Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.

Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

- исследовать теоретические основы инфляции;

- обобщить существующие точки зрения по поводу сущности инфляции, причин и последствий инфляции для экономики;

- показать роль НБ РБ в регулировании инфляционных процессов;

- изучить нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ;

- изучить современное состояние инфляционного процесса в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Нормативные правовые акты Национального банка  вступают в силу со дня их включения  в Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, если в этих актах  не установлен иной срок.

     Нормативные правовые акты Национального банка  после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка [3]. 

 

2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ  ИНФЛЯЦИОННОГО   ПРОЦЕССА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Современное состояние  уровня инфляции в Беларуси

 

     Инфляция  как некое негативное экономическое  явление, в ее крайних формах способное  дестабилизировать экономику страны, требует вмешательства государства  в виде осуществление антиинфляционных мер. Антиинфляционные меры могут быть эффективными только в том случае, когда определены причины и импульсы развития инфляционного процесса. Это позволяет осуществлять более целенаправленное воздействие и, таким образом, нивелировать влияние истинных причин инфляции.

     Разразившийся в 2008 году мировой кризис породил в экономики РБ ряд факторов, противоположно действующих на инфляционные процессы. В среднесрочной перспективе на развитие инфляционных процессов будут влиять:

     1. сокращение кредитных операций (прежде  всего, в сфере кредитования  населения);

     2. повышение процентных ставок  за пользование кредитами и  по депозитным операциям, что,  по мнению НБ РБ, должно воспрепятствовать  оттоку капитала за рубеж;

     3. усиление оттока капитала за  рубеж в связи с необходимостью  погашения долга по ссудам;

     4. снижение темпов роста доходов населения в условиях кризиса [17, с.87].

     Перечисленные факторы будут влиять на сокращение объема денежной массы. Наряду с этим будут действовать в противоположном  направлении такие факторы как:

     1. выделение крупных сумм из  государственных фондов для укрепления финансового состояния банков и корпораций;

     2. выделение государственных ресурсов  на развитие мелкого и среднего  бизнеса, увеличение государственных  заказов предприятиям оборонных  отраслей;

     3. расширение операций НБ РБ  по рефинансированию коммерческих банков;

     4. увеличение уставного капитала  коммерческих банков;

     Намечается  переориентировать некоторые кредитные  организации, придав им целевую направленность на развитие реального сектора. В  частности, предполагается дать коммерческим банкам, использующим различные формы государственной поддержки, рекомендации направлять в приоритетном порядке средства на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Изменение цен и тарифов в 2009 г. характеризуется следующими данными (Таблица 2.1).

                                         Изменение цен и тарифов                      Таблица 2.1

      

     Источник: [15, с.144].

     Таким образом, идет рост по всем показателям.

     Отразим графически изменение цен в 2008 и 2009 гг. (рис. 2.1.)

     

     Рис. 2.1. Изменение цен в 2008 и 2009 гг.

     Источник: [15, с. 106].

     

     Рис. 2.2. Изменение потребительских цен  и цен производителей промышленной продукции.

     Источник: [16, с. 109].

     Индекс  потребительских цен на товары и  услуги в ноябре 2009 г. по сравнению  с октябрем 2009 г. составил 100,3%. Рост цен на продовольственные товары дал 0,44% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,06%, изменение цен на платные услуги дало снижение сводного индекса потребительских цен на 0,18%. Индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 108,7%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2009 год – 100,7-100,9%.

     Индекс  цен производителей промышленной продукции  в ноябре 2009 г. по сравнению с октябрем 2009 г. составил 100,4%, в том числе на инвестиционные товары – 101,1%, промежуточные товары – 100,1%, потребительские товары – 100,7%.

     Исходя  из всего вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы. Все  страны мира в той или иной мере ощутили на себе негативное влияние  мирового финансово-экономического кризиса. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой, начиная с четвертого квартала 2008 года подверглась серьезным негативным внешним воздействиям.

     В 2010 году денежно-кредитная политика направлена на поддержку внешней  и внутренней сбалансированности экономики  Беларуси как важнейшего условия  ее стабильного развития [16, с. 113].

     2.2 Анализ использования  инструментов денежно-кредитной  политики  НБ РБ  для стабилизации  уровня инфляции

 

     Преодоление инфляции является одной из важнейших  стратегических задач, стоящих перед  Банком Беларуси. Эта цель встала во главу угла всей денежно-кредитной политики Национального Банка, начиная с 1992 г. Более пятнадцати лет деятельность Нацбанка Беларуси направлена на снижение уровня инфляции и сглаживание негативного влияния инфляции на экономическое развитие страны. Кризис 2008 г. положил, по нашему мнению, начало нового этапа в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы в антиинфляционном регулировании.

