством продукции в значительной степени обеспечивают потребительские организации, независимые от органов власти, а также от тех, кто утверждает стандарты и проводит аккредитацию органов по сертификации и испытательных центров.
Закон, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос, кто в нашей стране будет отвечать за наличие на рынке некачественных товаров, ведь государство согласно закону уходит от ответственности. Президент Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) А.А. Аузан на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов по вопросам принятия Закона выразил уверенность, что эта проблема разрешится посредством саморегулирования рынка. То есть потребитель при приобретении товаров должен будет сам делать выбор, какой товар и какого производителя ему покупать. Тем самым из-за невостребованности с рынка в перспективе исчезнут некачественные товары, во что в реальности трудно поверить. Ведь практику разделения ответственности Россия переняла у европейских стран, где она сформировалась долгими годами конкуренции и развитым потребительским образованием, чего в нашей стране нет, да и неизвестно, когда будет.
Итак, Закон "О техническом регулировании" ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая добровольность стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты.
В западном цивилизованном понимании "добровольность" интерпретируется как необходимость и даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии поставщиков продукции или услуги, невозможна не только успешная деятельность, но и само существование организации. В отечественной интерпретации "добровольность" трактуется как необязательность исполнения каких-либо требований добровольных стандартов, как дозволенность поставки на рынок продукции любого, даже самого низкого качества. Разница между трактовками термина, как видно, принципиальная.
Указанная разница в интерпретации принципа добровольности может крайне негативно сказаться в ближайшем будущем на качестве продукции, реализуемой на российских рынках.
Одной из тенденций развития процесса подтверждения соответствия - постоянное смещение от обязательной сертификации в сторону декларирования (для упрощения процесса подтверждения соответствия и его удешевления). По мнению авторов, сегодня говорить о подобной тенденции несколько преждевременно. Это просто попытка плохого ученика перескочить из третьего класса сразу в десятый, минуя промежуточные, - зачем они ему! В данном случае: тише едешь, дальше будешь. Необходимо предварительно подготовить предприятия, продавцов, покупателей к подобному явлению, научить их ценить и отличать действительно качественное от низкопробного. Научить не терпеть плохого, предъявлять серьезные требования к производителям товаров и услуг и к торгующим организациям. И только в том случае, когда потребитель действительно научится выделять из общего числа товаров качественные, и если именно эти товары производятся одной и той же организацией, планку можно будет поднять выше. Только тогда можно будет "короновать" одного производителя и клеймить позором другого. Пока же наш неплатежеспособный потребитель берет все подряд, отдавая предпочтение тому, что подешевле. При таком рынке освобождение от обязательной сертификации или упрощение механизма ее проведения скорее будет на руку нечистоплотным дельцам, нежели действительно послужит идее высокого качества.
Совершенно необоснованным, по мнению авторов, является возведение технического регламента в ранг федерального закона. Фактически это означает возложение ответственности за техническое регулирование в стране на Государственную Думу.
Технический регламент в силу его специфичности - не предмет рассмотрения Государственной Думой. За жизнь, здоровье граждан, защиту их имущества, защиту государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды, флоры и фауны отвечает Правительство Российской Федерации. Это непосредственно входит в сферу его полномочий и обязанностей и отвечает интересам граждан России.
Кроме того, учитывая
некомпетентность большинства депутатского
корпуса в технических
Было бы целесообразнее, с точки зрения авторов, чтобы технические регламенты вводились в действие постановлениями Правительства Российской Федерации. Это значительно упростило бы процедуры разработки и принятия технических регламентов, сократило бы сроки введения их в действие. Престиж технического регламента от этого не пострадал бы, так как постановление Правительства РФ хоть и является подзаконным актом, но обладает высокой юридической силой и обязательно к исполнению на территории России. К тому же вся работа по техническому регулированию лежит на Правительстве РФ. Оно утверждает Программу разработки технических регламентов, которая ежегодно уточняется и публикуется; рассматривает внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона о техническом регламенте и готовит на него отзыв; устанавливает порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию. На Правительство РФ возлагается обязанность начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента. Правительство РФ - это субъект международных договоров, в том числе и тех, которыми предусматривается введение в действие технических регламентов.
Можно предположить, что рассмотрение технических регламентов окажется просто физически не под силу Государственной Думе. По предварительным данным, российский фонд должен насчитывать около 500 - 2000 технических регламентов (по различным публикациям данные не совпадают). Это значит, что Государственная Дума в течение семи лет ежегодно должна рассматривать около 100 - 300 законопроектов о технических регламентах, законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие технические регламенты, а также законопроекты, связанные с их отменой.
Подтверждением сложности
в процедуре разработки и принятия
технических регламентов
В Законе предусмотрена
ответственность за несоответствие
продукции и процессов
Подводя итоги, можно сделать вывод, что Закон при всей его значимости и актуальности не лишен недостатков и нуждается во внесении дополнений и изменений для их устранения.
Федеральный закон официально вступил в силу, однако до сих пор фактически не действует. Причины следующие:
- во-первых, отсутствуют технические регламенты, без которых не может функционировать подтверждение соответствия и аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий;
- во-вторых, Закон
по существу является
Таким образом, для функционирования Закона в переходный период и после его окончания целесообразно уже сейчас внести в него необходимые изменения и дополнения, а также сконцентрировать научные ресурсы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на разработке и своевременном представлении для принятия и утверждения нормативных правовых актов, устанавливающих процедурные вопросы применения правовых норм Закона, с тем чтобы сократить срок переходного периода и ускорить применение важного закона в экономике.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
(принят ГД ФС РФ 15.12.2002)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Законодательство
и экономика, N 5, 2004
1. Конституция РФ
(принята всенародным
2. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. – 1997. - № 51.
3. ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» ( в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 52 (ч. 1).
4. Постановление
Правительства РФ от 2 августа
2001 г. № 576 "Об утверждении
Основных требований к
5. Постановление
Правительства РФ от 1 июня 2004 г.
№ 260 "О Регламенте Правительства
Российской Федерации и
6. Комментарий к ФЗ «О техническом регулировании» (постатейный) – изд. 3 перераб. и доп./Под ред. Т.А. Гусева, Л.Е. Чапкевич. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 436 с.
7. Гусева
Т.А, Чапкевич Л.Е. «
8. Петрова Т.В.
«Техническое регулирование
9. Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. «Концепция правового обеспечения технического регулирования»//Журнал российского права. – 2006. - № 9. – 77 с.
10. Терещенко Л.К.,
Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю.
«Техническое регулирование на
современном этапе»//