Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа
Объектом курсового исследования являются теоретические, методические и организационные аспекты формирования, распределения и регулирования доходов населения.
Предметом исследования являются способы формирования доходов населения в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы является изучение источников, видов доходов населения, их динамики в Республике Беларусь, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к данной проблеме.
Введение……………………………………………...............................................4
1 Доходы населения и их источники………………………….……………..….5
2 Дифференциация доходов. Бедность и пути ее преодоления….………........9
3 Динамика доходов населения в Республике Беларусь…….……………...…19
Заключение….………………………………………………………..…….....….24
Список использованных источников………………..........................................26
а) ограничение
уровня оплаты труда руководителей, введение
прогрессивной
шкалы подоходного налога и ряда других
требований, направленных на
сужение самостоятельности, заинтересованности
и возможности
хозяйствующих субъектов по регулированию
заработной платы;
б) непомерно
большие расходы бюджетных средств на
финансирование
сферы обслуживания населения, других
организаций и учреждений (жилищно-
коммунальное хозяйство, силовые структуры,
образование и др.), что не
позволяет выплачивать данному персоналу
достойный размер заработной
платы;
в) придание
единой тарифной сетке ведущего регулятора
организации
оплаты труда, что привело к "уравниловке"
между стоимостью высоко- и
малоквалифицированного труда, занятостью
по отраслям экономики, снижению материальной
заинтересованности в построении экономики
знаний.
4.
Неоднозначная роль показателя "производительность
труда", когда, исходя из темпов
ее прироста, делается заключение
и об уровне оплаты труда.
При исчислении
Фактически, в бывшем СССР и в Республике Беларусь проводилась политика сдерживания роста заработной платы, что крайне негативно влияло на показатели эффективности и качества труда, а также в целом на экономическую ситуацию в стране. Расхожее мнение о высоком качестве трудовых ресурсов в нашей стране, скорее всего, являлось утверждением желаемого, а не отражением действительности. Ведь высокое качество труда должно характеризоваться высоким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, а этого не было ранее и не наблюдается сегодня. Для того чтобы обеспечить более сносное существование как в производственной, так и непроизводственной сферах, массовое распространение получило совместительство, совмещение профессий и должностей. В таких условиях высокая интенсивность труда и занятость работников не позволяют обеспечивать полноценное восстановление трудовой активности, а соответственно, и качество труда. Наблюдается интенсивная миграция трудовых ресурсов за пределы страны. Имеются также и другие факторы и стереотипы, которые негативно сказываются на формировании правильной политики в области оплаты труда применительно к рыночной экономике (равная оплата за равный труд, прогрессивная шкала налогообложения на величину заработной платы, отсутствие приоритетности по отраслям экономики, ведущим профессиям, должностям и др.). Задача состоит в их идентификации и постепенном устранении с тем, чтобы осуществлять действенную политику по сокращению большого разрыва между нашей страной и государствами ЕС в оплате труда, уменьшению теневых выплат. [3, с. 16]
Таким
образом, можно сделать вывод, что
неравенство в доходах
3
ДИНАМИКА ДОХОДОВ
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Для улучшения благосостояния населения государством принимается много решений, вводятся изменения в размерах номинальных доходов, совершенствуется система социальной помощи малообеспеченным гражданам, пенсионерам, молодежи. В этой главе рассмотрим динамику доходов населения в нашей стране.
В соответствия с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы была решена важнейшая задача - к концу 2005 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства достигла 261 долл. США в эквиваленте, а реальные денежные доходы в сравнении с 1990 г. увеличились на 75%, заработная плата - на 95%.
Между тем в рассматриваемом периоде имела место межрегиональная дифференциация уровней номинальной заработной платы. В 2006 г. в среднем по Республике Беларусь она составила 552,2 тыс. руб. Наибольшую имели работники г. Минска - 709,8 тыс. руб. (121,9% от среднереспубликанского уровня). Близкой к среднереспубликанской она была в Гомельской (97,5%) и Минской (96,3%) областях, наименьшей - в Могилевской 541,6 тыс. руб. (93%), Витебской - 537,6 тыс. руб. (92,3%) и Брестской - 518 тыс. руб. (88,8% от среднереспубликанского уровня). По данным Министерства статистики и анализа, в 2006 г. рост номинальной заработной платы в среднем по республике по сравнению с 2005 г. составил 125,6%. Несмотря на положительные в целом тенденции и выполнение целевых прогнозных показателей по повышению оплаты труда работников, на протяжении всего рассматриваемого периода сохранялась существенная межрегиональная дифференциация по уровню номинальной начисленной среднемесячной заработной платы. Максимальные и минимальные ее размеры по областям и г.Минску в 2001 г. различались в 1,45 раза (в 1990 г. - в 1,25 раза), к 2006 г. разрыв сократился до 1,37 раза. [1,с.57-58]
Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2006-2010 годах -дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, - позволила сохранить в 2008 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.
В 2008 году Правительство продолжало работать над достижением параметров и решением задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
В этих целях Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. № 656 были утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год. Постановлением Совета Министров от 4 января 2008 г. № 8 республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому были доведены основные целевые показатели прогноза на 2008 год.
Для обеспечения выполнения важнейших прогнозных параметров осуществлялась реализация Совместного плана действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденного постановлением Совета Министров и Национального банка от 31 января 2008 г. № 137/2.
В
завершающем периоде 2008 года экономика
республики вплотную столкнулась с
угрозами мирового финансового кризиса.
