Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсового исследования являются теоретические, методические и организационные аспекты формирования, распределения и регулирования доходов населения.
Предметом исследования являются способы формирования доходов населения в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы является изучение источников, видов доходов населения, их динамики в Республике Беларусь, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к данной проблеме.

Содержание

Введение……………………………………………...............................................4
1 Доходы населения и их источники………………………….……………..….5
2 Дифференциация доходов. Бедность и пути ее преодоления….………........9
3 Динамика доходов населения в Республике Беларусь…….……………...…19
Заключение….………………………………………………………..…….....….24
Список использованных источников………………..........................................26

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 130.27 Кб (Скачать)

   Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты  на удовлетворение социально-культурных потребностей.

   В силу этих обстоятельств закон заработной платы является эластичным экономическим  законом, так как уровень дохода работника может изменяться. Размеры  заработка работников зависят также  от уровня их квалификации. Размер дохода работника во многом зависит от степени  развитости экономических и социальных условий, имеющихся в той или  иной стране. Национальные различия в  величине заработной платы работников зависят от научно-технического уровня производительных сил и эффективности  общественного труда, степени развитости рабочей силы, достигнутого общественно-нормального  качества жизни и иных факторов.

   Доходы  от продажи продуктов  сельского хозяйства  включают все виды поступлений при ее реализации в форме государственных закупок, потребительской кооперации и др. Их размер находится в прямой зависимости от объемов и видов производимой сельскохозяйственной продукции, уровня цен на внешнем и внутреннем рынках. Для Республики Беларусь имеются большие резервы по наращиванию производства, учитывая благоприятные климатические условия, наличие объемного внешнего рынка, прежде всего в регионах Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других субъектов Российской Федерации. Между тем имеются и большие проблемы развития данного сектора, особенно в отношении индивидуальных товаропроизводителей, фермерских хозяйств, что обусловлено стремлением к сохранению сложившейся "колхозно-совхозной" системы, недостаточной поддержкой частного сектора, диспаритетом действующих цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, влиянием других факторов.

   Социальные  трансферты имеют самый широкий спектр видов поступлений, в том числе из бюджета, специальных фондов, спонсорской помощи и др. Как правило, выплачиваются гражданам, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут самостоятельно зарабатывать доходы или их размер является недостаточным для обеспечения приемлемого, по принятым стандартам, существования. Это, прежде всего, пенсии, стипендии, пособия и другие специальные выплаты, которые составляют сравнительно большой удельный вес в общей величине доходов населения. Их абсолютное значение зависит в первую очередь от суммы имеющихся финансовых ресурсов и проводимой политики каждой из стран по условиям их предоставления. В Республике Беларусь неоднократно пересматриваются размер и порядок таких выплат как в сторону либерализации, так и ужесточения. Однако, как и применительно к доходам от заработной платы, их абсолютный уровень остается низким. Например, размер пенсий существенно меньше, чем в развитых странах. Возможности по сокращению образовавшегося разрыва заключаются в формировании большего объема финансовых средств на цели пенсионного обеспечения, в увеличении продолжительности трудовой деятельности   населения,   при   этом,   по   образцу   других   государств, определении ее одинаковой как для мужчин, так и женщин, в реализации других мероприятий по реформированию пенсионной системы и различных социальных выплат.

   Поступления из финансовой системы  — это ссуды банков, возмещение по государственному страхованию, проценты по вкладам и др. [3, с. 16] Размеры таких выплат будут тем больше, чем богаче станет государство и его население, когда больший удельный вес в расходах граждан займут сбережения, т.е. в определенной мере эти выплаты зависят от массы финансовых ресурсов, осуществляющих оборот в национальной экономике.

   Доходы  от собственности  определяются наличием и возможностями ее реализации как у субъектов хозяйствования, так и населения страны. По мере развития процессов приватизации и в целом экономической ситуации следует ожидать и роста поступления доходов по данному направлению.

   Прочие  доходы носят также разнообразный характер. За последние годы среди них возрос удельный вес доходов от трудовой деятельности за пределами страны и прежде всего в Российской Федерации, ведения приграничной торговли. Учитывая большую возможность получения доходов от работы за границей, чем в Республике Беларусь, от ведения полунелегальной торговой деятельности, их величина, скорее всего, будет иметь тенденцию к росту.

   На  динамику денежных доходов населения  оказывают влияние изменения  в вышеперечисленной структуре. Оплата труда остается основным фактором, влияющим на рост денежных доходов  населения, и, следовательно, на улучшение  условий жизнедеятельности людей. Повышение заработной платы как основного источника доходов работника, увеличение ее доли в последних и рост ее покупательной способности имеют важное социально-экономическое значение для решения таких задач, как повышение качества рабочей силы и сокращение малообеспеченности. 
 
 

   2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ.  БЕДНОСТЬ И ПУТИ  ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ 

   Дифференциация  доходов населения, один из важнейших  социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности  распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения  определяются господствующими производственными  отношениями.

