Доходы населения и их распределение в эк страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема роста доходов населения является важной составляющей частью стратегии экономической политики. Несмотря на то, что процессы формирования, распределения, перераспределения и реализации доходов всегда интересовали экономическую теорию, многие из них до сих пор остаются нерешенными, и по их поводу ведутся активные творческие дискуссии.
Уровень доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы доходов населения
5
1.1
Сущность и классификация доходов населения
5
1.2
Распределение доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца
8
1.3
Государственная политика доходов
10
2
Анализ доходов населения Республики Казахстан
16
3
Пути совершенствования распределения доходов населения
23

Заключение
26

Список использованной литературы
27

Приложение А Индикаторы уровня жизни населения
28

Приложение Б Доходы населения, использованные на потребление

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доходы населения и их распределения в рын эк..doc

— 498.50 Кб (Скачать)

- обязательный  минимум зарплаты как базы  оплаты труда на всех предприятиях;

- прогрессивное  налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Важным элементом  государственного регулирования доходов  в некоторых случаях (например, меняющейся динамике рыночной конъюнктуры) является и определение верхнего уровня номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали “цена-зарплата”. Эта мера образует основной элемент “политики сдерживания”, означая на практике “замораживание” зарплаты и цен (в противоположность “политике экспансии”, когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

Минимальная граница  вмешательства государства в  процесс перераспределения доходов  определяется потребительскими стереотипами людей, характерными для данной страны в данных конкретно-исторических условиях. Чем эти стереотипы скромнее, тем  в меньшей степени люди претендуют на прибавки к своим доходам из бюджета. Сами же эти стереотипы зависят от текущего состояния экономики, демографической ситуации, уровня экономического развития и т.п. Вряд ли, скажем, жителям сверхбедной страны можно рассчитывать на улучшение своего положения за счет перераспределения доходов по той простой причине, что и перераспределять-то особенно нечего. Попытки же равномерно распределить имеющиеся крохи национального дохода не могут привести ни к чему иному, кроме как к грубой уравниловке и еще большей бедности. В таких странах выбор должен быть сделан в пользу жесткой модели рыночного механизма с минимальным вмешательством государства в процесс перераспределения.

Наращивая процесс  перераспределения доходов, государство  не должно разрушать сам конкурентный рыночный механизм. Его сохранение и образует максимальную границу государственного вмешательства. При проведении активной политики в области доходов необходимо учитывать еще ряд важных обстоятельств, объективно ограничивающих эту область государственной деятельности. Большую роль в рыночной экономике играют доходы, не связанные непосредственно с трудовым вкладом, то есть так называемые “нетрудовые доходы”. Это сложная и пестрая категория доходов, которые условно можно разделить на легальные и криминальные.

К легальным  нетрудовым доходам относятся дивиденды  по акциям, разница в курсовой стоимости  акции при покупке и продаже, проценты по облигациям, проценты по текущим  счетам в банке, прибыль от спекулятивных  операций с ценными бумагами, прибыль от разницы при покупке и продаже товаров оптом и в розницу на различных местных рынках и т.п. Должно быть понятно, что пытаться “очистить” рыночную экономику от этих и других видов легальных нетрудовых доходов совершенно нереально. Для этого придется запретить акционерную деятельность, рынок ценных бумаг, закрыть рынок ссудных капиталов и вообще всякую частнопредпринимательскую деятельность.

Однако наш  собственный опыт неопровержимо  свидетельствует о том, что пытаться наладить распределение доходов исключительно по труду все равно не удается. Этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что помимо рынка не существует объективного механизма соизмерения количества и качества различных видов труда. Поэтому попытка обойтись в распределении доходов без рынка на практике обернулась не вожделенной социальной справедливостью, а волюнтаризмом, уравниловкой и привилегированными системами натурального распределения.

Прожиточный минимум - это необходимый минимальный  денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.

Минимальная потребительская  корзина представляет собой минимальный  набор продуктов питания, товаров  и услуг, необходимых для обеспечения  жизнедеятельности человека в натуральном  и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. Доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 40% стоимости минимальной потребительской корзины.

