Денежно-кредитная политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, ее методов и инструментов, выявление ее слабых и сильных сторон и ее осуществление в современной российской экономике.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность денежно-кредитной политики, её цели и задачи 5
Типы, методы и инструменты денежно-кредитной политики 11
Денежно-кредитная политика России и перспективы её развития 18
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая макро.docx

— 618.09 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский ) федеральный университет»

 

Институт экономики  и финансов

 

Кафедра Макроэкономики и экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине  Макроэкономика

 

Тема

Денежно-кредитная политика в современной России

 

 

Автор курсовой работы                                                      Тимерханова Альбина

Группа                                                                                                                  114

Научный руководитель                                                                     Белавина Л.Р.

Казань 2012

 

 Содержание

 

Введение                                                                                                         3

  1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики, её цели и задачи   5
  2. Типы, методы и инструменты денежно-кредитной политики               11
  3. Денежно-кредитная политика России и перспективы её развития        18

    Заключение                                                                                                    27

Список использованной литературы                                                            29

Приложение                                                                                                  31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что для  проведения эффективной экономической  политики в государстве необходимо поддерживать  в надлежащем состоянии денежную систему. Каким образом это возможно? Раньше, в XVIII веке,  Адам Смит считал, что экономика саморегулируема и не требует вмешательства государства. Но с тех пор многое изменилось, поэтому сейчас это звучит не совсем актуально, и сегодня большинство считает, что государство должно принимать участие в хозяйственной деятельности. И здесь выделяются три основных метода государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство, фискальная политика и денежно-кредитная политика. Остановимся подробнее на денежно-кредитной политике. Ее часто также называют монетарной, так как она имеет дело непосредственно с количеством денег в обращении. То есть денежно-кредитная политика – это комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. 

Общее состояние экономики  в большей мере зависит от денежно-кредитной  политики. Ведь денежно-кредитная политика – это мощный инструмент государственного регулирования экономики. При правильном и эффективном ее проведении можно  выйти из кризиса, в ином же случае возможны и печальные последствия, например, усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций.

Основным проводником данной политики является Центральный эмиссионный банк государства, осуществляющий ее проведение путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

На сегодняшний день роль кредитно-денежной политики, на мой взгляд,  возросла ввиду последних не столь позитивных событий в экономике. В условиях диссбалансированного состояния мировой экономики, шаткого положения экономики США и множества других проблем в мировой экономике, которые сейчас особенно обострились, проблема денежно-кредитной политики в России особенно актуальна.

Целью моей работы является изучение сущности денежно-кредитной  политики, ее методов и инструментов, выявление ее слабых и сильных  сторон и ее осуществление в современной  российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и сущность денежно-кредитной политики, её цели и задачи.

 

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Согласно комментариям к  федеральному закону «О Центральном  банке Российской Федерации (Банка  России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть  единой государственной экономической  политики, проявляющаяся в  воздействии  на количество денег в обращении  с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной  занятости населения, а также  роста реального объема производства.

Более точное определение  данного понятия дает Симановский  А.Ю. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям».

В зарубежной литературе денежно-кредитная  политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством  проведения валютных интервенции, изменения  уровня учетной ставки, а также  других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», которая непосредственно воздействует на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке. Что они из себя представляют? Спрос на деньги — количество денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь в своем распоряжении в зависимости от номинального валового внутреннего продукта (ВВП в денежном выражении) и ставки ссудного процента. Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. 

Субъектами денежно-кредитной  политики выступают банки, прежде всего  Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями  проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования  массы денег в обращении центральный  банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег  в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и  в процессе осуществления кредитной  политики, выражаемой в кредитной  экспансии или кредитной рестрикции. 
        Помимо Центробанка в формировании денежно-кредитной политики принимают участие другие государственные институты, в том числе казначейство и министерство финансов.

Главными стратегическими  целями денежно-кредитной политики являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной  политики Банка России формулируются  в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка  России в среднесрочной перспективе  является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий  год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся  инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, которая  изучает воздействие денег на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя подходами  к ней: кейнсианской теорией денег и монетаризмом.

Согласно теории Кейнса государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся денежный механизм. Он считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Рыночная экономика сама себя не способна поддерживать, не способна «вылечить». Это, в частности выражается в безработице, частых экономических рисках, инфляции.

Кейнс утверждал, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются факторами платежеспособного спроса, а не факторами предложения. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов влияющих на спрос.

По его мнению, для увеличения инвестиций, которые играют решающую роль в расширении платежеспособного  спроса необходимо:

1. снизить проценты на кредиты, и предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства

2. cтимулиpoвaть эффeктивный cпpoc зa cчeт увeличeния гocудapcтвeнных раcхoдoв, инвecтиций и зaкупки тoвapoв

3. перераспределить расходы в пользу социальных групп, получающих наиболее низкие доходы для увеличения спроса этих социальных групп

В итоге, по мнению Кейнса, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократиться безработица.

Рассматривая два инструмента  регулирования спроса - денежно-кредитный  и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки. Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетной политике.

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G±NX

С  -  потребительские  расходы  населения

I   - частные плановые  инвестиции

G  -  государственные  расходы на покупку товаров  и услуг  

NX - чистый экспорт

В 70-х годах наблюдался кризис кейнсианской школы. Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. Американский экономист Мильтон Фридман и его последователи, которые известны в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной [4, c.246].

Монетаризм – наука  о деньгах  и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная  теория, представляющая собой специфический  подход к регулированию экономики  с помощью денежно-кредитных инструментов.

Представители этой школы  считают, что связь между ВНП  и денежной  массой  более  прочная,  нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения  И.Фишера:

М•Y=P•G

M - количество денег в  обращении  

Y - скорость денежного  обращения 

Р - индекс цен

G  -  количество  товаров  и услуг, произведенных в рамках  национальной экономики в течение  определенного периода времени  (обычно за год)

На первый план выдвигается  стабильная эмиссия денег независимо от экономического положения и состояния  конъюнктуры. Объем денежной массы  становится главным объектом денежно-кредитной  политики. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности. Если имеет место диспропорция, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Также необходимо сокращение до минимума государственных регуляторов, исключение или снижение роли налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, должны служить «денежные импульсы», денежная эмиссия.

Фридман исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечиваться стабильностью цен.

Таким образом, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, необходимо проводить курс на постоянное увеличение денег в обращении. Таким образом, основная мысль монетаризма заключается в том, что государственное регулирование должно ограничиться контролем над денежным обращением.

Нужно отметить следующие  доводы, говорящие в пользу денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом [5, c.141]  :

1. быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой, применение которой может быть отложено не долгое время из-за обсуждения в законодательных органах. В то время как Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке-продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

2. в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов:

1. Политика «дорогих денег», если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в современной России