Динамика занятости и безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Далее последовательно рассмотрены понятие и сущность безработицы, ее причины и виды, а также в общих чертах проблемы безработицы и пути ее решения в экономике современных стран. Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность. Для её достижения поставлены задачи:
рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
выявить социально-экономические последствия безработицы;
исследовать методы государственного воздействия на занятость;
проанализировать состояние в сфере занятости России;
определить направления политики эффективной занятости в РФ.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Понятие безработицы и полной занятости
1.1 Сущность и причины безработицы 4
1.2 Виды безработицы 10
1.3 Сущность и структура занятости населения 16
1.4 Виды, формы и уровень занятости 19
ГЛАВА 2. Социально-экономические последствия безработицы и регулирование занятости государством
2.1 Социальные последствия безработицы 22
2.2 Экономические последствия безработицы 24
2.3 Закон Оукена 27
2.4 Государственное регулирование занятости 29
ГЛАВА 3. Динамика занятости и безработицы в России
3.1 Анализ рынка труда по России 33
3.2 Направления политики занятости и методы снижения уровня безработицы в России 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 419.50 Кб (Скачать)
  1. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда.
  1. Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Для этого создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Кроме того, проводятся различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.
  2. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность (миграция рабочей силы), так и межпрофессиональная мобильность (смена профессии на более востребованную).
  3. Политика дерегламентации, предполагает: уменьшение влияния профсоюзов; сокращение разного рода компенсаций; отмена минимума заработной платы; смягчение правил найма и увольнения работников.
  4. Выплата государственных субсидий предприятиям:
  • Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
  • Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
  • Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

Такие субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку.

  1. Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда.
  2. Развитие системы кредитования.
  3. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

     Пассивная политика направлена на формирование определённого отношения к безработице  в обществе, и сглаживание её негативных последствий. С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование. Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство.24     Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.       Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

  • создание развитого рынка недвижимого имущества;
  • увеличение масштабов жилищного строительства;
  • отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

     Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Программы  профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.         «Правительства развитых стран признают свою ответственность за принудительную массовую безработицу, особенно циклическую, поэтому применяют различные меры по нейтрализации ее негативных последствий:

  • финансируют разработку и осуществление экономических программ по стимулированию роста занятости населения и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе;
  • оплачивают за государственный счет на биржах труда как профессиональную первичную подготовку работников, так и повышение квалификации;
  • оказывают помощь людям, пострадавшим от принудительной безработицы (выплата пособий по безработице)».25

     Программа для роста самозанятости состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.   Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым людям (их неохотно берут на работу из-за падающей плодотворности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым, которых еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на трудоустроенность наиболее велики.

   Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.26            Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени её изученности и управляющих воздействий на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Как показало проведенное исследование, проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. В работе были детально раскрыты основные понятия безработицы и занятости. Рассмотрение   причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности, рассмотрены последствия безработицы, исследована социально-экономическая ситуация.  Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве.         Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.        Для решения проблемы безработицы необходимо срочно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест путем оказания службой занятости финансовой помощи субъектам хозяйствования, выделение безработным более весомых ссуд и субсидий на организацию самостоятельной занятости; оказывать содействие занятости особых категорий граждан, сталкивающихся с наибольшими трудностями при трудоустройстве, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных на рынке труда профессий и специальностей для подготовки специалистов из числа безработных по заказу нанимателей под гарантированные рабочие места. Назрела настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования законодательства по усилению социальной защиты безработных и, в частности, увеличению размеров пособий и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.      Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Значение кадров // Деловой квартал. – 2011. - № 40 (803). – С. 38-39.
  2. Макроэкономика: Агапова Т. А., Серегина С. Ф. / Под общ. ред.  д.э.н проф.  А. В. Сидоровича: МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд. стереотип, М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.  -  448 с.
  3. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича: МГУ им. М.В. Ломоносова – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
  4. Общая теория занятости, процента и денег: Дж. М. Кейнс / Перевод с английского профессора Н. Н. Любимова под ред. д.э.н. профессора Л. П. Куракова – М.: Гелиос АРВ 1999. 348 с.
  5. Экономика: Учебник  / Под ред. доц. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 632 с.
  6. Экономика и социология труда: тексты лекций / Моргунов. В.П., М. В. Яковлева. – Оренбург: ОГИМ, 2009. – 94 с.
  7. Экономическая теория: учебник: в 2 ч. / науч. Ред. В.В. Ильяшенко, А. Ю. Коковихин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. Ч. 2. – 406 с.
  8. Экономическая теория: учебник: Иохин В.Я. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
  9. Экономическая теория:  Макроэкономика:  Седов В. В., Учеб. пособие в 3 ч. / Челябинск: Издательство Челяб. гос. ун-та, 2002. Ч. 3. - 115 с.
  10. Алексашенко С., Пора разрабатывать план «Б» —  кризис может случиться завтра  // Деловой квартал. – 2011. - № 38 (801). – С. 48.
  11. Наумов И., Бизнес сокращает заявки на вакансии / Угроза новой волны кризиса отражается на российском рынке труда // Независимая газета. -  17.10.2011. – С. 3.
  12. Попов А., Люмпены атакуют бизнс-среду // Екатеринбург. – октябрь 2011. – С. 44-49.

Интернет-ресурсы

  1. http://economy.tenebra.ru  – портал для школьников и студентов.
  2. http://lib.rus.ec/b - электронная библиотека.
  3. http://www.cheapbook.ru – образовательный портал: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент, микроэкономика, рынки.
  4. http://www.managment.aaanet.ru - библиотека менеджмента.
  5. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
  6. http://www.scriru.com - документы и бланки онлайн.
  7. http://onikiforova.ru -  личный сайт «Помощь в развитии бизнеса. Консалтинг в стиле коучинг».
  8. http://uchebnik.kz – учебники и статьи по экономике и менеджменту.
  9. http://www.consultant.ru – справочные правовые системы КонсультантПлюс.
  10. http://www.economy-web.org – официальный сайт белорусского государственного экономического университета.
  11. http://www.persona-nova.ru – официальный сайт кадрового агентства.
  12. http://www.rb.ru – официальный сайт редакции «Российский бизнес».
  13. http://www.sociolesson.ru - социология онлайн.
  14. http://www.economindex.ru – экономический обозреватель.
  15. http://ru.wikipedia.org – свободная энциклопедия онлайн.
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Экономическая активность населения  
в возрасте 15-72 лет 
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости  
в среднем за август-октябрь 2011г.)

