Деятельность налоговых органов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. . Становление и развитие Государственной Налоговой Службы
1.1. Возникновение и развитие налогообложения…………………………………………………………………5
1.2. Становление и развитие Государственной налоговой службы России….11
Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы
2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы…………………………………………………………………………....16
2.2. Система государственной налоговой службы…………………………...21
Глава 3. Совершенствование налоговой системы
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………23
3.2 Предложения по совершенствованию налоговой системы……………....25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Кр моя по налогам.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

    в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы  налогообложения (подоходное, поимущественное  и т. п.) при умелом их сочетании;

    г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

    д) единая налоговая ставка должна дополняться  системой налоговых льгот, носящих  целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуаций. 
 
 
 
 

    3.2 Предложения по совершенствованию налоговой системы

    Совершенствование действующей налоговой системы  должно идти по пути ее упрощения, повышения  ее гибкости и адаптивности, ориентированности  на налогообложение прибыли. Налогообложение  должно стать проектно-ориентированным и учитывать как сравнительные горно-геологические условия, так и фазу «естественной динамики», на которой находится тот или иной проект. Следует учитывать сокращение рентной составляющей в цене (в ряде случаев - до нуля), что должно найти свое отражение и в акцизной политике. При сохранении акциза его величина должна соответствовать ренте на конкретном объекте. Однако, в принципе, акциз на нефть должен быть заменен на иной рентный платеж. Следует ожидать появления большого количества безакцизных объектов, а налог на нормальную прибыль будет становиться доминирующим в структуре выплат государству. Для небольших объектов, операции на которых поддаются типизации, а результаты колеблются в небольших интервалах (например, гидроразрыв на отдельных месторождениях), могут быть введены иные специальные режимы налогообложения. Конечной целью реформы системы налогообложения в НГК (и других минерально-сырьевых отраслях) должен стать переход на трехуровневую систему взимания налогов:

    - первый уровень - изъятие государством разумно обоснованной части прибыли со всех субъектов предпринимательской деятельности (механизм изъятия - налог на прибыль);

    - второй уровень - изъятие государством  разумно обоснованной части горной  ренты, т.е. прибыли, полученной  субъектами предпринимательской деятельности в минерально-сырьевых отраслях за счет действия «природного фактора», отсутствующего в других отраслях экономики (механизм изъятия - роялти, учитывающий как сравнительные горно-геологические условия, так и стадию «естественной динамики», на которой находится проект);

    - третий уровень - изъятие государством  разумно обоснованной части дифференциальной  ренты, т.е. прибыли, полученной  находящимися в относительно  лучших природных условиях субъектами  предпринимательской деятельности в минерально-сырьевых отраслях (механизм изъятия - налог на сверхприбыль, учитывающий стадию «естественной динамики», на которой находится проект).

    В рамках этой системы необходимо не столько пересмотреть существующий механизм формирования акциза, сколько полностью отказаться от его применения в добывающих отраслях. В соответствии с мировой практикой и экономической логикой, «акциз» - это налог на конечного потребителя, налог на предметы роскоши и плата за вредные привычки. Традиционно подакцизные товары - это алкоголь, табак, но не нефть и газ, являющиеся сырьем для широкого спектра отраслей народного хозяйства. Именно поэтому в такой трехуровневой системе налогообложения место акциза должна будет занять одна из разновидностей налога на сверхприбыль нефтегазовых компаний, являющаяся по сути своей рентным платежом, нацеленным на изъятие дифференциальной ренты, со скользящей шкалой, обеспечивающей изменение этого налога, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

    Необходимо  привести номинальную (начисленную) налоговую нагрузку и механизм ее взимания в соответствие с реальными возможностями плательщиков, что в настоящее время означает необходимость снижения налоговых ставок, перехода от жестких фискальных к гибким финансово-экономическим механизмам налогообложения, учитывающим динамично изменяющиеся условия работы налогоплательщиков в НГК. Решение данной задачи распадается на две составляющие:

    - на приведение в соответствие  с реальными возможностями плательщиков  уровня и структуры общехозяйственных  налогов;

    - на реформу специального налогообложения  предприятий нефтяного комплекса.

    Совместными усилиями Министерства и нефтегазовых компаний обоснованы и подготовлены в виде соответствующих законопроектов предложения по изменению специального налогообложения, отражающие, на наш взгляд, как баланс интересов государства и производителей, так и баланс интересов фискально-ориентированных и инвестиционно-ориентированных государственных ведомств. Эти предложения включают:

    По  налогообложению нефтепродуктов:

    - перенос основной налоговой нагрузки из сферы производства в сферу торговли нефтепродуктами, с максимальным приближением к стадии их конечного потребления;

    - придание налогам на нефтепродукты  экологической направленности и  функции стимулирования НТП в  нефтепереработке путем дифференциации ставки акциза для этилированных и неэтилированных бензинов и ставки налога на реализацию горюче-смазочных материалов для различных ГСМ (в диапазоне, начиная с нуля), в частности, ее снижение на бензины с пониженным содержанием бензола и ароматических углеводородов, а также на малосернистые дизельные топлива.