Величина прожиточного минимума (ВПМ) рассчитывается исходя из стоимости минимальной продовольственной  корзины увеличенной на фиксированную  долю расходов на минимально необходимые  непродовольственные товары и платные услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ доходов населения Республики Казахстан

 

 

В условиях резкого ограничения внешнего заимствования правительство Казахстана и эксперты начали поиск внутренних источников, и одним из них оказались сбережения населения, потенциал которых еще предстоит исследовать. Притом, что оценка ситуации в этой сфере у разных экспертов отличается, но прогнозы по дальнейшему падению доходов населения и роста безработицы у них совпадают, а это может повлиять на внутренний спрос.

На протяжении многих лет часть экспертов из казахстанского экономического сообщества считала, что благополучие граждан  зависит от состояния крупных  предприятий сырьевой направленности. Однако исследование консалтинговой компании показывает, что в данный момент 76% рабочих мест (без учета самозанятых) в Казахстане создаются компаниями, которые, так или иначе, обслуживают именно население на потребительских рынках, а не металлургическими или нефтяными корпорациями.

Что касается доходов  населения, то их сокращение из-за потерь (замороженные средства) на рынке недвижимости с четвертого квартала 2007 года по август 2009 года привело к снижению темпов роста розничного товарооборота как индикатора изменения реальных доходов населения. Общий размер потерянных (замороженных) средств за этот период оценивается на уровне 9% ВВП. Давление на доходы населения оказывает сокращение «теневой» части заработных плат наемных работников малого и среднего бизнеса (МСБ), доходов индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств.

Среднемесячная  номинальная заработная плата в  декабре 2008 года составила 72897 тенге  и возросла по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года на 8,9%. При этом реальная заработная плата снизилась на 0,6%.

Общая численность  безработных на конец 2008 года составила 562,4 тыс. человек, что на 4,6% ниже уровня на конец предыдущего года.

Денежные доходы населения РК увеличились на 9,3%

В Казахстане в 2009 году средняя номинальная заработная плата выросла на 11,4%, сообщает Агентство  РК по статистике.

Минимальный размер заработной платы с 1 января 2009 года составляла 13470 тенге.

В феврале 2009 г. среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 61793 тенге и выросла по сравнению  с соответствующим месяцем прошлого года на 13,2%, в реальном выражении   на 4,1%, в январе-феврале – соответственно, 61460 тенге и на 12,7%, индекс реальной заработной платы составил 103,7%.

В отраслевой структуре, по-прежнему, самая высокая заработная плата сохраняется в финансовой деятельности – 139,3 тыс. тенге (в 2,3 раза превышает среднереспубликанский уровень), в горнодобывающей промышленности – 105,7 тыс. тенге (в 1,7 раз), в сфере осуществления операций с недвижимостью – 93,7 тыс. тенге (в 1,5 раз), а также в транспорте и связи – 80,8 тыс. тенге (в 1,3 раза).

Самая низкая заработная плата сохраняется у работников сельского хозяйства и рыболовства  – 27,4 тыс. тенге и 25,6 тыс. тенге, что  меньше показателя в среднем по стране на 56-59%.

По данным Агентства  РК по статистике, в региональном разрезе наиболее высокая заработная плата сохраняется в Атырауской области – 117,0 тыс. тенге, что в 1,9 раз превышает среднюю по стране. В Северо-Казахстанской области ее величина составила 40,9 тыс. тенге, Жамбылской – 42,0 тыс. тенге, Акмолинской – 42,1 тыс. тенге, что на 32-34% ниже среднего уровня по стране.