  Экономи- 
чески  
активное  
население,  
тыс. 
человек
В том числе Уровень экономи- 
ческой  
активности населения,  
в %
Уровень занятости, 
в %
Уровень безрабо- 
тицы, 
в %
занятые безра- 
ботные
Российская  Федерация 76299,3 71601,8 4697,5 68,8 64,6 6,2
Центральный  
федеральный округ
20463,3 19660,9 802,4 69,9 67,2 3,9
Белгородская  область 771,1 737,8 33,3 64,2 61,4 4,3
Брянская  область 663,9 620,9 43,0 66,5 62,2 6,5
Владимирская  область 781,1 743,5 37,6 69,9 66,5 4,8
Воронежская область 1147,8 1078,6 69,1 65,1 61,1 6,0
Ивановская  область 571,9 534,2 37,7 68,6 64,0 6,6
Калужская область 551,9 528,3 23,6 70,3 67,3 4,3
Костромская область 360,1 341,2 18,9 67,5 64,0 5,2
Курская область 593,0 556,6 36,4 66,6 62,5 6,1
Липецкая  область 603,4 577,9 25,6 66,9 64,0 4,2
Московская  область 3837,0 3686,1 150,9 71,6 68,8 3,9
Орловская область 413,9 388,8 25,0 65,4 61,4 6,1
Рязанская область 569,3 530,4 38,9 63,6 59,2 6,8
Смоленская  область 548,7 508,5 40,2 72,3 67,0 7,3
Тамбовская  область 540,8 507,6 33,2 63,9 59,9 6,1
Тверская  область 723,4 679,3 44,1 69,0 64,8 6,1
Тульская  область 816,9 778,0 39,0 67,8 64,6 4,8
Ярославская область 717,0 676,7 40,3 70,0 66,0 5,6
г.Москва 6252,2 6186,4 65,8 73,8 73,0 1,1
Северо-Западный  
федеральный округ
7601,5 7229,7 371,8 71,4 67,9 4,9
Республика  Карелия 369,7 340,7 29,0 68,6 63,2 7,9
Республика  Коми 526,1 482,2 43,9 69,5 63,7 8,3
Apxaнгельская  область 673,7 638,8 35,0 68,5 65,0 5,2
в том числе 
Ненецкий авт.округ
21,5 19,2 2,3 66,9 59,9 10,6
Вологодская область 663,0 617,2 45,8 70,7 65,8 6,9
Калининградская область 524,3 477,5 46,8 70,2 63,9 8,9
Ленинградская область 938,1 900,4 37,7 72,1 69,2 4,0
Мурманская  область 499,3 461,4 37,8 73,0 67,5 7,6
Новгородская  область 338,5 324,0 14,4 68,4 65,5 4,3
Псковская область 373,7 341,6 32,0 70,2 64,2 8,6
г.Санкт-Петербург 2695,1 2645,9 49,2 73,5 72,2 1,8
Южный  
федеральный округ
7026,2 6557,2 469,0 65,7 61,3 6,7
Республика  Адыгея 211,3 193,6 17,8 62,0 56,8 8,4
Республика  Калмыкия 143,5 126,6 17,0 66,8 58,9 11,8
Краснодарский край 2617,5 2460,6 156,9 65,3 61,3 6,0
Астраханская  область 534,7 493,5 41,2 68,8 63,5 7,7
Волгоградская область 1353,0 1269,9 83,1 66,9 62,8 6,1
Ростовская  область 2166,1 2013,1 153,0 65,1 60,5 7,1
Северо-Кавказский  
федеральный округ
4427,2 3793,2 633,9 64,8 55,5 14,3
Республика  Дагестан 1294,2 1138,9 155,3 65,4 57,5 12,0
Республика  Ингушетия 251,8 128,7 123,0 68,3 34,9 48,9
Кабардино-Балкарская  
Республика
387,1 348,1 39,0 55,9 50,3 10,1
Карачаево-Черкесская  
Республика
215,9 199,2 16,7 67,1 61,9 7,7
Республика  Северная  
Осетия - Алания
350,9 327,3 23,6 66,5 62,0 6,7
Чеченская Республика 525,3 329,7 195,6 62,9 39,5 37,2
Ставропольский  край 1402,0 1321,2 80,8 66,4 62,6 5,8
Приволжский  
федеральный округ
16228,4 15252,3 976,1 69,1 64,9 6,0
Республика  Башкортостан 2092,3 1929,8 162,4 67,4 62,2 7,8
Республика  Марий Эл 376,0 342,4 33,7 68,7 62,6 9,0
Республика  Мордовия 462,6 439,8 22,8 70,9 67,4 4,9
Республика  Татарстан 2061,3 1974,1 87,2 70,3 67,4 4,2
Удмуртская  Республика 866,1 815,4 50,7 73,2 68,9 5,8
Чувашская Республика 690,4 645,2 45,2 69,6 65,0 6,5
