Доходы населения и принципы их распределения среди населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Политика доходов населения, осуществляемая обществом, представляет собой наиболее важную часть общей социально-экономической политики, так как показатели доходов населения являются характеристиками уровня жизни и экономическими характеристиками одновременно. Номинальные и реальные доходы, а также размеры и динамика основных доходов отдельных групп населения, таких, как заработная плата, пенсии или стипендии, позволяют судить об уровне жизни и его динамике.

Содержание

РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения 6
1.1.Экономическая природа доходов населения 6
1.2.Виды доходов и их содержание 9
2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 13
2.1 Справедливость распределения в рыночной экономике. Концепции справедливости 13
2.2 Измерение неравенства распределения доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
3.Анализ динамики и структуры доходов населения Республики Беларусь 17
3.1. Динамика и структура доходов населения 17
3.2.Законодательное установление минимума заработной платы 23
3.3.Законодательное установление прожиточного минимума 25
3.4.Государственное установление тарифной ставки первого разряда 26
3.5. Основные направления совершенствования политики белорусского государства в области доходов 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

dokhody_naselenia_ispravlennaya_12.docx

— 191.43 Кб (Скачать)
 

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

694,0

868,2

981,6

1217,3

1899,78

промышленность

745,6

957,7

1049,1

1315, 02

2093,41

сельское хозяйство

429,6

563,1

674,7

840, 06

1331,23

лесное хозяйство

660,6

783,3

768,1

1297,74

2094,61

строительство

856,9

1124,6

1307,6

1497,47

2093,39

транспорт

767,2

918,3

1048,7

1327,85

1967,98

Связь

782,8

977,3

1149,0

торговля и общественное  
питание

554,4

698,4

816,2

1041,94

1669,45

операции с недвижимым  
имуществом

671,7

848,0

1009,9

1501,25

2320,24

жилищно-коммунальное хозяйство

657,8

802,1

906,2

1041,46

1663,97

здравоохранение, физическая  
культура и социальное обеспечение

601,2

716,1

796,8

961, 95

1573,78

образование

548,1

635,2

702,4

893,32

1493,23

культура и искусство

540,6

640,9

709,0

1086,19

1808,36

наука и научное обслуживание

994,5

1246,7

1390,0

1777,23

2653,62


Источник: [22]

Данные  таблицы свидетельствуют, что на протяжении последних пяти лет во всех отраслях экономики номинальная  начисленная заработная плата изменялась в сторону увеличения. Наибольший рост номинальной заработной платы  наблюдается в таких отраслях экономики, как: промышленность, строительство, по операциям с недвижимым имуществом. Это связано с возрастающим спросом  на продукты данных отраслей. Отстающими отраслями являются здравоохранение, образование, сельское хозяйство.

Самая высокая  номинальная начисленная заработная плата в Беларуси в первом полугодии 2012 года была у белорусов, которые занимались деятельностью, связанной с вычислительной техникой, — 9 377 900 белорусских рублей, или 1 135 долларов США. 

Самую скромную среднемесячную заработную плату в  январе-июле  2012 года начисляли белорусам, которые работают в сфере рыболовства и рыбоводства: всего 2 264 100 белорусских рублей, или 274 доллара США, или в четыре раза меньше, чем самая высокая номинальная зарплата. 

Данные о самой высокой и самой низкой начисленной заработной плате приведены в приложении 3 и 4 соответственно.

Не следует  забывать, что уровень номинальной  заработной платы дает искаженное представление  о реальной ситуации. Для получения  более корректных данных, необходим  анализ как номинальной начисленной  среднемесячной заработной платы, так  и изменение реальной заработной платы. Для анализа используем таблицу  «Номинальная и реальная начисленная заработная плата по областям»:

 

Таблица 8 - Номинальная и реальная начисленная заработная плата по областям

 

Номинальная начисленная среднемесячная  
заработная плата, тыс. руб.

Изменение реальной  
заработной платы, в процентах к предыдущему году

2008

2009

2010

2011

2008

2009

2010

2011

Республика Беларусь

868,2

981,6

1 217,3

1 899,7

109

100,1

115,0

101,9

Брестская

761,1

869,5

1 088,0

1 646,7

108,1

101,2

116,0

98,8

Витебская

773,2

876,7

1 089,9

1 709,0

107,4

100,4

115,3

102,3

Гомельская

821,8

927,08

1 152,2

1 790,0

107,7

99,8

115,3

101,4

Гродненская

793,3

894,8

1 105,1

1 714,8

108,8

99,8

114,6

101,3

г. Минск

1103,4

1 263,2

1 537,2

2 404,4

111,2

101,3

112,9

102,1

Минская

832,8

936,1

1 182,0

1 878,2

108,8

99,5

117,2

103,7

Могилевская

785,9

863,6

1 089,9

1 712,7

106,4

97,3

117,1

102,5


Источник: [22]

Хотя  номинальная заработная плата неизменно  росла, реальные показатели дают несколько  иное представление. В Минской области  реальная заработная плата сократилась, несмотря на то, что в г. Минске уровень  реальной заработной платы возрос на 2,1 % к предыдущему году. Сокращение реальной заработной платы наблюдается также в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях. Общий показатель по республике не является позитивным: изменение реальной заработной платы к предыдущему году составило лишь 1,9%, что есть  мало в масштабах всей республики.

