Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:34, курсовая работа
Политика доходов населения, осуществляемая обществом, представляет собой наиболее важную часть общей социально-экономической политики, так как показатели доходов населения являются характеристиками уровня жизни и экономическими характеристиками одновременно. Номинальные и реальные доходы, а также размеры и динамика основных доходов отдельных групп населения, таких, как заработная плата, пенсии или стипендии, позволяют судить об уровне жизни и его динамике.
РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения 6
1.1.Экономическая природа доходов населения 6
1.2.Виды доходов и их содержание 9
2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 13
2.1 Справедливость распределения в рыночной экономике. Концепции справедливости 13
2.2 Измерение неравенства распределения доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
3.Анализ динамики и структуры доходов населения Республики Беларусь 17
3.1. Динамика и структура доходов населения 17
3.2.Законодательное установление минимума заработной платы 23
3.3.Законодательное установление прожиточного минимума 25
3.4.Государственное установление тарифной ставки первого разряда 26
3.5. Основные направления совершенствования политики белорусского государства в области доходов 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
1899,78 |
промышленность |
745,6 |
957,7 |
1049,1 |
1315, 02 |
2093,41 |
сельское хозяйство |
429,6 |
563,1 |
674,7 |
840, 06 |
1331,23 |
лесное хозяйство |
660,6 |
783,3 |
768,1 |
1297,74 |
2094,61 |
строительство |
856,9 |
1124,6 |
1307,6 |
1497,47 |
2093,39 |
транспорт |
767,2 |
918,3 |
1048,7 |
1327,85 |
1967,98 |
Связь |
782,8 |
977,3 |
1149,0 | ||
торговля и общественное |
554,4 |
698,4 |
816,2 |
1041,94 |
1669,45 |
операции с недвижимым |
671,7 |
848,0 |
1009,9 |
1501,25 |
2320,24 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
657,8 |
802,1 |
906,2 |
1041,46 |
1663,97 |
здравоохранение, физическая |
601,2 |
716,1 |
796,8 |
961, 95 |
1573,78 |
образование |
548,1 |
635,2 |
702,4 |
893,32 |
1493,23 |
культура и искусство |
540,6 |
640,9 |
709,0 |
1086,19 |
1808,36 |
наука и научное обслуживание |
994,5 |
1246,7 |
1390,0 |
1777,23 |
2653,62 |
Источник: [22]
Данные таблицы свидетельствуют, что на протяжении последних пяти лет во всех отраслях экономики номинальная начисленная заработная плата изменялась в сторону увеличения. Наибольший рост номинальной заработной платы наблюдается в таких отраслях экономики, как: промышленность, строительство, по операциям с недвижимым имуществом. Это связано с возрастающим спросом на продукты данных отраслей. Отстающими отраслями являются здравоохранение, образование, сельское хозяйство.
Самая высокая
номинальная начисленная
Самую скромную среднемесячную заработную плату в январе-июле 2012 года начисляли белорусам, которые работают в сфере рыболовства и рыбоводства: всего 2 264 100 белорусских рублей, или 274 доллара США, или в четыре раза меньше, чем самая высокая номинальная зарплата.
Данные о самой высокой и самой низкой начисленной заработной плате приведены в приложении 3 и 4 соответственно.
Не следует забывать, что уровень номинальной заработной платы дает искаженное представление о реальной ситуации. Для получения более корректных данных, необходим анализ как номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, так и изменение реальной заработной платы. Для анализа используем таблицу «Номинальная и реальная начисленная заработная плата по областям»:
Таблица 8 - Номинальная и реальная начисленная заработная плата по областям
Номинальная начисленная среднемесячная |
Изменение реальной | |||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Республика Беларусь |
868,2 |
981,6 |
1 217,3 |
1 899,7 |
109 |
100,1 |
115,0 |
101,9 |
Брестская |
761,1 |
869,5 |
1 088,0 |
1 646,7 |
108,1 |
101,2 |
116,0 |
98,8 |
Витебская |
773,2 |
876,7 |
1 089,9 |
1 709,0 |
107,4 |
100,4 |
115,3 |
102,3 |
Гомельская |
821,8 |
927,08 |
1 152,2 |
1 790,0 |
107,7 |
99,8 |
115,3 |
101,4 |
Гродненская |
793,3 |
894,8 |
1 105,1 |
1 714,8 |
108,8 |
99,8 |
114,6 |
101,3 |
г. Минск |
1103,4 |
1 263,2 |
1 537,2 |
2 404,4 |
111,2 |
101,3 |
112,9 |
102,1 |
Минская |
832,8 |
936,1 |
1 182,0 |
1 878,2 |
108,8 |
99,5 |
117,2 |
103,7 |
Могилевская |
785,9 |
863,6 |
1 089,9 |
1 712,7 |
106,4 |
97,3 |
117,1 |
102,5 |
Источник: [22]
Хотя номинальная заработная плата неизменно росла, реальные показатели дают несколько иное представление. В Минской области реальная заработная плата сократилась, несмотря на то, что в г. Минске уровень реальной заработной платы возрос на 2,1 % к предыдущему году. Сокращение реальной заработной платы наблюдается также в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях. Общий показатель по республике не является позитивным: изменение реальной заработной платы к предыдущему году составило лишь 1,9%, что есть мало в масштабах всей республики.