Пермский  край 1464,8 1372,3 92,5 70,0 65,5 6,3
Кировская область 759,1 697,1 62,1 70,0 64,2 8,2
Нижегородская область 1825,6 1701,4 124,1 70,4 65,6 6,8
Оренбургская  область 1124,6 1058,7 65,9 68,4 64,4 5,9
Пензенская  область 706,4 669,0 37,4 65,1 61,7 5,3
Самарская область 1716,1 1645,4 70,7 68,1 65,3 4,1
Саратовская область 1370,1 1295,3 74,8 67,5 63,8 5,5
Ульяновская область 713,2 666,5 46,6 69,1 64,6 6,5
Уральский  
федеральный округ
6740,5 6302,8 437,7 70,1 65,6 6,5
Курганская  область 461,8 428,2 33,6 63,2 58,6 7,3
Свердловская  область 2421,4 2258,7 162,7 70,4 65,7 6,7
Тюменская область 1937,0 1820,3 116,8 71,4 67,1 6,0
в том числе: 
Ханты-Мансийский  
авт.округ - Югра
903,6 846,6 57,0 73,5 68,9 6,3
Ямало-Ненецкий  
авт.округ
331,0 319,7 11,2 76,1 73,5 3,4
Челябинская область 1920,2 1795,5 124,7 70,3 65,7 6,5
Сибирский  
федеральный округ
10247,3 9489,7 757,6 67,4 62,4 7,4
Республика  Алтай 100,9 89,9 11,0 66,0 58,8 10,9
Республика  Бурятия 469,2 432,4 36,8 64,5 59,4 7,8
Республика  Тыва 136,7 113,8 22,8 60,9 50,8 16,7
Республика  Хакасия 277,6 258,2 19,4 66,5 61,9 7,0
Алтайский край 1274,9 1188,2 86,7 65,6 61,2 6,8
Забайкальский край 544,5 485,7 58,8 64,2 57,2 10,8
Красноярский край 1561,7 1472,1 89,6 68,4 64,5 5,7
Иркутская область 1315,2 1214,9 100,3 68,1 62,9 7,6
Кемеровская область 1463,7 1351,8 112,0 66,6 61,5 7,6
Новосибирская область 1473,6 1376,3 97,3 70,9 66,2 6,6
Омская  область 1107,8 1021,2 86,7 70,3 64,8 7,8
Томская область 521,5 485,2 36,2 62,9 58,6 6,9
Дальневосточный  
федеральный округ
3565,0 3316,1 248,9 69,6 64,8 7,0
Республика  Саха (Якутия) 493,0 452,9 40,1 68,7 63,1 8,1
Камчатский  край 203,9 191,7 12,1 72,9 68,6 5,9
Приморский  край 1085,3 1001,8 83,4 68,1 62,8 7,7
Хабаровский край 796,0 746,2 49,8 70,8 66,4 6,3
Амурская  область 460,3 431,9 28,4 68,0 63,8 6,2
Магаданская область 102,4 98,4 4,0 77,7 74,7 3,9
Сахалинская область 298,4 276,6 21,8 72,6 67,3 7,3
Еврейская авт.область 94,5 87,1 7,4 64,9 59,8 7,8
Чукотский авт.округ 31,3 29,4 1,9 82,0 77,0 6,1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2

    Экономическая активность населения

  III квартал 2011г. Август Сентябрь Октябрь Октябрь к сентябрю 2011г. (+-)
Тыс.человек          
Экономически  активное  
население в возрасте  
15-72 лет (рабочая сила)
76636 76685 76580 75633 -947
занятые2) 71869 72013 71965 70828 -1137
безработные 4767 4672 4615 4805 190
В процентах          
Уровень экономической  
активности
(экономически  
активное население к  
численности населения  
в возрасте 15-72 лет)
69,1 69,2 69,1 68,2 -0,9
Уровень занятости  
(занятые к численности  
населения в возрасте  
15-72 лет)
64,8 65,0 64,9 63,9 -1,0
Уровень безработицы  
(безработные к численности  
экономически активного  
населения)
6,2 6,1 6,0 6,4 0,4
_______________ 
2) С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В октябре 2011г. в численность занятого населения дополнительно были включены 284 тыс.человек (из них 74 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 210 тыс.человек - как экономически неактивные).

Информация о работе Динамика занятости и безработицы в России