Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.

Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

- исследовать теоретические основы инфляции;

- обобщить существующие точки зрения по поводу сущности инфляции, причин и последствий инфляции для экономики;

- показать роль НБ РБ в регулировании инфляционных процессов;

- изучить нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ;

- изучить современное состояние инфляционного процесса в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Значение  таргетирования среди всех методов  регулирования  денежного обращения  центральным   банком  трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на  инфляционные  ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции [1, с. 86].

     Внешнее давление на цены можно ограничивать двумя способами. Во-первых, за счет административных мер, не поощрения  расходов бюджета, которые бы не носили компенсационный характер, как в  случае с выплатами пенсионерам. Но нужно очень жестко понимать техническую сторону компенсаций, чтобы средства шли непосредственно потребителям товаров и услуг, цены на которые будут расти, и отказываться от государственного субсидирования и каких-либо льгот для предприятий, предоставляющих такие услуги. Во-вторых, это непосредственно управление курсом Банком России - он может сдерживать валютный рынок за счет управления процентными ставками.

     Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется  следующая закономерность - чем ситуация ближе к кризису, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и  центрального   банка  на экономику и денежную массу, как ее составляющую. К прямым методам относятся установление различных ограничений (лимитов), издание нормативно-законодательных актов, в том числе и законов о проведении денежных реформ.

     Косвенные методы включают:

     1) регулирование общей массы денег  через управление «печатным станком»;

     2) регулирование процентных ставок  коммерческих  банков  через управление  ими НБ;

     3) обязательные денежные резервы коммерческих  банков;

     4) операции НБ на открытом рынке  ценных бумаг.

     Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной «рыночности». Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе  рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно НБ не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

     Прямое  регулирование  покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

     1. прямое и непосредственное  регулирование  кредитов и их распределения государством;

     2. государственное  регулирование   цен, т.е. государство с помощью  административных, законодательных  и бюджетно-финансовых мероприятий  может воздействовать на цены  таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом;

     3. государственное  регулирование   пределов заработной платы. Оно  включает дифференциацию уровня  заработной платы в зависимости  от качества, величины и эффективности  трудового вклада, условий труда, природно-климатических условий и других особенностей регионов; повышение заработной платы с ростом эффективности производств ее индексации с инфляционным  ростом цен; обеспечение оптимальных воспроизводственных пропорций в распределении хозрасчетного дохода предприятия на цели потребления и накопления; сочетание самостоятельности предприятий с государственным  регулированием  заработной платы в пределах установленной законодательством компенсации государства;

     4. государственное  регулирование   внешней торговли и операций с иностранным капиталом. Это меры, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса.  Регулирование  внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.

     В целом, надо отметить, что реально  в нашем сегодняшнем положении  по-настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией -  регулирование  кредитов, цен и заработной платы,  регулирование  валютного курса и внешней торговли.

     Таким образом, роль  Национального   Банка  в  регулировании   инфляционных   процессов  велика. Он может воздействовать на них с помощью прямых и косвенных методов, а также политики таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров [6, с. 27].

     1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ

 

     Банковское  законодательство Республики Беларусь – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие  при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности  и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

     Ниже  приведен список нормативно – правовых актов, которые призваны регулировать деятельность Национального Банка Республики Беларусь.

     Банковский  кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г., принят Палатой представителей 3 октября 2000 года, одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2009 г. № 114–З), Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666.

     Об  утверждении устава Национального Банка Республики Беларусь: указ президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2010 г. № 393), Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 1/11830.

     Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

     Национальный  банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Уставом и независим в своей деятельности.

     Инструкция  о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 175, рег. номер в НРПА 8/6419 от 23 июля 2001 г. 

     Инструкция  о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137, рег. номер в НРПА № 8/15213.

     Инструкция  о порядке составления и представления  банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 172, рег. номер в НРПА № 8/15355 от 20 ноября 2006 г. 

     Инструкция  о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 138, рег. номер в НРПА № 8/15214 от 27 октября 2006 г.  

     Инструкция  о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно–финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 35, рег. номер в НРПА 8/16008 от 2 марта 2007 г. 

     Что касается монетарной политики:

     Положение о принципах регулирования текущей  ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 64 

     Инструменты поддержания ликвидности.

     Инструкция  о порядке предоставления Национальным банком Республики Беларусь банкам кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 239, рег. номер в НРПА 8/15088 от 29 сентября 2006г. 

     Ломбардный  список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 октября 2006 г. № 153, рег. номер в НРПА, 8/15188 от 24 октября 2006 г. 

     Инструкция  по проведению Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 346, рег. номер в НРПА 8/15583 27 декабря 2006 г. 

     Инструкция  о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь сделок СВОП с банками Республики Беларусь: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 395, рег. номер в НРПА 8/13802 от 10 января 2006 г. 

     Инструкция  о порядке привлечения Национальным банком Республики Беларусь денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 10, рег. номер в НРПА 8/15786 от 26 января 2007 г. 

     Фонд  обязательных резервов.

     Инструкция  о порядке формирования банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 225, рег. номер в НРПА 8/15725 от 18 января 2007 г. 

     О порядке определения учетной  ставки Национального банка Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 18 мая 2000 г. № 11.10, рег. номер в НРПА 8/3571 от 05 июня 2000 г. 

     О порядке информирования банков об операциях  Национального банка по регулированию ликвидности: Письмо Национального банка Республики Беларусь 8 апреля 2010 г. № 36–20/22 [20].

     Национальный  банк в пределах своей компетенции  принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

     Национальный  банк вправе принимать (издавать) нормативные  правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

     Нормативные правовые акты Национального банка  должны соответствовать законодательным  актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового  акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

     Нормативные правовые акты Национального банка  подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

     Нормативные правовые акты Национального банка  направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.

     Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.

     К названным нормативным правовым актам Национального банка прилагается заключение Министерства юстиции о включении их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, принятое по результатам правовой экспертизы, осуществляемой в порядке, предусмотренном законодательством.

Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов