Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей доходов и богатства населения в России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть критерии распределения доходов
Рассмотреть социальную структуру и социальное неравенство.
Выявить социально-экономическое расслоение населения.
Исследовать государственное регулирование/политику доходов.
Проанализировать способы преодоления неравенства, государственную политику доходов.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОХОДЫ И БОГАТСТВО, ПРИРОДА НЕРАВЕНТСВА………………………..5
1.1. Доход и богатство…………………………………………………………….5 1.2.Критерии распределения и структура доходов………………………………….6
1.3. Социальная структура и социальное неравенство………………………………8
1.4.Социально-экономическое расслоение населения……………………………..15
2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕРАВЕНСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДОВ……………………………………………………………..18
2.1 Государственное регулирование доходов………………………………………18
2.2 Государственная политика доходов РФ…………………………………………20
2.3 Средний класс как способ преодоления неравенства в трансформируемом обществе……………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….33
Объем доходов 10% самых богатых людей России за 9 месяцев 2009 года превысил объем доходов 10% самых бедных в 14,8 раза. Об этом говорится в распространенном сегодня мониторинге социально-экономического развития РФ за январь-октябрь 2009 года, подготовленном МЭРТ. Однако по годовому доходу на душу населения (2610 долларов) страна занимает лишь 97 место. 7
2.1. Государственное регулирование доходов
Государственное
регулирование доходов
Теоретически
государственная политика доходов
шире, чем государственное
В современных условиях
В
настоящее время
Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации. Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные отношения; правовое обеспечение.
Основной
задачей государственного регулирования
доходов является перераспределение
доходов через государственный бюджет
путём дифференцированного налогообложения
различных групп получателей доходов.
При этом значительная доля национального
дохода переходит от слоёв населения с
высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Повышение доходов у малоимущих создаёт
условия для нормального воспроизводства
рабочей силы, способствует ослаблению
социальной напряжённости, регулирует
занятость. Активность государства в данной
сфере измеряется объёмом социальных
расходов из федерального и местного бюджета.
Следовательно, возможности государства
в перераспределении доходов ограничиваются
бюджетными поступлениями. Наращивание
социальных расходов сверх налоговых
поступлений ведёт к превращению их в
мощный фактор роста бюджетного дефицита
и инфляции. Если это происходит, то
появляется инфляционное повышение номинальных
доходов, чрезмерный рост налогов.
2.2. Государственная политика доходов РФ
Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Если исходить из (табл. 1), то развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы, чтобы вернуться к дореформенному уровню. Россия потеряла в реальном исчислении за первые годы реформ половину заработной платы, тогда как в Румынии, например, заработная плата уменьшилась на треть, в Польше потеряна только десятая часть, в Чехии – трехпроцентный прирост.
Таблица 18.
Уменьшение
реальных доходов
населения (в %)
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Доходы на душу населения | 100 | 63 | 70 | 72 | 59 | 54 |
Заработная плата | 100 | 65 | 45 | 48 | 41 | 35 |
Пенсия | 100 | 50 | 52 | 54 | 51 | 51 |
Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:
ðоптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;
ðизменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;
ðперераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;
ðизменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;
ðболее чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;
ðактивизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.
Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.
Антикризисные меры.
Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным. Очерёдность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий. Необходим государственный механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения. Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.
Наиболее радикальная мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.
Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.
Кризисное
состояние вызывает необходимость
оценить значение социальной ответственности
государства, для чего требуется ревизовать
социальные гарантии, льготы и выплаты,
заменить некоторые системой временной
социальной помощи, предоставляемой в
заявительной и адресной форме для конкретной
семьи. Однако в России ситуация с адресной
социальной помощью в настоящий момент
выглядит неоднозначно. Государство не
обладает необходимыми средствами, поэтому
адресная помощь превращается в гроши.
2.3. Средний класс как способ преодоления неравенства в трансформируемом обществе
Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Перспективы его роста (по некоторым данным его удельный вес не превышает 13 % занятого населения России) зависят в значительной степени от того пути, по которому пойдет развитие общества. Если это будет путь политической демократии и рыночных реформ, то у среднего класса есть возможности становления, хотя и не быстрого. Ситуация со средним классом служит достаточно емким показателем развития российского общества, результативности осуществляемых в нем реформ.
В
отношении немногочисленного
Конечно, нельзя ограничивать социальную стратификацию современного российского общества только распределением различных слоев в высший, средний и другие классы. Надо учитывать, что возникли новые профессии и виды деятельности в связи с рыночными преобразованиями, некоторые из них уже стали массовыми. Так, существует мощный социальный слой коммерсантов, часто именуемых «челноками». По разным оценкам этот слой включает от 10 до 20 млн. человек и к нему относят тех, кто закупает и привозит товары, реализует их на рынках. К новым слоям относят охранников, которых нанимают и содержат банки, фирмы, предприятия, различные учреждения, учебные заведения. Более точно охранники представляют не просто новый слой, но и новую социально-демографическую группу, поскольку в нее входят физически здоровые мужчины, как правило, молодого возраста. Социальные трансформации в современном российском обществе своим последствием имеют появление таких групп, как беженцы, которых только по официальным данным более 1 млн. человек, а также безработные, их по разным данным от 5 до 10 млн. человек. Конечно, эти группы занимают место в низших слоях общества.9
Итак, социальная стратификация позволяет дать весьма конкретный «социальный портрет» любого общества, выразив его своеобразие, достижения и трудности. Стратификационные изменения в российском обществе свидетельствуют о сложном и противоречивом осуществлении рыночных реформ и демократических преобразований.
В современном российском обществе средний класс формируется как за счет предпринимателей, так и за счет менеджеров. В социальной литературе понятие средний класс используется довольно часто. Предметом анализа является его качественный состав, содержание, структура. Заславская (автор статьи «Средние слои в современной России») ввела в научный оборот понятие «срединная часть». Она исследовала эту основную срединную часть российского общества, куда не входят представители политической и экономической элиты, а также «социальное дно». Заславская разделила средний класс на четыре подслоя, рис. 2.10