На рынке  труда наблюдалось дальнейшее увеличение уровня занятости населения и  уровня заработной платы. Численность  безработных снизилась на 2,4 %. Уровень  безработицы по сравнению с 2005 годом  снизился на 0,3 процентного пункта и составил 7,8 %. Реальные денежные доходы населения возросли на 10,7 %. Среднемесячная заработная плата по всем видам экономической деятельности в 2006 году достигла 40775 тенге и в реальном выражении увеличилась на 10,2 %.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в июле 2009 года, по предварительным данным, составили 34,896 тысяч тенге, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,3%. Реальные денежные доходы возросли на 2,3%.

Лидирующие  позиции по размерам среднедушевых денежных доходов в июле текущего года, по-прежнему, занимали Атырауская область, города Астана и Алматы, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 1,8-2,2 раза.

В числе самых  низкодоходных регионов отмечены Южно-Казахстанская и Алматинская области, в которых величина доходов населения составила в среднем 71,1% и 75,0% от республиканского уровня. Вместе с тем, наибольшие темпы роста реальных денежных доходов населения отмечаются в Жамбылской и Акмолинской областях.

Соотношение между  максимальными и минимальными величинами номинальных денежных доходов по регионам, в июле 2009 года, составило 3,1 раз (в июле 2008 года – 3,3 раза).

В декабре 2009 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 82779 тенге и выросла по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 13,6%, в реальном выражении на 6,9%, в январе-декабре – соответственно, 67639 тенге и на 11,4%, индекс реальной заработной платы составил 103,8%.

В региональном разрезе наиболее высокая заработная плата сложилась в Мангистауской области – 152,5 тысяч тенге, что в 1,8 раза превышает среднереспубликанский показатель. В Жамбылской области ее величина составила 48,8 тысяч тенге, что на 41% ниже среднего уровня по стране.

Инфляция на конец 2009 года оценивается на уровне 8,0-8,5%, что на 2,5-3,0 процентных пункта ниже прежнего прогноза (11,0%). Снижение параметров по инфляции обусловлено замедлением инфляционных процессов, как в мировой, так и казахстанской экономике. Кроме того, эффект проведенной в начале февраля 2009 года девальвации не оказал значительного влияния на рост цен на внутреннем рынке, как ожидалось ранее.

По информации официальных СМИ, министр труда  и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова сообщила, что средняя заработная плата по сравнению с 2009 годом возрастет с 43 тысяч 883 тенге до 54 тысяч 510 тенге, в том числе по работникам образования – с 42 тысяч 125 тенге до 52 тысяч 300 тенге, работникам здравоохранения – с 45 тысяч 642 тенге до 56 тысяч 720 тенге. При этом будут повышены пособия всем бюджетникам, которые выдаются при оформлении отпуска.

Повышение заработной платы бюджетникам производится путем повышения базового должностного оклада, который используется при исчислении заработной платы работников бюджетной сферы, то есть с 10 890 до 13 613 тенге. ля этого из государственного бюджета будет выделено 53,8 млрд. тенге, из них 24,2 млрд. тенге будут направлены в организации местных уровней.

 

Таблица 1- Доля населения с доходами, использованными на потребление, ниже стоимости продовольственной корзины

всего

     

в процентах

 

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2008

0,8

2,1

1,9

0,5

2009

1,1

2,1

1,4

0,7

2010

0,4

0,8

   
         

городская местность

   

в процентах

 

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2008

0,7

1,4

0,9

0,5

2009

0,7

1,0

0,7

0,3

2010

0,3

0,4

   
         

сельская местность

   

в процентах

 

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2008

0,9

2,8

2,7

0,6

2009

1,5

3,1

2,1

1,1

2010

0,5

1,1

   

 

Индекс реальных денежных доходов – относительный показатель, характеризующий изменение номинальных денежных доходов с учетом изменения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Определяется путем деления индекса номинальных денежных доходов на индекс потребительских цен на товары и услуги. Оба индекса относятся к одному и тому же временному периоду (Таблица 2). Как видно из таблицы 2 реальные доходы населения резко сократились с 140,3% до 118,9% из-за начавшегося мирового кризиса, который отразился на всем населении, на их располагаемом доходе, на уменьшении «потребительская корзина» населения.

Информация о работе Доходы населения и их распределение в эк страны