   Дифференциация  индивидуальных доходов проявляется: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступлений  из личного подсобного хозяйства  и от индивидуальной трудовой деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей, предопределяющих не только уровень среднедушевого дохода, но и процессы межпоколенного распределения доходов внутри больших семей; в возможности поступлений доходов от неконтролируемого их перераспределения. [7, с.97]

   Инструментом  дифференциации основной формы доходов  — заработной платы — выступает  тарифная система. Ее применение позволяет  установить разную оплату труда в  зависимости от характера, качества и условий работы, определить размер заработной платы в различных  отраслях производства и районах страны. За рубежом наряду с тарифной системой при определении заработной платы учитывают, сколько выплачивают конкуренты за такой же объем работы, каковы уровень стоимости жизни, нормы государственного регулирования в этой области, а также финансовое положение фирмы.

   Исходным  уровнем дифференциации заработной платы должен быть ее минимум. Еще  в 30—50-е гг. XX в. государство в  Западных странах взяло на себя обязанность  устанавливать минимальный уровень  заработной платы. Сегодня законодательством  многих стран предусматривается  необходимость определения минимального размера заработной платы и его  обязательного соблюдения для всех работодателей.

   Минимальная заработная плата - это социальная норма, она представляет собой низшую границу  стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Основными критериями минимума заработной платы являются:

   1)потребности  работника и его семьи с  учётом общего уровня заработной  платы в стране, социальных выплат;

   2)факторы  экономического характера (уровень  и темпы роста национального  дохода, уровень занятости, платёжеспособный  баланс страны).

   Введение  минимума заработной платы преследовало несколько целей. Первая - это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая - повышение самых  низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья — поддержка социальной политики в области перераспределения национального дохода.

   Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

  1. защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;
  2. установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

   3) установление базы структуры заработной платы;

   4) установление минимума заработной платы в качестве инструмента 
макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: 
регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов. [8, 
с.94]

   Две первые системы связаны с установлением  минимума заработной платы по отдельным  отраслям и профессиям, а две другие - системы общего применения.

   По  заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная  заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип  соблюдается, а в некоторых даже превышается рекомендуемый норматив. [8, с.95]

   Повышения минимальной заработной платы можно  достичь путём постепенного приближения  её значения к величине прожиточного минимума или путём снижения норматива  потребления. Если повысить уровень  минимума зарплаты без увеличения спроса на рынке труда, то это приведёт к  снижению численности занятых, к массовым увольнениям, к резкому увеличению безработицы. Другой путь - это развитие производства, инвестирование, структурная перестройка экономики. Это повысит занятость, а, следовательно, и доходы.

   В последнее время используется термин «располагаемые ресурсы домашнего  хозяйства». Они исчисляются как  сумма валовых доходов домашних хозяйств, включающая наряду с денежными  средствами условно исчисленную  стоимость потребленной продукции  собственного производства и натуральных  трансфертов, а также привлеченных накопленных ранее средств, сумм и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашних хозяйств в течение  учетного периода обследования). Уровень  среднедушевых располагаемых ресурсов в Республике Беларусь представлен  в таблице 2.Заметим, что самое  большое количество людей (по республике - 19,2%) получают доход от 400,1-500,0 тыс. руб. в месяц. А меньше 150,0 тыс. руб. получают только 0,9% населения нашей страны.

   В начале XX в. итальянский экономист В. Парето установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях. Так же он доказал, что равновесие лишь тогда существует, когда устанавливается не только равновесие спроса и предложения, но и равновесное благосостояние участников рыночных отношений. Это идеал рынка, названный оптимумом Парето, в котором не только сбалансирован обмен, но и растет благосостояние всех его участников. Оптимум Парето или его критерий благосостояния гласит: любое изменение, которое никому не повредит и улучшит положение некоторых, следует рассматривать как общее улучшение. Но в реальной практике материальной формы оптимума Парето нет. 

   Таблица 2 - Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых  ресурсов в 2008 году. 

  
    Всего по

республике

      В том числе
        города и  поселки

городского  типа

сельские

населенные

пункты

  Все население 100 100 100
в том  числе с уровнем среднедушевых  располагаемых ресурсов в месяц, тыс. руб.:

   0- 150,0

0,9 0,5      1,6
    150,1 -200,0
2,9 2,2      4,6
    200,1 -250,0
4,5 3,4     6,8
    250,1 - 300,0
7,6 6,9     9,4
    300,1 -400,0
18,8 17,7        21,4
    400,1 - 500,0
19,2 18,4        21,0
    500,1 - 600,0
14,1 14,5        13,1
    600,1 - 700,0
10,8 11,9     8,4
    700,1 -800,0
7,6 8,3     5,9
    800,1 -900,0
4,4 5,0     3,0
    900,1 - 1000,0
2,8 3,3    1,8
    1000,1 - 1200,0
ЗД 3,6    2,0
    1200,1 - 1500,0
1,9 2,5    0,6
    более 1500,0
1,4 1,8    0,7

Информация о работе Доходы населения