Завершающим
этапом анализа является рассмотрение
экономического неравенства. Экономическое
неравенство имеет место в
любом государстве, оно состоит
в том, что меньшинство всегда
владеет большей частью национального
богатства. От того, какова степень
этого неравенства, зависит степень
социального неравенства в
Таблица 9 - Удельный вес малообеспеченности населения
Удельный вес | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Брестская |
10,5 |
9,6 |
8,1 |
7,6 |
9,9 |
Витебская |
6,7 |
8,1 |
7,2 |
6,5 |
9,0 |
Гомельская |
12,7 |
6,7 |
6,6 |
6,4 |
9,5 |
Гродненская |
6,5 |
4,3 |
4,3 |
4,1 |
6,5 |
г. Минск |
2,1 |
0,8 |
1,1 |
1,0 |
1,9 |
Минская |
6,8 |
6,6 |
5,8 |
5,6 |
7,8 |
Могилевская |
9,9 |
6,6 |
6,3 |
6,2 |
8,0 |
Источник: [22]
Данные
таблицы «Удельный вес
Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабильности, особенно для маленькой страны. Когда большинство людей не удовлетворено своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы.
Рост денежных доходов ведет к снижению уровня малообеспеченности. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни населения и заработной платы, обеспечению их дальнейшего роста, созданию условий для справедливой и достойной оплаты труда и эффективной социальной защиты социально уязвимых категорий населения, таких как пенсионеры, инвалиды.
Таким образом,
в нашей стране, взявшей курс на
инновационное развитие экономики,
в государственном
В соответствии со статьей 59 Трудового Кодекса Республики Беларусь, минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной названным Кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.
Минимальная заработная плата представляет собой тот предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняющего норму труда. В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет две функции: гарантийную, которая не допускает снижения уровня доходов наемных работников ниже минимального размера оплаты труда; служебную, заключающуюся в том, что ее величина как единица измерения лежит в основе:
а) Расчетов минимальных социальных гарантий – минимальных размеров пенсий, пособий, стипендий;
б) Установления размеров штрафных санкций в административном и уголовном праве;
в) Определения уровня не облагаемой налогами части заработной платы [13, с.101].
Минимальная
заработная плата основывается на величине
оплаты неквалифицированного труда
и выступает точкой отсчета при
определении стоимости труда
квалифицированного. Размер минимальной
заработной платы в определяющей
степени формирует уровень
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год, а также из следующих условий:
Размер
минимальной заработной платы в
течение года индексируется в
порядке, предусмотренном
В Беларуси минимальная заработная плата за август 2012 года индексируется на 12,4%. Это обусловлено тем, что индекс потребительских цен за август превысил пятипроцентный порог к месяцу предыдущей индексации (май 2012 года).
С 11 сентября 2012 года постановлением
Правительства Республики Беларусь
месячная минимальная заработная плата
была установлена в размере 1 104
640белорусских рублей, часовая минимальная
заработная плата – 6 550 белорусских рублей.[23]
3.3.Законодательное
Прожиточный
минимум представляет собой стоимостное
выражение минимального объема и
структуры потребления
Одной из
функций заработной платы является
воспроизводственная функция. Она
обеспечивает работнику объем потребления
материальных благ и услуг, достаточный
для расширенного воспроизводства
рабочей силы, т.е. поддерживает способность
работника к физическому или
интеллектуальному труду в
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения среди населения