Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсового исследования являются теоретические, методические и организационные аспекты формирования, распределения и регулирования доходов населения.
Предметом исследования являются способы формирования доходов населения в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы является изучение источников, видов доходов населения, их динамики в Республике Беларусь, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к данной проблеме.

Содержание

Введение……………………………………………...............................................4
1 Доходы населения и их источники………………………….……………..….5
2 Дифференциация доходов. Бедность и пути ее преодоления….………........9
3 Динамика доходов населения в Республике Беларусь…….……………...…19
Заключение….………………………………………………………..…….....….24
Список использованных источников………………..........................................26

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 130.27 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: [9, с. 166] 

  Ни  одной экономической системе  не удалось ликвидировать неравенства  доходов и богатства семей. Поскольку  способности у людей различны, их труд имеет разную ценность, что  влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, т.е. различие в доходах.

Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране. Поэтому практически все  развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. 
 
 

     Для решения этой задачи существует метод, названный в честь его создателя - «метод построения кривой Лоренца» (Рисунок  1).

 

      Рисунок 1 - кривая Лоренца Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10, с. 750] 

Эта кривая позволяет увидеть, насколько реальное распределение доходов страны между  семьями отличается от абсолютного  равенства и абсолютного неравенства. Для ее построения нужны данные о  том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

  «Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» — на оси  ординат. Теоретическая возможность  абсолютного равного распределения  дохода представлена биссектрисой, она  указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий  процент дохода. Это значит, что  если 20% всех семей получают 20% от всего  дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие  точки будут расположены на биссектрисе.

  Кривую  Лоренца можно использовать, чтобы  сравнивать распределение доходов  в различные периоды времени, или в различных странах, или  между различными группами, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

  Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

  Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент  фондов (Кg), - это соотношение между средними доходами  10 % наиболее богатого населения (d10) и 10 % наименее обеспеченного (d1):

                     Кg= d10 / d1 

  Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.

  В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах – России, Украине, Литве  и Польше – соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8. [11, с.288]

  Для оценки дифференциации доходов широко используется децильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и наименее обеспеченных граждан. Мировая практика показывает, что предельно критическое соотношение 10 % самых богатых и 10 % самых бедных групп населения не должно превышать отношения 10:1.

  Количественно степень неравенства в распределении  доходов можно вычислить с  помощью индекса Джини, выведенного  итальянским статистиком К. Джини (1884 — 1965). Этот индекс позволяет оценивать  неравенство в распределении  общего фонда денежных доходов (потребления) в обществе (между людьми и домохозяйствами). В отличие от коэффициента дифференциации этот показатель рассчитывают не путем  сравнения денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп  населения в совокупном объеме денежных доходов. Данный показатель изменяется в границах от 0 до 100: чем равномернее  распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джини (ближе к 0). И наоборот, чем выше величина индекса Джини (ближе к 100), тем  меньше доля национального дохода сосредоточена  у бедных слоев населения. [12, с.52]

  С неравенством доходов связана проблема бедности. Существует несколько подходов к ее оценке: определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными условиями  развития данного общества; определяется минимум физических и общественных потребностей; используются опросы населения. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. В некоторых странах "порог бедности" составляет 40 — 60 % от уровня среднего дохода взрослого человека.

  По  мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10 % . Изменения  уровня прожиточного минимума в Беларуси представлены в таблице 3. Из таблицы видно, что с каждым годом его уровень увеличивается.

   К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые группы населения, как молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, занятые на низкооплачиваемой работе или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государства в отношении этих категорий граждан направлены на обеспечение их прожиточного минимума. 

      Таблица 3 - Бюджет прожиточного  минимума (в среднем на душу  населения; рублей в месяц). 

     
       Все население В том  числе по социально-демографическим  группам населения
 
 
Трудоспособ-  ное население
пенсионеры дети в

возрасте до 3 лет

  дети  в возрасте от 3 до 16 лет
2000 г.                                   
       23646 25145 19390 18647 25526
II квартал 29872 32001 24799 22923 32199
III квартал 35480 37281 29179 27675 38471
IV квартал 37996 40160 31276 30701 41140
    2005 г.                                   
I квартал 139230 151690 121570 121740 151980
II квартал 146150 157360 124200 125820 162400
III квартал 150800 165060 133200 128200 176190
IV квартал 158120 174410 140120 131840 182190
    2006 г.                                   
I квартал 162500 179470 143870 137510 188690
II квартал 169600 186520 148830 141840 198000
III квартал 165790 183720 147390 141180 193120
IV квартал 170500 188790 150990 144850 198380
    2007 г.                              
I квартал 179100 197690 158640 151830 207550
II квартал 185360 203770 162110 158070 220420
III квартал 185670 206160 165400 157890 219080
IV квартал 200080 221420 176650 168900 234810
    2008 г.                                   
I квартал 209680 231160 184910 179650 248830
II квартал 224700 246210 196080 190660 266310
III квартал 223660 245270 195780 191470 265100
IV квартал 234370 256550 204370 200130 278110

 

           Примечание - Источник: [9, с. 165]

    

     Как определить, беден человек или  нет? Для ответа на этот вопрос разработан такой показатель, как черта бедности, отражающий доход, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный  уровень жизни.