Завершающим этапом анализа является рассмотрение экономического неравенства. Экономическое  неравенство имеет место в  любом государстве, оно состоит  в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального  богатства. От того, какова степень  этого неравенства, зависит степень  социального неравенства в обществе, поскольку экономическое неравенство  обуславливает ограничение доступа  тех или иных категорий граждан  к социально значимым благам в  обществе.

 

 

 

 

 

Таблица 9 - Удельный вес малообеспеченности населения

 

Удельный вес малообеспеченного  населения 
(в процентах к общей численности населения по областям)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Брестская

10,5

9,6

8,1

7,6

9,9

Витебская

6,7

8,1

7,2

6,5

9,0

Гомельская

12,7

6,7

6,6

6,4

9,5

Гродненская

6,5

4,3

4,3

4,1

6,5

г. Минск

2,1

0,8

1,1

1,0

1,9

Минская

6,8

6,6

5,8

5,6

7,8

Могилевская

9,9

6,6

6,3

6,2

8,0


Источник: [22]

Данные  таблицы «Удельный вес малообеспеченности населения»  свидетельствуют о  том, что удельный вес малообеспеченного населения в 2011 году остался практически неизменным по отношению к 2007 году, однако малообеспеченность населения в обществе присутствует, что негативно сказывается на настроении в обществе.

Чрезмерное  неравенство в доходах может  угрожать политической стабильности, особенно для маленькой страны. Когда  большинство людей не удовлетворено  своим положением в обществе, труднодостижимы  политические компромиссы.

Рост  денежных доходов ведет к снижению уровня малообеспеченности. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни населения и заработной платы, обеспечению их дальнейшего  роста, созданию условий для справедливой и достойной оплаты труда и  эффективной социальной защиты социально  уязвимых категорий населения, таких  как пенсионеры, инвалиды.

Таким образом, в нашей стране, взявшей курс на инновационное развитие экономики, в государственном регулировании  доходов населения сегодня первостепенное значение приобретает мотивация  граждан к максимально возможному использованию своего трудового  потенциала, к добросовестному и  креативному труду. Но это возможно прежде всего в том случае, когда  созданы условия, чтобы наиболее активные, способные и результативные индивиды в обществе имели возможность  за свой труд больший объем благ.

3.2.Законодательное  установление минимума заработной  платы

 

В соответствии со статьей 59 Трудового Кодекса Республики Беларусь, минимальная заработная плата  – государственный минимальный  обязательный размер денежных и (или) натуральных  выплат работнику нанимателем в  течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной  названным Кодексом продолжительности  рабочего времени и выполнении норм труда.

Минимальная заработная плата представляет собой  тот предел, ниже которого не может  быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняющего норму  труда. В настоящее время минимальный  размер оплаты труда выполняет две  функции: гарантийную, которая не допускает  снижения уровня доходов наемных  работников ниже минимального размера  оплаты труда; служебную, заключающуюся  в том, что ее величина как единица  измерения лежит в основе:

а) Расчетов минимальных социальных гарантий – минимальных размеров пенсий, пособий, стипендий;

б) Установления размеров штрафных санкций в административном и уголовном праве;

в) Определения уровня не облагаемой налогами части заработной платы [13, с.101].

Минимальная заработная плата основывается на величине оплаты неквалифицированного труда  и выступает точкой отсчета при  определении стоимости труда  квалифицированного. Размер минимальной  заработной платы в определяющей степени формирует уровень страховых  и базовых частей пенсии, а значит и всего пенсионного обеспечения  граждан. Поэтому установление минимальной  заработной платы – по сути, ядро социального контраста бизнеса  и наемных рабочих сегодня  и в перспективе.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной  бюджетный (финансовый) год, а также  из следующих условий:

  • Уровня занятости и производительности труда;
  • Потребностей работника в материальных благах и услугах;
  • Экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • Сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
  • Соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами.

Размер  минимальной заработной платы в  течение года индексируется в  порядке, предусмотренном законодательством  для индексации доходов населения  с учетом инфляции.

 

В Беларуси минимальная заработная плата за август 2012 года индексируется на 12,4%. Это обусловлено тем, что индекс потребительских цен за август превысил пятипроцентный порог к месяцу предыдущей индексации (май 2012 года).

 
 С 11 сентября  2012 года постановлением Правительства Республики Беларусь месячная минимальная заработная плата  была установлена в размере 1 104 640белорусских рублей, часовая минимальная заработная плата – 6 550 белорусских рублей.[23]

 

3.3.Законодательное установление  прожиточного минимума

 

Прожиточный минимум представляет собой стоимостное  выражение минимального объема и  структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для  сохранения здоровья и поддержания  активного физического состояния  человека.

Одной из функций заработной платы является воспроизводственная функция. Она  обеспечивает работнику объем потребления  материальных благ и услуг, достаточный  для расширенного воспроизводства  рабочей силы, т.е. поддерживает способность  работника к физическому или  интеллектуальному труду в общественном производстве. Именно эта функция  определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения  жизненных потребностей работника  и его семьи, исторически сложившихся  в том или ином обществе. Она  реализуется через установление государством обязательного минимального уровня заработной платы. В качестве норматива, определяющего его в  нашей стране, сегодня выступает  бюджет прожиточного минимума [19, с.26].

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения среди населения