    По  налогообложению недропользования:

    - разработан механизм гибкого  изъятия части формирующего сверхприбыль  рентного дохода при добыче  углеводородов после обеспечения  возврата вложенных инвестиций, в форме налога на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    - разработан проект закона по  стимулированию добычи углеводородов  из малопродуктивных участков  недр;

    - законодательно определен конкурсный  или переговорный механизм установления ставок специальных платежей за право пользования недрами при добыче нефти (роялти), уровень которых должен быть закреплен в лицензии на право пользования недрами. Таким образом, по новым лицензионным участкам может быть установлен рациональный уровень роялти. Однако, для подавляющей части разрабатываемых месторождений ставки роялти, являющегося фискально-ориентированным платежом, были установлены в рамках административных процедур в отличных от действующих экономических условиях, в частности - при существовавшем ранее более льготном налоговом режиме в недропользовании. В результате в настоящее время эти ставки, как правило, превышают возможности добывающих предприятий по их уплате при условии сохранения приемлемого уровня рентабельности. Допускаемое законом «О недрах» законодательное введение понижающих коэффициентов для действующих ставок роялти, в том числе путем переговоров между государством и пользователями недрами, не применяется в силу отсутствия практического механизма его реализации. Кардинальное решение проблемы могло бы быть обеспечено при условии полного пересмотра экономических условий действующих лицензий с закреплением в новых лицензионных соглашениях размера и порядка взимания всех платежей недропользователей с учетом конкретных условий объекта недропользования на весь срок инвестиционного проекта его разработки. Однако, процесс переоформления лицензий в полномасштабные с юридической точки зрения лицензионные соглашения - длительный процесс, сопряженный с высокими издержками, как для государственных структур, так и для самих компаний. Поэтому частичное решение проблемы может быть обеспечено путем разработки и введения в действие порядка применения существующей законодательной нормы о понижающих уровень роялти коэффициентах.

    Принятие  указанных изменений в специальное налоговое законодательство при условии определенного смягчения общехозяйственного налогообложения является необходимым условием для решения задач:

    - повышения уровня собираемости  налогов, недопущения возникновения  (наращивания) задолженности налогоплательщиков перед бюджетом;

    - создания объективного механизма  определения и контроля уровня  цен в качестве базы налогообложения.  В качестве такого механизма  может рассматриваться, например, создание рынка фьючерсных контрактов.

    Рациональное изменение налоговой системы неизбежно ведет к увеличению добычи.

    В направлении рационализации действующей  налоговой системы могут действовать  также следующие меры:

    - введение в законодательство  о налогах и сборах понятия  «консолидированная группа налогоплательщиков», предоставляющего право основному обществу выступать единым налогоплательщиком по всем налогам и сборам своих дочерних обществ;

    - введение порядка уплаты НДС  и акцизов по методу исчисления  выручки от реализации продукции  по дате ее фактической оплаты, а не по дате отгрузки, или с выставлением штрафных санкций не поставщику, а неплательщику за поставленные энергоресурсы;

    - разрешение уменьшать налоговую  базу для расчета налога на  прибыль предприятий и организаций  на сумму всех необходимых и документально подтвержденных расходов (расходы на НИОКР, освоение новых технологий, затраты на выпуск ценных бумаг, расходы на привлечение заемных средств и т.п.). 
 
 
 
 

Заключение

    Главный вопрос в преодолении экономического кризиса в России не в налоговой системе, а в о6щем состоянии экономики, обуславливающим расширение и увеличение налогоо6лагаемой базы. Стране нужна программа экономического роста, обеспечивающая вначале внутреннюю конкуренцию, ибо с нее начинаются рыночные отношения.

    С целью выхода из экономического  и финансового кризиса Правительство Рссийской Федерации разработало стабилизационную программу и приступило к ее осуществлению. Решающая роль в преодолении кризиса принадлежит налоговой службе. Именно через нее в бюджеты всех уровней поступают около 90 процентов доходов.

    Сегодня особенно актуальной является проблема расширения налоговой базы. Но даже тогда, когда эта задача будет  решена, увеличение средств бюджета  без усилий налоговой службы не будет  эффективным.

    Экономисты  и занимающиеся этим вопросом специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех  групп факторов. Во-первых, от развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли, во- вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И в - третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.1

    Чтобы обеспечить поступление налогов  в бюджетную систему, нужны специалисты  нового профиля.

    Вопрос  подготовки кадров стоял перед Государственной  налоговой службой России с самого момента ее образования. Уже с 1990 года семь вузов и четыре колледжа Москвы, а также все средние специальные учебные заведения Министерства финансов Российской Федерации ввели специальность «Налоги и налогообложение» и начали обучение студентов. В 1996 году открылась Всероссийская государственная налоговая академия Государственной налоговой службы Российской Федерации, деятельность которой была построена по принципу интегрирования с налоговой системой.

    Но  сегодня подготовка налоговых служащих должна быть поставлена на качественно новую основу.

    Каким нам видится налоговый служащий будущего? Думается, что он должен совмещать  в себе качества грамотного юриста, экономиста и бухгалтера, но прежде всего - быть человеком высокой культуры. Поэтому мы считаем, что за основу следует принять классическое университетское образование, построенное на традициях, сложившихся при обучении финансовым, юридическим и экономическим дисциплинам. Налоговый служащий должен обладать качествами благородного супермена: с одной стороны, иметь хорошие манеры, основанные на знании этики взаимоотношений, а с другой- уметь вести себя в экстремальных ситуациях.1

    Справедливости  ради следует заметить, что конфликт между налогоплательщиком и налоговым  служащим - это проблема, общая для  многих стран, и решается она только в результате постепенных изменений общественной психологии и повсеместном повышении общей налоговой культуры. В этом направлении наша страна делает только первые шаги. Структура труда налогового инспектора зависит от подготовки работников в конкретной инспекции, их квалификации, степени владения компьютерной техникой. Поэтому моя позиция заключается в том, что взаимоотношения с налогоплательщиком должны быть партнерскими, профессиональными и корректными. 
 
 

Информация о работе Деятельность налоговых органов в России