    Западные специалисты высказывают  различные точки зрения по  поводу мер борьбы с бедностью.  Одни полагают, что программы  по борьбе с бедностью следует  расширять; другие полагают, что  их необходимо сокращать, ибо  подобные программы носят дестимулирующий эффект и усиливают напряженность государственного бюджета. В этом отношении важное значение имеет хорошо налаженная система поддержания уровня доходов. В США она состоит из двух видов программ: программы социального страхования, частично возмещающего потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей; программы государственной помощи, или благотворительные программы, предоставляющие помощь тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственными благотворительными программами.

    В Республике Беларусь также складывается хорошо налаженная система социальной защиты бедных слоев населения создание адресной системы социальной защиты; упорядочение льгот, надбавок, доплат, выплачиваемых за счет средств предприятии и организаций; уточнение стоимости "потребительской корзины" с учетом динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики; регулярный пересмотр минимальной заработной платы; совершенствование оплаты труда; определение критериев отнесения граждан к малоимущим группам населения; разработка механизма выявления, учета малоимущих граждан, находящихся по объективным причинам за чертой бедности, и т.д.

  С проблемой дифференциации доходов  связана и мотивация труда. В литературе различают разные классы мотивов. Так, выделяют физиологические мотивы (потребности в еде, тепле и т.п.); мотивы безопасности, связанные с желанием людей удовлетворить потребности в стабильности своего существования; мотивы принадлежности и причастности (потребности человека в дружественных отношениях, причастности к коллективу и т.д.); мотивы признания и самоутверждения (желание людей быть компетентными, уверенными в себе и т.д.); мотивы самовыражения (стремление человека к более полному использованию своих знаний, способностей).

  В развитых странах имеется положительный  опыт мотивации труда. За последние  годы в США, Европе, Японии стали  популярными социальные (групповые) проекты организации труда, существенно  стимулирующие интерес к нему.

  По  мнению экономистов, дифференциация номинальных  доходов, поступающих в семьи  трудящихся с переходом к рыночным отношениям, будет возрастать. Необходимо, чтобы сдвиги в дифференциации номинальных  доходов, которыми располагают семьи  трудящихся, строго соответствовали  динамике и структуре реальных доходов. Это достигается, во-первых, путем насыщения потребительского рынка, установления соответствия между денежными доходами, с одной стороны, и товарами и услугами — с другой; во-вторых, в результате обеспечения единой покупательной способности денежных доходов всех социальных групп населения; в-третьих, за счет устранения необоснованного перераспределения реальных доходов между отдельными группами населения, особенно через систему коммерческих рынков.

  Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что независимо от особенностей различных стран рациональное распределение  должно осуществляться не через уравнение  доходов, а через такую дифференциацию, которая бы вызывала к жизни высокие  стимулы к росту эффективности  труда. Необходимость сохранения стимулов для производства продукции и  дохода и обеспечения на этой основе эффективности функционирования экономики  выступает основным аргументом в  пользу усиления дифференциации доходов  населения.

  И все-таки следует отметить низкий уровень  средней заработной платы у нас  в стране. Готовится задача довести  ее в 2010 г. до 500 дол. США в месяц. Величина оплаты труда за 2007 г. в ведущих  странах ЕС была выше в 10 и более  раз, и даже в государствах, недавно  вступивших в сообщество (Польша, Литва, Латвия, Эстония), она выше в 2 — 3 раза. При относительно небольшом различии в розничных ценах на товары и  оказываемые услуги это обусловливает  более низкий уровень жизни населения  в Республике Беларусь.

Причин  такой ситуации много. Некоторые  из них имеют как объективный  характер, так и во многом обусловлены  проводимой политикой в области  регулирования заработной платы. Рассмотрим наиболее значимые.

  1. Придание приоритетной роли в экономическом развитии материальным, топливно-энергетическим ресурсам, средствам производства, изделиям оборонного назначения, другим предметам материального характера. Человеческий фактор рассматривался как менее существенный, не требующий особого внимания при формировании и функционировании. Удельный вес расходов в себестоимости продукции, связанных с человеческим капиталом в СССР, составлял не более 20 % от их общей величины. Предметы потребления выпускались по остаточному принципу. Однако и такой относительно небольшой объем не удовлетворял ограниченный покупательный фонд населения, что приводило к постоянному дефициту товаров, процветанию коррупции и т.д. Между тем величина расходов на оплату труда для достижения равновесия между спросом и предложением товаров по всей цепочке технологического процесса с учетом кооперации производства теоретически должна составлять в среднем 50 %, что и имеет место в большинстве развитых государств мира. Такое же положение с расходами на человеческие ресурсы сохраняется и в Республике Беларусь, оно даже усугубилось в 90-х гг. прошлого столетия, когда в условиях высокой инфляции органами государственного управления проводилась политика по ограничению уровня зарплаты, рост которой, скорее всего, ошибочно считался главной причиной инфляции. Сложившееся неблагоприятное соотношение между элементами в структуре национальной экономики в своей основе обусловливает существенное снижение доходов, а следовательно, и уровня жизни населения по сравнению с другими государствами.
  2. Низкий уровень оплаты труда не стимулирует научно-технический прогресс — основной фактор развития, поскольку нанимателям целесообразнее экономически содержать дополнительную численность, чем осуществлять внедрение современных технологий, проводить научные разработки и т.д. Это в существенной мере уменьшает конкурентоспособность производимой продукции, которая, к тому же, нередко реализуется на внешних рынках по заниженным ценам. Излишняя численность работающих, ограниченное поступление средств от внешнеэкономической деятельности также являются существенными факторами уменьшения доходов персонала;
  3. Сохранение чрезмерной роли органов государственного управления в регулировании оплаты труда, в том числе:

Информация о работе Доходы населения