     Под  денежно-кредитной   политикой  государства понимается комплекс мер  направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка.  Денежно-кредитная   политика  - это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на  уровень и динамику  инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

     Согласно  Основным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года на монетарный сектор экономики возложены задачи по созданию и поддержанию благоприятных условий развития экономики. Точная разработка целевых ориентиров монетарной политики, реализация принципов денежно-кредитного регулирования и, в частности, принципа соответствия числа целей числу имеющихся инструментов центрального банка, увеличивает эффективность монетарной политики, ее предсказуемость и открытость [13].

     Большинство экономистов выделяет систему целей денежно-кредитной политики, отвечающую следующим параметрам: соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Согласно данным представлениям все эти цели можно классифицировать в зависимости от:

     - границ действия: внешние (равновесие  платежного баланса, стабильность  валютного курса) и внутренние (стабильность национальной денежной  единицы, стимулирование экономического  роста и т. д.);

     - времени действия: конечные, промежуточные  и тактические.

     Наибольшее  распространение получила система  целей денежно-кредитной политики в зависимости от времени действия. Под конечными целями системы  денежно-кредитного регулирования  понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве

     основных  выделяют следующие:

     — экономический рост;

     — обеспечение занятости населения;

     — формирование равновесия платежного баланса  страны;

     — стабильность цен как внутренних, так и внешних (обменный курс);

     — стабильность ставки процента;

     — стабильность на финансовых рынках;

     — стабильность валютного рынка.

     При этом состав, приоритетность и количественные параметры экономических целей, которые подразделяют на стратегические и тактические, зависят от национальных приоритетов страны, этапа ее развития, а также от тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.

     Центральный банк должен воздействовать на параметры  конечных целей через промежуточные  звенья. Это обусловлено тем, что  монетарный сектор, несмотря на определенную самостоятельность, выполняет роль посредника, через которого проходят, оптимизируются и эмитируются потоки денежных (платежных) средств для функционирования остальных секторов экономики. Кроме того, не все факторы, влияющие на достижение данных целей, носят только монетарный характер. Поэтому центральный банк определяет промежуточные и операционные цели. Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:

     - предложения денег (непосредственно  одного из денежных агрегатов,  денежной базы, чистые иностранные активы, чистые внутренние активы);

     - цены денег на внутреннем рынке;

     - обменного курса национальной  валюты.

     Необходимость использования промежуточных целей  в реализации денежно-кредитной  политики обусловлена следующими основными  причинами: во-первых, сложностью количественно и качественно отобразить взаимосвязи экономических и монетарных переменных; во-вторых, наличием временного лага между принимаемыми мерами в монетарном секторе и реакцией экономики; в-третьих, отсутствием точной и достоверной информации у органов денежно-кредитного регулирования о состоянии экономики. Одновременно при выборе промежуточных целей денежно-кредитной политики центральный банк использует такие критерии, как согласованность с конечными целями регулирования, контролируемость вы-бранных показателей со стороны центрального банка, измеримость, своевременность.

     Кроме промежуточных целей, центральные  банки выделяют операционные (или  тактические) цели денежно-кредитной  политики. К ним относятся уровень  резервов или ставки процента (межбанковские или по краткосрочным государственным ценным бумагам).

     Через постановку и достижение тактических  целей органы денежно-кредитного регулирования  обеспечивают выполнение целей высшего  порядка. В настоящее время к  тактическим целям предъявляются следующие требования со стороны центральных банков:

     - способность их быстро и положительно  изменяться в ответ на действия  центрального банка;

     - стабильное влияние операционных  целей на промежуточные;

     - возможность максимально воздействовать на эти цели со стороны центрального банка [12, с. 38].

     Основополагающим  нормативным документом, определяющим цели и задачи развития монетарной сферы в нашей стране, согласно статье 4 Банковского кодекса Республики Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих основных принципов:

     - обеспечение прозрачности денежно-кредитной  политики, что предполагает ясность  функций, обязанностей и задач  Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах денежно-кредитной политики;

     - четкая иерархия целевых ориентиров  денежно-кредитной политики;

     - оперативное определение Национальным  банком перечня и порядка применения  инструментов денежно-кредитной  политики, направленных на достижение  ее целей.

     Сложность в соблюдении принципов денежно-кредитного регулирования, реализации целей денежно-кредитной политики и наличие их иерархической структуры, выбор и применение методов и инструментов в их достижении подразумевает формирование и функционирование механизма по передаче регулирующих импульсов в монетарной сфере. Одним из таких механизмов является трансмиссионный (передаточный). В условиях функционирования современных экономик место денежного таргетирования стало занимать прямое таргетирование инфляции, в связи с этим в настоящее время под трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики понимают механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и инфляцию в частности.

Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов