Денежно-кредитная политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, ее методов и инструментов, выявление ее слабых и сильных сторон и ее осуществление в современной российской экономике.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность денежно-кредитной политики, её цели и задачи 5
Типы, методы и инструменты денежно-кредитной политики 11
Денежно-кредитная политика России и перспективы её развития 18
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая макро.docx

— 618.09 Кб (Скачать)

2. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой. То есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию, и наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Следует отметить, что современные модели денежной политики  базируются и на кейнсианских, и на монетаристских идеях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы, методы и инструменты денежно-кредитной политики.

 

Эффективность кредитно-денежной политики во многом зависит от инструментов и методов проведения, их комбинации и последовательности применения в том или ином состоянии экономики, на определенных этапах развития рыночной системы. Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным  признакам.

Различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы имеют характер административных мер в форме  различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения  и цены на финансовом рынке.

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих  субъектов с помощью рыночных механизмов.

Общие и селективные  методы денежно-кредитного регулирования

Общие методы являются преимущественно  косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют  в основном директивный характер.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов  денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они  могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия  прямых методов денежно-кредитной  политики зачастую превалируют над  преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм [13, с.27].

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.

Основными типами денежно-кредитной  политики выступают [7, с.178-179]:

1) кредитная экспансия,  или политика дешевых денег  – политика, направленная на стимулирование  кредитных отношений в стране  и денежной эмиссии;

2)кредитная рестрикция, или  политика дорогих денег – ограничение  эмиссии и кредитования.

Политика дешевых денег  используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и  растущей безработицы. Центральный  банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой  государственный банк взыскивает платежи  по кредитам, выданным коммерческим банкам). В результате данных мероприятий  включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно  к:

  1. Росту денежного предложения;
  2. Падению процентных ставок коммерческих банков;
  3. Росту инвестиционных расходов предприятий;
  4. Увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также  приводит к включению трансмиссии  на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

  1. Сокращение спроса на национальную валюту за границей;
  2. Обесценение национальной валюты;
  3. Увеличение чистого экспорта.

Политика дорогих денег  применяется в условиях роста  общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учетную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объем инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном  уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей. Увеличению стоимости национальной валюты и  сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной  экспансии и рестрикции зависит  от следующих составляющих:

- от быстроты принятия  решений Центральным банком (как  правило, решения об изменении  фискальной политики принимаются  парламентом и долго обсуждаются);

- от изоляции руководителей  Центрального банка от давления  групп лобби.

Воздействие субъектов денежно-кредитной  политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты  денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом  рынке.

2. Нормативы обязательных  резервов депонируемых в ЦБ (резервные  требования).

3. Процентные ставки по  операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных  организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров  роста денежной массы.

7. Прямые количественные  ограничения.

8. Эмиссия облигаций от  своего имени.

 

Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операции на открытом рынке

Политикой открытого рынка  называют куплю-продажу Центральным  банком государственных ценных бумаг  с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в  том, чтобы, регулируя спрос и  предложения на ценные бумаги, вызвать  соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а  соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем  на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рефинансирование  банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для  воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Процентная политика или регулирование официальной  процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или  ставкой рефинансирования. Изменяя  эту ставку, Центральный банк может  воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности  в предоставлении кредита населению  или предприятиям. В зависимости  от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или  удешевление кредита вообще и  тем самым создаются условия  ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Обязательные резервы  — один из основных инструментов осуществления  денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы. Минимальные резервы  — это обязательная норма вкладов  коммерческих банков в Центральном  банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных  возможностей кредитных организаций  и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных  требований возникает с момента  получения лицензии. Увеличивая или  уменьшая официальные резервные  требования, Центральный банк может  регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Валютное регулирование

Необходимость регулирования  валютного курса обусловлена  негативными последствиями его  резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса  национальной валюты имеет большое  значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая  или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении  на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

Установление  ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь  между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным  банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами  позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется  вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер  повышает их эффективность.

Использование Центральным  банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению  эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Законом предусмотрено, что  Центральный банк может применять  и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный  банк может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в современной России