Доходы населения и принципы их распределения среди населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Политика доходов населения, осуществляемая обществом, представляет собой наиболее важную часть общей социально-экономической политики, так как показатели доходов населения являются характеристиками уровня жизни и экономическими характеристиками одновременно. Номинальные и реальные доходы, а также размеры и динамика основных доходов отдельных групп населения, таких, как заработная плата, пенсии или стипендии, позволяют судить об уровне жизни и его динамике.

Содержание

РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения 6
1.1.Экономическая природа доходов населения 6
1.2.Виды доходов и их содержание 9
2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 13
2.1 Справедливость распределения в рыночной экономике. Концепции справедливости 13
2.2 Измерение неравенства распределения доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
3.Анализ динамики и структуры доходов населения Республики Беларусь 17
3.1. Динамика и структура доходов населения 17
3.2.Законодательное установление минимума заработной платы 23
3.3.Законодательное установление прожиточного минимума 25
3.4.Государственное установление тарифной ставки первого разряда 26
3.5. Основные направления совершенствования политики белорусского государства в области доходов 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

dokhody_naselenia_ispravlennaya_12.docx

— 191.43 Кб (Скачать)

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, Правительством ежеквартально  утверждается бюджет прожиточного минимума в ценах последнего месяца предыдущего  квартала. Законом определено, что  бюджет прожиточного минимума как социальный норматив предназначается для:

  • Анализа и прогнозирования уровня жизни населения;
  • Оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
  • Обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

При анализе  и прогнозировании уровня жизни  населения бюджет прожиточного минимума используется для оценки уровня доходов  населения: размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат; определения уровня и масштабов  малообеспеченности; прогнозирования  процессов социально-экономического развития. Прожиточный минимум является основой для установления минимальных  социально-трудовых гарантий: размера  оплаты труда, пенсий по возрасту, стипендий, пособий.

Постановлением  Совета Министров №698 от 27 июля 2012 года утверждены   следующие размеры  бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения и по основным социально-демографическим  группам в ценах июня 2012 года в  расчете на один месяц на период с 1 августа по 31 октября 2012 года:

  • в среднем на душу населения – 843 870 руб.;
  • для трудоспособного населения – 923 320 руб.;
  • для пенсионеров – 697 280 руб.;
  • для детей-студентов – 855 280 руб.;
  • для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 890 460 руб.;
  • для детей в возрасте до 3 лет – 707 750 руб.[26]

 

3.4.Государственное установление  тарифной ставки первого разряда

 

Наиболее  важным элементом государственного регулирования заработной платы  является формирование эффективной  системы тарифной оплаты труда, основное назначение которой состоит в  том, чтобы обеспечивать дифференциацию зарплаты в зависимости от отъективных  различий в содержании и условиях выполнения работы, а не от индивидуальных результатов труда.  

Установление  тарифной сравки является проявлением  стимулирующей функции заработной платы. Она устанавливает количественную зависимость между размерами  ее и результатами (количеством, качеством) труда работников. Реализуется данная функция посредством объединения  норм труда и норм оплаты в конкрентые системы заработной платы, которые, базируясь на нормах труда (выработке, затратах времени, расходовании вещественных ресурсов в процессе труда и т.д.) и нормах оплаты (тарифных ставках, расценках, шкалах премирования и т.п.), обеспечивают изменение уровня заработной платы в зависимости от индивидуальных и коллективных результатов труда  работников. Установление конкретной системой оплаты соответствие между  ее размером и нормой труда представляет собой цену единицы труда.

Реализуется стимулирующая функция заработной платы посредством дифференциации уровня оплаты труда в соответствии с критериями его производительности и эффективности.

Тарифная  ставка первого разряда, применяемая  для оплаты труда работников бюджетной  сферы, устанавоивается постановлением Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

С 1 сентября 2012 года тарифная ставка первого разряда  для оплаты труда работников бюджетных  организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых  приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций повысилась  на 7,1% до 225 тысяч белорусских рублей. 

Рост  тарифной ставки первого разряда  позволяет повысить заработную плату  бюджетной сферы в среднем  на  6,1. C 1 января 2012 года тарифная ставка первого разряда была повышена на 25% - до 200 тысяч руб., с 1 мая на 5% - до 210 тысяч руб. [27]

 

 

3.5. Основные  направления совершенствования политики белорусского государства  в области доходов

В ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой  продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность  продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается  объем привлечения в экономику  прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий  и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011–2015 годах  будет направлена на решение указанных  проблем и преодоление ограничений  экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.  главной целью является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 – 1,76 раз.

Важнейшими  задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов  денежных доходов населения и  обеспечение эффективной поддержки  социально уязвимых категорий граждан.

Политика  государства в области доходовбудет направлена на:

  • повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
  • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный  рост заработной платыбудет обеспечен путем:

  • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области  пенсионного обеспеченияосновными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимы:

  • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
  • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
  • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
  • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение  поставленных задач будет содействовать  финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям  уровне.

В условиях рыночных отношений в первую очередь  будет оказываться поддержкатем, кто в силу своего социально-экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации.

Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными  задачами социальной защиты населенияявляются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности социальной поддержкинаселения будет обеспечено путем:

  • усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • повышения адресности оказания социальной помощи;
  • внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
  • создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
  • улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные  меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов  населения в 1,7 – 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 – 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан [28].

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2012  году

будет направлена на формирование условий для сбалансированного  развития

экономики, снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической  политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду  с достижением цели денежно-кредитной  политики Национальный банк и Правительство  Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне,  обеспечивающем экономическую безопасность страны. 

С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних)  в иностранной валюте и привлечения  прямых иностранных инвестиций в  экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные  резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного  фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США согласно приложению.[29]

Министерство  финансов Беларуси завершило подготовку проекта основных направлений бюджетно-налоговой  политики на 2011-2013 годы.  Продолжится  реализация мер социальной защиты населения, будет обеспечен рост реальной заработной платы в бюджетной сфере [25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оплата  труда занимает особое место в  структуре  доходов населения  и приоритетах социальной политики, что обусловлено, прежде всего, ее значимостью  для обеспечения жизнедеятельности  человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. Заработная плата  определяет уровень и качество жизни  населения, социальное положение в  старости, здоровье, возможности образования, культурного развития, социального  статуса людей.

С экономических  позиций главной характеристикой  достойного уровня жизни являются доходы населения и их основной источник заработная плата, величина которой определяет степень удовлетворения потребностей людей, возможность обеспечить себя жильем, транспортом, удовлетворять свои не только материальные, но и духовные потребности. Кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения является приоритетным направлением совершенствования механизма регулирования уровня жизни населения. Важно, чтобы при решении этой задачи учитывались особенности экономического развития и специфические задачи и проблемы каждого региона и страны в целом.

В результате проведенного анализа  можно сформулировать следующие  выводы.

Доходы  населения рассматриваются как  основной фактор роста благосостояния людей. Доходы населения можно рассматривать  как:

  1. подсистему, входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;
  2. доходы населения представлены как сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;
  3. доходы населения это целостная система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающая сложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования и регулирования;
  4. рассмотрение доходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что от их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, качество жизни и поведение людей в обществе;
  5. регулирование доходов населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения среди населения