Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.

Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

- исследовать теоретические основы инфляции;

- обобщить существующие точки зрения по поводу сущности инфляции, причин и последствий инфляции для экономики;

- показать роль НБ РБ в регулировании инфляционных процессов;

- изучить нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ;

- изучить современное состояние инфляционного процесса в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Трансмиссионный механизм состоит из каналов, которые  в математическом виде представляют собой систему уравнений макроэкономических переменных, отражающую передаваемый импульс изменений, генерируемый центральным банком посредством инструментов денежно-кредитной политики. В экономической литературе выделяют четыре фазы развития импульса изменений:

     - центральным банком оказывается воздействие на рыночные процентные ставки и валютный курс;

     - происходит коррекция стоимости  финансовых активов, отражающаяся  на расходах субъектов хозяйствования  и домашних хозяйств;

     - происходит уточнение равновесной  цены на финансовые активы;

     - макроэкономическая адаптация: изменение  темпов роста ВВП, уровня безработицы,  платежного баланса и т. д.

     Согласно  второй и третьей фазам трансмиссии  выделяют несколько схем передачи корректирующего  денежно-кредитного импульса, влияющего  на совокупный спрос. Данные схемы принято называть каналами трансмиссионного механизма. Основными из них являются: канал процентной ставки (канал замещения, канал дохода и потоков наличных поступлений), канал благосостояния; канал кредитования [широкий (балансовый) и узкий (канал издержек привлечения капитала)]; канал валютного курса; монетаристский канал. Основные принципы передачи монетарных импульсов представлены в таблице 2.2.: 

                                                                                                   Таблица 2.2 

     Основные  принципы передачи импульса  от Национального банка экономике по каналам трансмиссионного механизма

     

     Источник: [7, с. 571].

     В то же время эффективность реализации денежно-кредитной политики в целом и функционирования трансмиссионного механизма в частности зависит от правильности выбора целей, инструментов и методов их реализации. Причем в основе выбора инструментов монетарной политики лежит правило компенсационного регулирования, заключающегося в увеличении или снижении доступа к ресурсам в зависимости от складывающейся экономической ситуации, что обеспечивает поддержание центральным банком необходимого объема денежной массы и уровня ликвидности банковской системы.

     Преобладание  кредитного канала трансмиссионного механизма  в переходных экономиках и наличие прямой взаимосвязи в реализации монетарной политики с функционированием банковской системы в целом и деятельностью коммерческих банков в частности обуславливает следующую классификацию инструментов — прямого и косвенного воздействия.

     Из  всего многообразия к первой группе относятся административные методы регулирования (регулирование процентных ставок, объемов кредитов, селективное  регулирование, портфельные ограничения), нормативы обязательных резервов, соблюдение экономических нормативов. Основными чертами данной группы являются отсутствие учета экономических интересов субъектов регулирования, реализация, как правило, в форме директив и инструкций, направленность на установление прямого контроля над процентными ставками и объемами ресурсов коммерческих банков.

     Ко  второй группе относятся операции на открытом рынке (операции с ценными  бумагами, операции с иностранной  валютой, рефинансирование Национальным банком коммерческих банков), постоянные механизмы регулирования ликвидности (постоянные механизмы рефинансирования, постоянные депозитные механизмы), учетная политика и селективные инструменты (валютные интервенции, валютная стерилизация). Использование данных инструментов предполагает учет экономических интересов субъектов регулирования, а также соблюдение следующих условий: во-первых, достижение относительной стабильности экономического развития; во-вторых, формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; в-третьих, создание многофункциональной стабильной, надежной инфраструктуры финансового рынка [8, с. 299].

     Наряду  с механизмами, инструментами и  методами денежно-кредитной политики одну из приоритетных ролей играют правила монетарной политики, которые  представляют собой систему принятия решений в реализации функции  ответной реакции центрального банка, в соответствии с которой механизмы и инструменты денежно-кредитной политики отвечают на изменения одной или нескольких ключевых экономических переменных. В целом указанные правила позволяют политике центрального банка быть открытой, регулярной и последовательной, указывая на необходимые количественные цели и обеспечивая наиболее эффективную реакцию регулирующих органов на происходящие процессы в денежно-кредитной сфере.

     Одна  из основных причин трансформации правил денежно - кредитного регулирования заключается в переходе большинства ведущих центральных банков на такие явные целевые ориентиры в проведении монетарной политики, как обменный курс, уровень инфляции, агрегаты денежной массы (или денежной базы) или различные сочетания этих показателей.

     Использование явного номинального якоря предполагает принятие центральным банком обязательства по достижению целевого ориентира в планируемом периоде (1—2 года). Если банк использует промежуточные целевые ориентиры без принятия официальных обязательств по их достижению, то в данном случае речь идет о применении неявного номинального якоря. При этом центральный банк реагирует на возникающие шоки с помощью инструментов монетарной политики.

     Большинство экономистов склоняются к использованию  инфляционного таргетирования в реализации монетарного регулирования. Использование инфляции в качестве номинального якоря предполагает установление и обнародование целевого уровня инфляции на перспективу, публичное принятие центральным банком обязательств по его безусловному достижению. Преимущество инфляционного таргетирования состоит в замещении синтезом целого ряда экономических индикаторов одностороннего характера промежуточных ориентиров, используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивой системы принятия решений и использования инструментов. При этом реакция банка на экономические шоки становится предсказуемой для экономических агентов и приводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, это предполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, что позволяет рынкам и финансовым агентам заранее видеть необходимость принятия центральным банком тех или иных решений.

     В то же время инфляционное таргетирование характеризуется как политика с  ограниченными дискреционными возможностями.

     Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентира вне зависимости  от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. Таким образом, ответную реакцию  центрального банка можно представить  в виде экономической функции, которая  будет соответствовать правилу денежно-кредитной политики, так как действия денежных властей предопределены. Однако использование номинальных якорей не является единственным целевым ориентиром в проведении денежно-кредитной политики.

     Таким образом, учитывая современные отечественные и зарубежные представления о системе целей денежно-кредитной политики и методах их достижения, следует отметить, что:

     - современная денежно-кредитная политика, являясь составной частью единой  экономической политики государства,  направлена на реализацию общеэкономических целей и согласованного использования доступных инструментов регулирования монетарного сектора в рамках комплексной программы;

     - четко сформулированные цели  и правила монетарной политики, систематический анализ трансмиссионного  механизма, отражающего качественные и количественные связи монетарного сектора с другими секторами экономики, позволяют увеличить ее эффективность, а также определить место и роль банковского сектора в ее реализации;

     - в условиях переходной экономики  Республики Беларусь одним из приоритетных каналов трансмиссионного механизма является кредитный, яркий представитель которого — банковская система и коммерческий банк как ее элемент. При этом развитие монетарного канала, канала процентной ставки и валютного курса происходит в тесной взаимосвязи с кредитным каналом с относительным уровнем соподчиненности [9, с. 19].

     Для целей курсового исследования представляется важным определить, может ли Национальны Банк на современном этапе управлять инфляционными процессами, и располагает ли он действенными инструментами. Иными словами, можно ли назвать антиинфляционное регулирование, осуществляемое Национальным Банком в рамках проведения денежно-кредитного регулирования эффективным. Индикатором эффективности антиинфляционного регулирования может выступать степень достижения поставленных целей. Как выяснилось, для управления инфляционными процессами центральный банк использует сегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование. Оба этих режима предусматривают выбор номинального денежного ограничителя, исходя из которого, строится вся денежно-кредитная политика. Устойчивость данного ограничителя рассматривается как цель данной монетарной политики. Национальный Банк ежегодно устанавливает два таких ограничителя: уровень инфляции и темп прироста денежной массы.

     Связь между политикой, проводимой Банком Беларуси, и целями, декларируемыми им в основных направлениях денежно-кредитной политики, в течение последних трех лет достаточно слаба. Ни разу за рассматриваемый период Национальному Банку не удалось достичь поставленных целей. Этот факт убедительным образом свидетельствует о том, что, к сожалению, на сегодняшний день вряд ли можно признать проводимую Национальным Банком антиинфляционную политику эффективной.

     Интересна причина столь низкой эффективности антиинфляционного регулирования Национального Банка РБ. Для этой цели представляется целесообразным проанализировать приемлемость используемых монетарных режимов в условиях белорусской экономики, а также эффективность используемых Нацбанком инструментов для управления инфляционными процессами. Из года в год Национальный Банк устанавливает целевые темпы прироста агрегата М2, причем ни разу за весь период действий с 2007 по 2009 Нацбанка установленные целевые темпы прироста не выполнялись.

     Ежегодное невыполнение плана по агрегату М2 отчетливо свидетельствует о неэффективности использования монетарного таргетирования. Можно выделить ряд объективных причин, делающих невозможным использование данного вида монетарного режима в условиях белорусской экономики. Одним из главнейших условий эффективности данного вида монетарного режима выступает точная оценка спроса на деньги, получить которую в странах с переходной экономикой не представляется возможным. Как правило, спрос на денежные средства можно определить исходя из величины ВВП, а вот спрос на деньги со стороны финансового рынка определить невозможно. Кроме того, высокая инфляция и зависимость национальной экономики от внешнеэкономической ситуации увеличивают вероятность ошибки при прогнозировании спроса на деньги. Это, в свою очередь, может привести либо к инициированию инфляционных процессов, либо к чрезмерному сокращению денежной массы, что в обоих случаях оказывает негативное, дестабилизирующее влияние на экономику страны. Еще одним важным препятствием к использованию данного монетарного режима выступают сложность определения изменения скорости обращения денег, что, в свою очередь, затрудняет точный прогноз ВВП, структуры денежной массы и денежного мультипликатора. Перечисленные выше факторы делают неэффективным использование монетарного таргетирования не только в странах с переходной экономикой или развивающихся странах, но и даже в развитых странах [12, с. 43].

     Второй  вид монетарного режима, используемого  Национальным Банком для преодоления инфляционных процессов, выступает инфляционное таргетирование, предусматривающее установление целевого уровня инфляции. Как и монетарное таргетирование, инфляционное таргетирование в современных белорусских условиях является малоэффективным. Об этом также может свидетельствовать отклонение между запланированными и реальными показателями инфляции. Цель по инфляции Национальным Банком РБ из года в год не выполнялась, что свидетельствует о неэффективности инфляционного таргетирования в Беларуси. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что в Беларуси на сегодняшний день пока еще не сформировались условия для применения данного вида монетарного режима. Для успешного применения режима «целевой инфляции» необходимо выполнение трех ключевых условий.

     Во-первых, Национальный Банк должен обладать достаточной независимостью для проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Хотя ни один Нацбанк не может быть полностью независим от правительства, он должен, по крайней мере, обладать свободой в выборе инструментов для достижения целевого уровня инфляции. Кроме того, применение данного монетарного режима предусматривает обязательную публикацию прогнозов инфляции (как среднесрочных, так и долгосрочных), целевых ориентиров и результатов, за достижение которых вся ответственность возлагается на центральный банк. Это, в свою очередь, должно повысить транспарентность денежно-кредитной политики, обеспечивающую информированность хозяйствующих субъектов о целях и планах денежных властей, а также повысить уровень доверия хозяйствующих субъектов к органам денежного регулирования.

Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов