Деятельность налоговых органов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. . Становление и развитие Государственной Налоговой Службы
1.1. Возникновение и развитие налогообложения…………………………………………………………………5
1.2. Становление и развитие Государственной налоговой службы России….11
Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы
2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы…………………………………………………………………………....16
2.2. Система государственной налоговой службы…………………………...21
Глава 3. Совершенствование налоговой системы
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………23
3.2 Предложения по совершенствованию налоговой системы……………....25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Кр моя по налогам.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

     В это же время в России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными( где основная роль - отчисления  от  казенной питейной продажи).

    Именно  в конце XVIII  в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в  том  числе  финансовую  и  налоговую политику. Это касается, как стран Западной Европы, так  и  России.  Еще  при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е  заведовали  финансовыми вопросами.  Екатерина   II(1729-1796)   преобразовала   систему   управления финансами.    На   протяжении   XIX   в   главным   источником   доходов   оставались государственные прямые (главные -  подушная  подать  и  оброк)  и  косвенные (главный-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась  с 1882  г.  Кроме государственных  прямых  налогов  существовали  земские  сборы,  специальные государственные сборы, пошлины

      В  80-х гг. XIX  в.  начало  внедряться  подоходное  налогообложение. Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников   к получению максимальной прибыли (так как рост  ставки  налога  на  прибыль  в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

    В  России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли  доходы  бюджета,  происходили  не   только   количественные,   но   и качественные изменения.

    Но  развитие России было прервано: сначала I мировая  война  (увеличение бумажно-денежной  эмиссии,  повышение  сборов,  налогов,  акцизов,   падение покупательной способности  рубля,  уменьшение  золотого  запаса,  увеличение внутреннего  и  внешнего  долгов  и  прочее),  потом  февральская  революция (нарастание  инфляции,  развал  хозяйства,  эмиссия необеспеченных  денег).Очередной спад во всей финансовой системе наступил  после  Октября  1917  г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия  и  контрибуция,  что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

    Определенный  этап  налаживания  финансовой  системы   наступил   после провозглашения НЭПа. Появились иностранные  концессии,  разработана  система налогов, займов, кредитных операций. Период  НЭПа  показал,  что  нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности  предприятий  от государственного аппарата управления.

      Важную роль в налоговой системе  играл налог с оборота. В   Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше  тяготел  в  сторону

акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен  не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен  и  развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был  подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на  капитал.  Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние  капиталов  было практически невозможным. Плюс  к  этому  дважды  облагались  налогом  доходы участников АО : сначала как совокупный доход АО,  а  затем  как  выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей  на  путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации  и  накоплению  капитала даже на самом примитивном уровне.

       В  дальнейшем   финансовая   система   России   эволюционировала   в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов онаперешла  к административным   методам   изъятия   прибыли   предприятий   и перераспределения финансовых  ресурсов  через  бюджет  страны,  что  привело страну в конце концов к кризису.

    Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме,  начался  в  России  в   конце   XIX   столетия,   вызванный   ростом государственных  потребностей,  в  связи  с  переходом  страны  от  прежнего натурального хозяйства к денежному. В течении 1881-1885 гг.  была  проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены  соляной  налог  и  подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба.  В  новой  налоговой системе  наибольшее  место  отводилось  акцизам   и   таможенным   пошлинам.

Косвенные налоги составляли почти  половину  всех  налоговых  поступлений  в государственный бюджет. Прямые  налоги,  основная  составляющая  всех  сумм, поступающих, в настоящее время, в  бюджет  от  сбора  налогов,  в  то  время составляли примерно 7% всего бюджета.

      Основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная  масса  нарушений  выявлялась  в  этой сфере  податных  отношений.  Нарушения  эти  проявлялись,  в   основном,   в реализации    подакцизных    товаров    без     соответствующих     ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного  сбора.  Ответственность  за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об  акцизных  сборах  1883  г.[1].

  В России  в любое время существовало неприязненное отношение к  налогам, в отличии от западноевропейских  государств,  где  плата  налогов  считается даже предметом гордости  налогоплательщиков. 

1.2. Становление и  развитие Государственной  налоговой службы  России

    Государственная налоговая  служба  России  имеет давнюю  историю.  В  эпоху феодальной  раздробленности  процедура  сбора  податей  осуществлялась,  как правило, самими  князьями,  которые с дружинниками периодически  объезжали свои владения, либо  но их поручению  это делалось специально  на то уполномоченными    людьми - данниками.  Фактически  не изменился   порядок  сбора  налогов  и  во   времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники,   таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.   

    Удельный  характер княжения  исключал возможность  появления   на  Руси   того  времени   единообразной налоговой  системы. Лишь   с появлением   российской государственности и  централизацией власти  в конце XV  века сложились  предпосылки для создания  специальных органов, ведающих  сбором налогов в масштабе  государства.   

    Прообраз   единой налоговой  службы  оформился   в  княжение  Ивана III с появлением финансового  управления  казенного  приказа. В  царствование  Алексея  Михайловича  число  приказов, ведавших сбором  налогов, значительно увеличилось, и лишь  в 1718  г. они  были  упразднены  Петром  1  в связи  с учреждением  камер-коллегии, в   обязанности  которой  вменялось  «надзирание и правление над окладными  и неокладными  доходами». Однако наряду с  налогами она должна  была заниматься устройством  дорог, вопросами земледелия, состоянием урожая, другими  проблемами  государственного строительства. Органом камер-коллегии в  провинции был земский комиссар, который со своими  помощниками    —    нижними    комиссарами   собирал подати, надзирал  за  эксплуатацией государственных имуществ, выполнял  целый ряд других, не связанных с взиманием налогов функций.  Надо  признать, что с  самого начала  своей деятельности камер-коллегия  не  стала тем центральным органом, который определял бы  налоговую  политику  государства. Более того, вскоре  после ее  создания сбор подушной  подати перешел   к  военной коллегии, монетная   и горная  регалии —   к берг-коллегии, морские пошлины и некоторые важные  доходы с государственных имуществ — к камер-коллегии, гербовая бумага — к мануфактур-коллегии. Предпринятые  в  1731 г. попытки   нового регламента  по  оживлению   деятельности  камер-коллегии успеха   не  имели.   

    Во  времена  Екатерины  II, указом от  24  октября  1780 г. была учреждена  экспедиция о государственных  доходах. Спустя год ее разделили на  четыре самостоятельных  экспедиции:  первая  занималась доходами, вторая  —   расходами,  третья —   ревизией   счетов,  четвертая —   взысканием   недоимок,  недоборов и начетов. Все четыре экспедиции  подчинялись генерал- прокурору. Петровские коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции по  финансовому  управлению  переданы казенным  палатам. 8 сентября  1802 г.  было создано министерство финансов, основной задачей  которого стало «управление казенными и  государственными   частями, кои  доставляют правительству нужные на  содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование  по   разным   частям   государственных расходов».1

    Структурным  подразделением министерства финансов был  департамент Податей и  сборов, который в 1863 г. разделили  на два самостоятельных департамента: окладных  сборов и неокладных  сборов. Последний в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных  сборов  и  казенной  продажи  питий.  Наряду  с названными   подразделениями  работой  по  взиманию налогов занимался  департамент торговли и мануфактур.  

    На  местах  вопросы  налоговой  системы  решались казенными  палатами, подчиненными   министерству финансов. Казенная   палата состояла из  управляющего, помощника   управляющего,   начальников отделений  и других  членов   по   штату.  При   казенной  палате образовывалось  губернское  податное  присутствие. В 1885 г. в ведении казенных  палат были   учреждены должности податных  инспекторов, которые осуществляли   контроль  за   правильным   взиманием   налогов, пошлин  и  различных  сборов на своих участках. Таких участков  на   территории  Российской   империи   на 1902 г. насчитывалось  500. Учитывая  особую   значимость деятельности  податных инспекторов, их назначение  на   должность  и  распределение  по  губерниям осуществлялось лично  министром  финансов.   

    Февральская  буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла сколь-нибудь серьезных  изменений в  систему  и структуру  налоговых  органов. Радикальные  перемены  начались только в конце  1918  г. 31 октября  1918 г. Совет  Народных Комиссаров  принял Декрет об организации финансовых отделов  губернских  и  уездных комитетов   Советов рабочих, крестьянских  и красноармейских  депутатов.1

    Этим   декретом   было   утверждено  Положение    об организации  финансовых  отделов губернских и уездных исполкомов   и   одновременно  упразднены   казенные палаты,  акцизные  управления и финансовые   органы местных самоуправлений.    Губернский финансовый   отдел состоял из подотделов:  сметно-кассового, прямых  налогов  и  пошлин, косвенных налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома делился на  два подотдела: сметно-кассовый и налоговый.   

    Из  инструмента финансовой политики  и регулятора рыночных   отношений   налоги  были   превращены   в орудие   классовой борьбы,  средство экономического подавления не только  «капиталистов и помещиков», но и большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к   среднему классу. К примеру, принятый  в 1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный налог носил откровенно  конфискационный   характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной  данью для усиления  Красной Армии,  которая готовилась к  оказанию помощи   пролетариату Европы в  завершении мировой революции.1

    Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к   политике  военного  коммунизма,   когда  частная торговля полностью  запрещалась, вводились  плановое снабжение  населения товарами  первой  необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. В этих условиях ни о каких  цивилизованных  способах  пополнения  государственной казны  не могло  быть и речи.    Переход  к   восстановлению  народного  хозяйства начался  с марта  1921 г.: разверстка была  заменена продналогом, разрешена свободная торговля,  а экономика  в целом ориентировалась на государственно - капиталистический путь развития.    Декрет  ВЦИК    «О  замене   продовольственной  и сырьевой разверстки натуральным налогом»2  предусматривал   единый  налог  на   все  сельскохозяйственное производство. Однако правила  взимания такого налога в  1921   г. разработаны  не  были,   а  ситуация  с продовольствием вновь  складывалась так, что  налоги вводились применительно  к отдельным  отраслям сельского хозяйства и видам  продукции. До марта 1922  г. натуральный  налог  выплачивался  сеном  и  соломой, картошкой  и капустой, медом  и  другими продуктами питания, всего около 20  наименований. Это не  могло не сказаться на равномерности   и полноте обложения сельского населения.    Дело осложнилось и  тем, что налоги в начале 20-х годов взимались различными   органами.  Так, продовольственный налог  собирался наркоматом  продовольствия; подворно-денежный налог — местными  органами власти; трудналог в  денежной   части —  наркоматом финансов, а  в  натуральный —   наркоматом труда. С 1924  г. предпринимаются попытки  перейти к денежному исчислению   и взиманию  налогов.   

    В   период  НЭПа    основной   задачей  налоговой политики  Советского государства, наряду с  другими  задачами, стало  вытеснение частника  из  всех  сфер производства, усиление  обложения  капиталистических элементов. В новых  экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении  доходной части бюджета.  В хозяйственном  механизме, где цены устанавливаются  в плановом порядке, вне какой-либо зависимости от  спроса и предложения, налоги  перестают быть   регуляторами экономических отношений  в их классическом  понимании. Следует  отметить  особую  роль  сельхозналога  в экономическом  разгроме деревни, разрушении многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим    в этом  деле стал принятый тогда  курс на коллективизацию   сельского хозяйства. В 1928 г. была  проведена реформа  сельхозналогов и уже к 1930  г. дифференциация  налоговых  платежей оказалась такова, что 2,8% крепких  хозяйств обязывались  выплатить 29,6%  всего сельскохозяйственного налога. Остальные  70%   налога возлагались  на  середняцкие   хозяйства, которые  в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети  всех  крестьянских хозяйств  освобождались от выплаты  сельхозналога из-за бедности.1   

Информация о работе Деятельность налоговых органов в России