Правительство работало над сохранением
в стране экономической и политической
стабильности и итоги социально-
Выполнение
большинства важнейших
Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.
За 2006-2008 годы реальная заработная плата увеличилась на 41,9 процента, что выше, чем предусмотрено программой (на 27,1-30,7 процента).
Рост реальных денежных доходов населения в 2006-2008 годах (147,3 процента при задании по программе 124,8-128,9 процента) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 процента к уровню 2005 года (по программе - 130,7-134,9 процента), реализация платных услуг населению -138,9 процента (128,3-131,9 процента).
Таким
образом, положительная динамика социально-экономического
развития страны за 2006-2008 годы позволила
достичь значительных результатов
по выполнению Программы социально-
Темп роста реальных денежных доходов населения в январе-сентябре 2009 г. составил 102,8 процента к уровню соответствующего периода 2008 года (прогноз на год - 114-115 процентов).
В
январе-сентябре 2009 г. по сравнению
с соответствующим периодом 2008 года
номинальная начисленная
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 года увеличилась на 11,7 процента (по прогнозу - на 29,4 процента) и составила 767,5 тыс. рублей или 272,6 долл. США.
Реальная
заработная плата в целом в
республике за девять месяцев текущего
года к соответствующему периоду 2008
года увеличилась на 0,6 процента (прогноз
на 2009 г. - на 17 процентов).
Таблица
3 - Распределение населения по соотношению
уровня среднедушевых располагаемых
ресурсов с бюджетом прожиточного минимума
(по данным выборочного обследования
домашних хозяйств; в процентах).
1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Все
население
в том числе с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в соотношении с бюджетом прожиточного минимума, процентов: |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|
3,2 | 4,7 | 1,8 | 1,0 | 0,9 | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
|
3,8 | 4,7 | 1,9 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 0,4 | 0,3 |
|
14,2 | 14,3 | 8,9 | 5,2 | 4,0 | 3,4 | 1,9 | 1,7 |
|
17,2 | 18,2 | 14,5 | 10,7 | 7,4 | 7,1 | 5,4 | 3,9 |
ниже прожиточного минимума -всего | 38,4 | 41,9 | 27,1 | 17,8 | 12,7 | 11,1 | 7,7 | 6,1 |
|
17,7 | 15,9 | 15,4 | 13,4 | 8,3 | 7,5 | 5,5 | 4,4 |
|
12,7 | 11,7 | 13,8 | 12,6 | 11,1 | 10,1 | 8,9 | 7,2 |
|
9,4 | 9,2 | 11,3 | 11,8 | 11,8 | 10,0 | 9,4 | 8,2 |
|
6,4 | 6,6 | 8,7 | 10,9 | 11,6 | 10,5 | 9,3 | 8,6 |
|
4,8 | 4,4 | 6,9 | 8,0 | 9,3 | 10,0 | 8,5 | 8,2 |
|
3,5 | 3,0 | 4,4 | 7,7 | 7,4 | 8,2 | 8,3 | 8,7 |
|
2,8 | 2,8 | 4,3 | 6,3 | 9,0 | 9,6 | 10,3 | 10,7 |
|
2,4 | 2,2 | 4,2 | 5,2 | 8,9 | 9,7 | 12,4 | 13,2 |
|
1,4 | 1,3 | 2,9 | 4,3 | 6,6 | 8,4 | 11,8 | 15,1 |
|
0,8 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 3,3 | 4,9 | 7,9 | 9,9 |
выше прожиточного минимума -всего | 61,6 | 58,1 | 72,9 | 82,2 | 87,3 | 88,9 | 92,3 | 93,9 |
Примечание - Источник: [9, с. 167]
По данным таблицы 3 можно сделать выводы, что количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, значительно уменьшилось с 1995 года и в 2008 году составляло 6,1 %. Увеличилось также и количество населения с доходами выше прожиточного минимума (в 2008 г. составляло 9,9%).
В сфере пенсионного обеспечения в феврале, мае, августе и ноябре 2009 г. в соответствии с законодательством проиндексированы минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В январе-октябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5 процента и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1 процента и составил 232,6 тыс. рублей.
В целях поддержания уровня материального обеспечения пенсионеров принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 г. № 524 «О повышении трудовых пенсий», предусматривающий повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5 процента.
Пособия семьям с детьми в январе-июне 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличились на детей в возрасте до трех лет на 7,4%, на детей старше трех лет - на 17,4% и составили 188,7 и 70,7 тыс. руб. соответственно. Однако темп роста пособий семьям с детьми в первом полугодии 2009 г. не достиг величины, прогнозируемой на текущий год.
Президентской программой «Дети Беларуси» и Национальной программой демографической безопасности в 2009 г. предусмотрено увеличить размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 100% бюджета прожиточного минимума. Подготовлен соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь, принятие которого в реальных экономических условиях усилит социальную поддержку семей с детьми.
В соответствии с новым законодательством в первом полугодии 2009 г. для многодетных семей установлены льготные кредиты на строительство или приобретение жилых помещений в размере 1% годовых (вместо 3%). Кроме того, предусматривается предоставление в 2009-2010 гг. малообеспеченным гражданам кредитов на потребительские нужды для приобретения товаров длительного пользования. Государство за счет средств республиканского бюджета возьмет на себя обязательства по компенсации потерь банков от выдачи льготных кредитов. Они будут выдаваться в белорусских рублях сроком до трех лет с уплатой 10% годовых за пользование.